Зачем нам вера?

Что для наших детей история, то для нас прошлое. Сегодня дети, пляшущие на концерте звезд рок-музыки, знают, что еще вчера рок-музыки - официально - не существовало, но, конечно же, этого они не помнят. Дети не знают, какое это было время, когда реальность в нашей стране была совсем другая. Им невозможно ощутить, насколько другой была эта страна, когда записи рок-музыки были подпольными, а не пиратскими, когда прикладывались не к иконам, а к знаменам, тайком ходили в храмы и читали «самиздат».

 

Мы знаем, но не помним то время, которое было реальностью для наших родителей и дедов. Так с каждым поколением уходит в прошлое - в историю, на страницы учебников и романов - целый мир: живые люди, реальные события, овладевавшие массами идеи и почитаемые идолы.

 

Но что-то остается и проникает в новую эпоху. Что-то барахтается на поверхности даже несколько эпох. А что-то было, есть и пребудет всегда. И это не только наши извечные проблемы - дураки и дороги.

 

Десять веков назад киевский князь Владимир крестил Русь. Князь принял христианство, и за князем христианство приняли поляне, древляне, вятичи, кривичи, дреговичи и прочие племена, объединенные под сильной и мудрой рукой Владимира. Наверное, мало в истории примеров такой безболезненной, бескровной и масштабной революции, каковой стало принятие Православия Русью. Возможно, это единственный пример.

 

За эту тысячу с лишком лет на обширных пространствах Руси случилось все, что только может случиться в истории, - становление и падение государств и империй, войны и нашествия, голод и эпидемии. Завоеватели всех племен и народов, разного толка вожди и тираны, провозвестники «новой веры» и ниспровергатели храмов, проходимцы и самозванцы всех мастей. Словно волны, накатывались они на Русь и, словно волны, не оставляли по себе следа.

 

Вера святого князя Владимира и ее оплот - Православная Церковь - тысячу лет шли к нам, и уже тысячу лет они с нами. Вера и Церковь пережили времена возвышений и падений, раскол, гонения, террор и эпоху официального атеизма. Гонители еще не позабыты, а над нашей землей снова возносится Крест.

 

А ведь храмы воздвигает «не царь, не Бог и не герой». Храмы всегда строят люди, и строят всем миром - по копеечке, по кирпичику, нищие и богатые, грешники и праведники. Почему же мы снова и снова, уже 1020 лет, возводим храмы? Почему мы восстанавливаем храмы, разрушенные нашими же руками? Зачем нам вера?

 

Раньше - неважно когда - такой вопрос не возник бы, а если бы и возник, с вопрошающим разобрались бы достаточно быстро и жестко. Но это, так сказать, перегибы, наша человеческая нетерпимость. Вера святого князя Владимира - Православие - предлагает человеку выбор. Опции просты, но становятся понятны не сразу. Очевидно, полное понимание приходит только тогда, когда твой выбор не только сделан, но и состоялся.

 

Первая опция - короткая жизнь и смерть навсегда. Ты сам себе хозяин и властелин и волен решать, в чем смысл твоей жизни, в любой момент времени. Можешь ежеминутно менять этот смысл или вести вовсе бессмысленную жизнь. Позволено все. А потом смерть тела и вечная, безнадежная, полная отчаяния и страха «окаменевшая мука» души, скулящей у навсегда «захлопнутых врат» своей истинной обители.

 

Но смерть может быть началом не только мучений - смерть может стать началом иной, вечной жизни. Той жизни, лишенной страданий, сомнений, страха, болезней и бедствий, угрызений и бреда воспаленной совести, которая была нам предназначена изначально. Отсюда, с «посюсторонней» точки зрения, такая жизнь может показаться скучной. Как, не бороться и не искать, не найти и не не сдаваться?! - Поверь, вечная жизнь души в ее истинном пристанище не покажется скучной. Та жизнь другая. Ее нельзя оценить по меркам, приемлемым для жизни нашего тела. Сейчас ту жизнь невозможно представить, как сложно представить сегодня подпольный рок-концерт или самиздатовскую книгу. Но та жизнь - это естественное состояние души, ненадолго плененной в неуютном бренном теле и с ликованием вырвавшейся к свету и счастью - глубокому, всеобъемлющему, безмятежному и непреходящему счастью. Ты ведь бывал счастлив? - Мощное ощущение, но такое мимолетное. Вечная жизнь нашей души - это постоянное ощущение счастья.

 

Принимая веру, мы выбираем свое будущее. Но к будущему ведет не только выбор цели, а и выбор пути. А разные пути ведут к разным целям. Вера помогает нам сделать выбор цели и выбор пути. Да-да, признав «я верую», ты вовсе не делаешь выбор, а уступаешь изначальному выбору своей души. Ты ведь всегда сам страдаешь, если обидел кого-то? Если сказал неправду? Если был несправедлив к ближнему? Это твоя душа-христианка подает тебе знак: пора!

 

Следуя выбору своей души, ты начинаешь путь к своему истинному дому, к своему настоящему «я», к тому будущему, которое приготовил для тебя Господь. К освобождению души от «мерзкой тяжести» сомнений, разбивающих в груди любовь. К осознанию того, кто ты и каков ты на самом деле. Наш бунт против особенностей этого пути - это не бунт, заслуживающий восхищения. Это лень, достойная порицания. Готов ли ты пожертвовать вечной жизнью своей счастливо трепещущей души? - Задай себе этот вопрос, когда душа-христианка вступает в конфликт с телом.

 

Но много сложного в нашей жизни, и юная душа не всегда готова дать ответ. Иногда верить недостаточно, иногда надо и знать. Вот в помощь ищущему ответа мы, наши предки и предки их предков уже тысячу лет возводим храмы. Иди в храм, там тебе помогут. Будь уверен, двери храма распахнуты именно для тебя.

 

Святой Владимир последовал зову своей души и сделал выбор за всех своих соотечественников. В те времена такой выбор предопределял будущее душ не только славян, но и потенциальных союзников и врагов Руси. Тогда битва за душу человеческую велась не только в храмах, но и на поле брани. Славяне щедро оплатили свою веру миллионами жизней... Сегодня может показаться, что наступили легкие времена и вера стала делом мирным и сугубо личным.

 

Это заблуждение. На смену секирам и ятаганам в битве за душу пошли в ход более изощренные и тонкие средства. Принципом современного «цивилизованного демократического государства» является признание веры личным делом граждан и предоставление гарантий свободы вероисповедания. Это значит, что государство не вмешивается в дела веры и Церкви, однако при этом фактически предоставляет равноправный статус любой вере, культу, верованию и вообще любому набору телодвижений и словосочетаний, который кто угодно объявляет религией. Так не является ли эта свобода скрытым и разрушительным вмешательством в жизнь твоей души?

 

А ведь это страшно - наша Православная вера, принесенная людям Господом, принявшим образ человека и принявшим страшную и мучительную смерть ради любви к нам и нашего спасения, вера, которая предлагает тебе возможность вечной и прекрасной жизни, вера, уже живущая в твоем дыхании, вдруг становится в один ряд с выдумками сумасшедших и проходимцев. Да, современное государство перестало притеснять священников и их паству. Но при этом дало дорогу любому культу, претендующему - ни много ни мало - на твою бессмертную душу.

 

Православие же есть путь освобождения души, угнетенной грехами и ленивой плотью, путь обретения душой ее высшего состояния - ликования от общения с Творцом.

 

Поэтому такая «либеральная ценность», как свобода вероисповедания, - орудие почище огня и меча. Это даже не очередной «изм» - это настоящая дьявольщина.

 

Как ни короток наш миг на земле, он существует - и проходит в тесном общении с другими людьми. Тебе еще предстоит узнать, как сложно бывает жить рядом с себе подобными. Настолько сложно, что для многих стало профессией примирение ближних друг с другом и с действительностью (это философы, политологи, юристы, психологи, социологи...). Для разрешения сложных ситуаций эти люди предлагают множество чрезвычайно сложных и запутанных правил. Как говорится, если от болезни существует много средств, болезнь неизлечима... Вера предлагает тебе только одно универсальное правило - возлюби ближнего своего, как самого себя. Это требует большого труда, но ясность и простота концепции делают этот труд радостным. И - ты обязательно убедишься - очень эффективным.

 

В храмах, в университетах, на улице, по соседству - множество людей, которые с готовностью ответят на вопрос «зачем нам вера?». И будет названо много причин и соображений, чрезвычайно логичных, прекрасных, остроумных, интригующих и просто интересных. Эти ответы будут сродни определению счастья - для каждого найдется свой ответ и свое определение. Но мне кажется, что ты уже знаешь ответ. Выбор за тобой.

 
 
Максим Федорченко
20 ноября 2008
(0 голосов, средний: 0 из 5 оценок)
Уважаемые посетители, здесь Вы можете написать комментарий к статье. Редакция "Детской" не дает профессиональных консультаций.
Другие статьи
Христосование
На Пасху принято христосоваться. Старые и молодые, дети и взрослые, мужчины и женщины целуют трижды друг друга. Принято, чтобы младшие словами "Христос Воскресе!" приветствовали первыми, а старшие...
Православие
22 апреля 2011
ДЕТСКАЯ ИСПОВЕДЬ (часть 1)
Исповедь для детей от семи лет
Православие
13 марта 2008