Поговорим как большие. Часть 3. Бесправен в самом главном
- Нередко оказывается, что дети либеральных родителей совершенно не умеют вести себя в обществе сверстников или просто чужих людей, например, в гостях. Почему это происходит?
- В романе Льва Толстого «Анна Каренина» один из героев, Голенищев, говорит о каком-то из своих знакомых: «Он стал вольнодумцем, не имея классического образования. Ему не пре¬подали начала веры, катехизису не учили, какой он вольнодумец после этого?».
Когда человека учат живописи или музыке, он долгое время осваивает технику рисунка, технику игры гамм. А потом уже на этом фоне импровизация носит совершенно иной характер. Так вот, свободу поведения, отсутствие комп¬лексов, видимо, можно уподобить той самой импровизации. Когда у ребенка есть хорошая школа, не побоюсь этого слова, муштры пове¬дения: как правильно общаться со взрослыми, как сидеть за столом, - это те азы, которые потом позволяют ему осваивать навыки творческого общения. А когда азов нет, тогда начинается то, что называется «без руля и без ветрил».
- А можно ли как-то объяснить слишком либеральным родителям, что в их либерализме таится опасность для ребенка?
- Растению постоянно требуется какая-то подпорка, подвязка, различные меры, которые позволяли бы ему добиться пышного цвета, хороших плодов. А то, что растет в чистом поле без подпорок-подвязок, имеет совершенно другую форму, другой цвет и запах. Если говорить о правах ребенка, получа¬ется, что свободолюбивые родители лишают своих детей главного их права - права воспитываться. Права ребенка на то, чтобы в детстве ему были даны какие-то основы поведения, как правила дорожного движения, чтобы он в будущем под машину не попал.
Очень хорошо, когда ребенок понимает, что у него есть такая дополнительная защита, как материнское сердце, как отцовская интуиция, которые подсказывают: вот так сделать. Прислушиваешься - а потом понимаешь, что это единственное правильное родителям было открыто. Не тебе, а родителям. Так же как в духовной жизни — духовнику больше дано в отношении тебя знать. Вот здесь - то же самое.
- В романе Льва Толстого «Анна Каренина» один из героев, Голенищев, говорит о каком-то из своих знакомых: «Он стал вольнодумцем, не имея классического образования. Ему не пре¬подали начала веры, катехизису не учили, какой он вольнодумец после этого?».
Когда человека учат живописи или музыке, он долгое время осваивает технику рисунка, технику игры гамм. А потом уже на этом фоне импровизация носит совершенно иной характер. Так вот, свободу поведения, отсутствие комп¬лексов, видимо, можно уподобить той самой импровизации. Когда у ребенка есть хорошая школа, не побоюсь этого слова, муштры пове¬дения: как правильно общаться со взрослыми, как сидеть за столом, - это те азы, которые потом позволяют ему осваивать навыки творческого общения. А когда азов нет, тогда начинается то, что называется «без руля и без ветрил».
- А можно ли как-то объяснить слишком либеральным родителям, что в их либерализме таится опасность для ребенка?
- Растению постоянно требуется какая-то подпорка, подвязка, различные меры, которые позволяли бы ему добиться пышного цвета, хороших плодов. А то, что растет в чистом поле без подпорок-подвязок, имеет совершенно другую форму, другой цвет и запах. Если говорить о правах ребенка, получа¬ется, что свободолюбивые родители лишают своих детей главного их права - права воспитываться. Права ребенка на то, чтобы в детстве ему были даны какие-то основы поведения, как правила дорожного движения, чтобы он в будущем под машину не попал.
Очень хорошо, когда ребенок понимает, что у него есть такая дополнительная защита, как материнское сердце, как отцовская интуиция, которые подсказывают: вот так сделать. Прислушиваешься - а потом понимаешь, что это единственное правильное родителям было открыто. Не тебе, а родителям. Так же как в духовной жизни — духовнику больше дано в отношении тебя знать. Вот здесь - то же самое.