Как ребенку подготовиться к причастию
Во-первых, ребенка с младенчества необходимо учить причащаться осознанно. Как это сделать?
Конечно, малыш до 3-4 лет не осознает всей серьезности происходящего. Но тот факт, что родители исправно, каждое воскресенье и Великие праздники подносят его к Святой Чаши, играет огромную роль в деле православного воспитания. Ребенок, буквально с пеленок, впитывает благодать от Святого Причащения.
Если ребенка в первый раз привели причащаться только в двух-трехлетнем возрасте, то он может расплакаться, испугаться священника. Он не понимает, зачем он здесь находится. Детей, которых причащают с младенчества видно сразу. Они сами складывают ручки перед Чашей, с радостью называют свои имена батюшке и открывают ротик для принятия Святых Христовых Таин.
Таким детям объясняют с самого раннего возраста, что их ведут в храм причащаться. Даже если вам кажется, что малыш ничего еще не понимает, но он от вас слышит самые важные слова в жизни христианина: Причастие, Святые Христовы Таины, Тело и Кровь Христовы.
Немного повзрослев, детям можно в доступной форме рассказать про Бога, самые азы, доступные ребенку. Объяснить маленькому человечку, что нужно с благоговением подходить к Чаше, не баловаться, не кричать в храме, тогда ребенок будет учиться с ранних лет осознанности и осмысленности того, что он делает.
Причащение после Крестин
Как мы поняли, детей необходимо водить причащать сразу, как только крестили, с младенчества. Покрестив ребенка, вы обсуждаете со священником, когда вам принести малыша на Причащение.
Общие правила Причащения младенцев и детей раннего возраста:
1. Ребенка необходимо держать на правой руке, как при кормлении. Вы придерживаете своей рукой ручки малыша, чтобы он случайно не задел руку священника, держащего лжицу со Святыми Дарами.
2. После Причастия необходимо дать ребенку запивку, которую дают в храме всем принявшим Христовы Таины. Младенцам запивку дают очень аккуратно, можно дать с маленькой ложечки.
3. Если ребенок срыгнул, то об этом нужно сразу же сказать священнику, чтобы он принял меры. Такое важно не допускать, поэтому не кормите ребенка непосредственно перед самим Причащением.
По обычаю Церкви, начиная с 4-х лет, младенец уже не должен с утра вкушать пищи или пития до Причастия.
Детей до семи лет Церковью принято не исповедовать перед Причастием. В возрасте семи лет младенец становится отроком и считается уже ответственным за свои поступки. Поэтому важно готовить ребенка к этому моменту.
Более подробно, как готовить ребенка к исповеди, читайте здесь.
По любым вопросам, если вы в чем-то сомневаетесь, обращайтесь к священнику.
Причастие ребенка до года
Подход к подготовке ребенка к причастию зависит от того, каков возраст ребенка. Так,конечно, абсурдно, как уже говорилось, заранее беседовать с младенцем до года; задача родителей, которые хотят причастить своего ребенка, – в первую очередь поднять себя с утра после бессонной ночи и укачать любимое чадо, страдающее коликой или зубками. Но мало просто встать и собраться, нужно угадать с кормлением младенчика, исходя из его «пищевого ритма». Я верю, есть на свете ангельские крохи, которые выдерживают трех-четырехчасовой перерыв между кормлениями и питаются так, словно у них внутри встроен таймер. Мои дети были другими: они требовали еды часто, кушали долго, а потом еще и обильно срыгивали. Я извиняюсь за физиологические подробности, но без них никуда – ведь если ребенка принести к причастию сразу после кормления, есть опасность, что он срыгнет и Святые Дары. Хотя эта ситуация скорее из разряда гипотетических, но тем не менее и ее надо учитывать. Если же ребенок будет слишком голоден, то вы рискуете украсить проповедь батюшки перед причастием ребенка заливистыми руладами (у нас не перевелись еще мужественные пастыри, которые читают длиннющую проповедь перед самым причастием, героически не замечая ноющих, рыдающих, шебуршащихся в первых рядах малолеток, изнывающих от ощущения полной бессмысленности происходящего), а соответственно, и сами будете нервничать: и за ребенка переживать, и стыдиться производимого вами фурора.
Таким образом, мама должна так приспособиться и к нуждам собственного младенца и к расписанию службы, чтобы и ребенка причастить, и самой при этом со стыда не умереть. Конечно, это легче сделать, если семья воцерковлена, и родители могут практически безошибочно угадать время причастия. Или же они помогают друг другу: один гуляет с коляской на улице, другой – молится в храме. Если же в храм ходит только мама с малышом, ее задача усложняется. В этот недолгий, в общем-то младенческий период главная подготовка к причастию для ребенка – это на самом деле умение мамы сохранить благодушие и позитивный настрой во время похода в храм на Литургию: донести малыша, раздеть, если жарко в храме, одеть, если холодно, не дать ему расплакаться, простоять какое-то время, держа на руках чадо, которое уже к возрасту в полугода, кстати, весит около 10 кг, ну и, конечно, причастить. И это, пожалуй, все. Может быть, не очень духовно и благочестиво, но – реально и жизненно.
Причастие ребенка от года до трех лет
С детьми старше года уже можно разговаривать – про мишек, зайчиков, белочек, машинки и многое другое. Это уже прогресс. Значит, можно пытаться и «беседовать о Церкви». Но с учетом возрастных и психических особенностей ребенка: «Отличительной чертой детской памяти является ее наглядно-образный характер. Ребенок лучше запоминает предметы и картины, а из словесного материала — преимущественно образные и эмоционально действующие рассказы и описания. Отвлеченные понятия и рассуждения, как плохо еще понимаемые, не запоминаются маленькими детьми. В силу ограниченности жизненного опыта у детей еще недостаточно развиты отвлеченные связи, и их память опирается главным образом на наглядно воспринятые отношения предметов. Осмысленное запоминание начинает развиваться у детей с появлением у них речи и в последующем все более совершенствуется, как в связи с дальнейшим развитием речи, так и по мере накопления жизненного опыта».
Таким образом, бесполезно с ребенком говорить отвлеченно, рассказывать ему о Таинствах тем языком, которым об этом пишут в большинстве катехизисов и церковных книг. Но это не означает и слюнявого сюсюкания вроде «подойди к батюшечке, сейчас он тебе даст конфеточку с ложечки», и тому подобное. Во-первых, в этом возрасте большинство родителей интуитивно понимают, что и как нужно говорить ребенку. Например, в обиход входит речь от первого лица множественного числа: «Мы сейчас будем кушать», то есть мама соединяет себя с ребенком, и все, что делает она, делает и он, и наоборот. С другой стороны, к ребенку обращаются и о нем говорят в третьем лице, используя при этом его имя собственное: «Машенька все скушала, вот молодец!».
Причастие ребенка от трех до семи лет
Об этом благодатном возрасте познания мира писали многие психологи и родители. Это время, когда ребенку все интересно, когда он ищет новых интеллектуальных и эмоциональных впечатлений, когда он может не только слушать, но и ему есть, что сказать. Иными словами, ребенок начинает осмысливать происходящее, связывать разрозненные кусочки своего опыта в единую мозаику, он начинает складывать свою картину мира. И задача родителей – помочь гармонично и красиво эту картину мира «нарисовать».
Во-первых, в этом возрасте можно уже разговаривать, читать и обсуждать. Конечно, читали и разговаривали мы и раньше, но теперь наш разговор переходит на новый уровень, да и книжки можно читать посерьезнее колобка и мойдодыра. Причем читать нужно хорошие книжки – обратите внимание: не православные, а хорошие. К сожалению, это не одно и то же. В последнее время разве что детская серия «Настя и Никита» от «Фомы» может назваться хорошей православной литературой, а если быть точным, хорошей современной детской литературой, лежащей в силовом поле православного бытия.
Почему я так настаиваю на чтении книг родителями детям? Потому что эта, казалось бы, незамысловатая семейная традиция имеет массу положительных сторон. Это и возможность побыть вместе с ребенком, посидеть бок о бок, уделив время только друг другу, это особая атмосфера душевного тепла, единой семьи, покоя и любви. Это и разговор после книжки – кто и как поступил, почему так, а не иначе. И здесь вы не только прививаете ребенку навыки пересказа, развиваете его речь, но и расставляете нужные нравственные акценты, формируете иерархию ценностей. Это та литературно-нравственная и эмоционально-мотивационная база, на которой будут строиться его знания о Церкви – именно так, а не наоборот.
Кроме чтения, как ни странно, важным, вернее, даже главным элементом подготовки ребенка к причастию является… его воспитание – обсуждение его поступков, создание нравственного компаса, усвоение понятий плохо/хорошо. Причем это должны быть нравственные понятия именно в общечеловеческой системе ценностей, а не так, что мы, православные, хорошие, а остальные, язычники, грешники, и общаться с ними нельзя, потому что они, как тот бычок из переделанного на православно-шутливый манер стихотворения, попадут в ад:
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу,
И если не покается,
Гореть ему в аду.
Причастие от семи лет
Причастие после семи лет совершаеться по все взрослым правилам, детей могут поощрять священики, но этим не соит злоупотреблять.