Зачем нам вера?

Что для наших детей история, то для нас прошлое. Сегодня дети, пляшущие на концерте звезд рок-музыки, знают, что еще вчера рок-музыки - официально - не существовало, но, конечно же, этого они не помнят. Дети не знают, какое это было время, когда реальность в нашей стране была совсем другая. Им невозможно ощутить, насколько другой была эта страна, когда записи рок-музыки были подпольными, а не пиратскими, когда прикладывались не к иконам, а к знаменам, тайком ходили в храмы и читали «самиздат».

 

Мы знаем, но не помним то время, которое было реальностью для наших родителей и дедов. Так с каждым поколением уходит в прошлое - в историю, на страницы учебников и романов - целый мир: живые люди, реальные события, овладевавшие массами идеи и почитаемые идолы.

 

Но что-то остается и проникает в новую эпоху. Что-то барахтается на поверхности даже несколько эпох. А что-то было, есть и пребудет всегда. И это не только наши извечные проблемы - дураки и дороги.

 

Десять веков назад киевский князь Владимир крестил Русь. Князь принял христианство, и за князем христианство приняли поляне, древляне, вятичи, кривичи, дреговичи и прочие племена, объединенные под сильной и мудрой рукой Владимира. Наверное, мало в истории примеров такой безболезненной, бескровной и масштабной революции, каковой стало принятие Православия Русью. Возможно, это единственный пример.

 

За эту тысячу с лишком лет на обширных пространствах Руси случилось все, что только может случиться в истории, - становление и падение государств и империй, войны и нашествия, голод и эпидемии. Завоеватели всех племен и народов, разного толка вожди и тираны, провозвестники «новой веры» и ниспровергатели храмов, проходимцы и самозванцы всех мастей. Словно волны, накатывались они на Русь и, словно волны, не оставляли по себе следа.

 

Вера святого князя Владимира и ее оплот - Православная Церковь - тысячу лет шли к нам, и уже тысячу лет они с нами. Вера и Церковь пережили времена возвышений и падений, раскол, гонения, террор и эпоху официального атеизма. Гонители еще не позабыты, а над нашей землей снова возносится Крест.

 

А ведь храмы воздвигает «не царь, не Бог и не герой». Храмы всегда строят люди, и строят всем миром - по копеечке, по кирпичику, нищие и богатые, грешники и праведники. Почему же мы снова и снова, уже 1020 лет, возводим храмы? Почему мы восстанавливаем храмы, разрушенные нашими же руками? Зачем нам вера?

 

Раньше - неважно когда - такой вопрос не возник бы, а если бы и возник, с вопрошающим разобрались бы достаточно быстро и жестко. Но это, так сказать, перегибы, наша человеческая нетерпимость. Вера святого князя Владимира - Православие - предлагает человеку выбор. Опции просты, но становятся понятны не сразу. Очевидно, полное понимание приходит только тогда, когда твой выбор не только сделан, но и состоялся.

 

Первая опция - короткая жизнь и смерть навсегда. Ты сам себе хозяин и властелин и волен решать, в чем смысл твоей жизни, в любой момент времени. Можешь ежеминутно менять этот смысл или вести вовсе бессмысленную жизнь. Позволено все. А потом смерть тела и вечная, безнадежная, полная отчаяния и страха «окаменевшая мука» души, скулящей у навсегда «захлопнутых врат» своей истинной обители.

 

Но смерть может быть началом не только мучений - смерть может стать началом иной, вечной жизни. Той жизни, лишенной страданий, сомнений, страха, болезней и бедствий, угрызений и бреда воспаленной совести, которая была нам предназначена изначально. Отсюда, с «посюсторонней» точки зрения, такая жизнь может показаться скучной. Как, не бороться и не искать, не найти и не не сдаваться?! - Поверь, вечная жизнь души в ее истинном пристанище не покажется скучной. Та жизнь другая. Ее нельзя оценить по меркам, приемлемым для жизни нашего тела. Сейчас ту жизнь невозможно представить, как сложно представить сегодня подпольный рок-концерт или самиздатовскую книгу. Но та жизнь - это естественное состояние души, ненадолго плененной в неуютном бренном теле и с ликованием вырвавшейся к свету и счастью - глубокому, всеобъемлющему, безмятежному и непреходящему счастью. Ты ведь бывал счастлив? - Мощное ощущение, но такое мимолетное. Вечная жизнь нашей души - это постоянное ощущение счастья.

 

Принимая веру, мы выбираем свое будущее. Но к будущему ведет не только выбор цели, а и выбор пути. А разные пути ведут к разным целям. Вера помогает нам сделать выбор цели и выбор пути. Да-да, признав «я верую», ты вовсе не делаешь выбор, а уступаешь изначальному выбору своей души. Ты ведь всегда сам страдаешь, если обидел кого-то? Если сказал неправду? Если был несправедлив к ближнему? Это твоя душа-христианка подает тебе знак: пора!

 

Следуя выбору своей души, ты начинаешь путь к своему истинному дому, к своему настоящему «я», к тому будущему, которое приготовил для тебя Господь. К освобождению души от «мерзкой тяжести» сомнений, разбивающих в груди любовь. К осознанию того, кто ты и каков ты на самом деле. Наш бунт против особенностей этого пути - это не бунт, заслуживающий восхищения. Это лень, достойная порицания. Готов ли ты пожертвовать вечной жизнью своей счастливо трепещущей души? - Задай себе этот вопрос, когда душа-христианка вступает в конфликт с телом.

 

Но много сложного в нашей жизни, и юная душа не всегда готова дать ответ. Иногда верить недостаточно, иногда надо и знать. Вот в помощь ищущему ответа мы, наши предки и предки их предков уже тысячу лет возводим храмы. Иди в храм, там тебе помогут. Будь уверен, двери храма распахнуты именно для тебя.

 

Святой Владимир последовал зову своей души и сделал выбор за всех своих соотечественников. В те времена такой выбор предопределял будущее душ не только славян, но и потенциальных союзников и врагов Руси. Тогда битва за душу человеческую велась не только в храмах, но и на поле брани. Славяне щедро оплатили свою веру миллионами жизней... Сегодня может показаться, что наступили легкие времена и вера стала делом мирным и сугубо личным.

 

Это заблуждение. На смену секирам и ятаганам в битве за душу пошли в ход более изощренные и тонкие средства. Принципом современного «цивилизованного демократического государства» является признание веры личным делом граждан и предоставление гарантий свободы вероисповедания. Это значит, что государство не вмешивается в дела веры и Церкви, однако при этом фактически предоставляет равноправный статус любой вере, культу, верованию и вообще любому набору телодвижений и словосочетаний, который кто угодно объявляет религией. Так не является ли эта свобода скрытым и разрушительным вмешательством в жизнь твоей души?

 

А ведь это страшно - наша Православная вера, принесенная людям Господом, принявшим образ человека и принявшим страшную и мучительную смерть ради любви к нам и нашего спасения, вера, которая предлагает тебе возможность вечной и прекрасной жизни, вера, уже живущая в твоем дыхании, вдруг становится в один ряд с выдумками сумасшедших и проходимцев. Да, современное государство перестало притеснять священников и их паству. Но при этом дало дорогу любому культу, претендующему - ни много ни мало - на твою бессмертную душу.

 

Православие же есть путь освобождения души, угнетенной грехами и ленивой плотью, путь обретения душой ее высшего состояния - ликования от общения с Творцом.

 

Поэтому такая «либеральная ценность», как свобода вероисповедания, - орудие почище огня и меча. Это даже не очередной «изм» - это настоящая дьявольщина.

 

Как ни короток наш миг на земле, он существует - и проходит в тесном общении с другими людьми. Тебе еще предстоит узнать, как сложно бывает жить рядом с себе подобными. Настолько сложно, что для многих стало профессией примирение ближних друг с другом и с действительностью (это философы, политологи, юристы, психологи, социологи...). Для разрешения сложных ситуаций эти люди предлагают множество чрезвычайно сложных и запутанных правил. Как говорится, если от болезни существует много средств, болезнь неизлечима... Вера предлагает тебе только одно универсальное правило - возлюби ближнего своего, как самого себя. Это требует большого труда, но ясность и простота концепции делают этот труд радостным. И - ты обязательно убедишься - очень эффективным.

 

В храмах, в университетах, на улице, по соседству - множество людей, которые с готовностью ответят на вопрос «зачем нам вера?». И будет названо много причин и соображений, чрезвычайно логичных, прекрасных, остроумных, интригующих и просто интересных. Эти ответы будут сродни определению счастья - для каждого найдется свой ответ и свое определение. Но мне кажется, что ты уже знаешь ответ. Выбор за тобой.

 
 
Максим Федорченко
20 ноября 2008
(0 голосов, средний: 0 из 5 оценок)
Уважаемые посетители, здесь Вы можете написать комментарий к статье. Редакция "Детской" не дает профессиональных консультаций.
Другие статьи
О том, как приобрести смирение
Святые отцы часто потребляли слова «смирение» и «смиренномудрие» как синонимы, но тем не менее придавали им различное значение. В святоотеческом понимании смиренномудрие — это правильный образ...
Православие
21 июля 2008
Как научиться молиться?
Этот вопрос задают не только дети. Когда-то Самого Господа Иисуса Христа попросили Его ученики: Господи, научи нас молиться! И в ответ Господь научил их самой главной молитве, которую мы теперь...
Православие
21 марта 2008
Развод
Развод сегодня стал вполне привычным разрешением неудачно сложившейся семейной жизни. Привычным настолько, что не только неверующие, но и православные супруги стали соблазняться возможностью...
Семья и отношения
03 февраля 2009