Три основных типа детского отношения к сотрудничеству со взрослыми

1. Тип «беспризорника».

К сожалению, сегодня именно этот тип стал преобладающим. Это дети, у которых на границе детского и подросткового возраста оборвалась внутренняя связь с родителями. Где-то в чем-то они крупно обиделись на родителей и наотрез отказались сотрудничать со взрослыми (чаще всего даже не отдавая себе отчета в этом), а тем более приходить ко взрослым за советом. В основе такого решения, конечно, лежит гордыня и самомнение, но можно указать и другую причину, ведущую к такому конфликту. Ибо родители со своим родительским делом справляться не умеют и не хотят. Сказываются пробелы в их собственном воспитании, которые были допущены их мамами и папами. Они не подготовили своих детей к отцовству и материнству, и те теперь воспроизводят усвоенную в детстве «модель» в своих семьях. Начиная с 50-х годов отношение к материнству и отцовству, отношение к детству в обществе сильно изменилось. Детство превратилось в сугубую ценность, с которой неохота расставаться. Оно позволяет человеку не нести ответственность за свою жизнь, а нести эту ответственность действительно трудно, порой даже страшно. Десятилетия в умах тщательно воспитывалось отношение к ребенку как к социальной единице более ценной, чем взрослый. Ему, ребенку, предназначался первый кусок. Не отцу, главе семьи, а именно ребенку! Как проявится неверная социальная ориентация ребенка в его взрослой жизни? Дети вырастают телесно, развиваются в умственном плане, поступают учиться, идут работать, но в плане ответственности и готовности сотрудничать остаются на том же уровне 10-12-летнего ребенка. Они ощущают себя взрослыми людьми, которые вправе совершать важные действия и принимать важные решения - вступать в брак, рожать детей, занимать ответственные должности, - но на самом деле пасуют перед лицом любых затруднений, ищут легких путей и совершенно не нацелены на сотрудничество с другими людьми, особенно с теми, кто выполняет роль наставническую или руководящую.

 

2. Дети-сироты.

Другой результат неудовлетворительной семейной ситуации – случай, когда ребенок, хотя и не находит контакта с родителями, все же не отрицает возможность такого контакта с другими взрослыми. В этом своем «сиротстве» он ищет возможность восполнить дефицит родительства. Такой тип «детей-сирот» гораздо малочисленнее, чем тип «детей-беспризорников», здесь уже возникают возможности для успешной воспитательной деятельности. О «сироте» можно сказать, что внутренне он не склонен кому-либо доверять и доверяться, но при возникновении сложных обстоятельств ищет совета и поддержки более опытных людей, вступая, таким образом, с ними во временное сотрудничество. Такой человек может понять и принять совет или управление делом, за которое он берется. Но хоть он и идет на контакт, все же это случается только при «острой производственной необходимости». При этом отношения всегда несут в себе оттенок напряженности.

 
3. Дети-«сыновья».
Отношения «сыновства» в готовом виде встречаются крайне редко. В «сыновской» модели, в отличие от «сиротской», ребенок находится в доверительно-открытом отношении к кому-то из взрослых, ему возможно принять другого человека как наставника. Такой ребенок обращается ко взрослому, не потому что столкнулся с решением какой-то задачи, которая оказалась не под силу, но по устойчивому навыку к послушанию. Его душа требует того, чтобы ответственные решения принимались не по одному его субъективному мнению, но по каким-то более веским и ответственным причинам.
 
Часто можно услышать, как родители, особенно отцы, мотивируют отказ от проявлений своей любви к ребенку боязнью его избаловать. Этим же оправдывают жесткое обращение с детьми те, в чьем сердце и нет никаких теплых чувств к детям: мол, нечего баловать, пусть привыкает (к чему?  жестокости и агрессии?). Как это ни удивительно, дело обстоит как раз наоборот – именно нелюбимые, недолюбленные дети имеют наибольший риск стать избалованными эгоистами. Даже если их отец и не является таким богачом, как герой всем известного французского фильма «Игрушка». Помните, в нем очень выразительно показано, как лишенный подлинной отцовской любви мальчик становится эгоистичным чудовищем и исцеляется от душевной жестокости искренними отношениями с чужим, по сути, человеком, который сумел разбудить в нем ответную любовь. «Болезненный опыт семейных отношений отягощает внутренний мир ребенка, создает постоянное внутреннее напряжение. Восприятие фокусируется на травмирующих переживаниях (когда у нас что-то болит, мы думаем об этом, а при сильной боли все воспринимается сквозь эту призму). Так восприятие мира становится суженным, односторонним и искаженным. Мир представляется ребенку сообразно его опыту общения с близкими ему людьми. Чем труднее и болезненнее этот опыт, тем сильнее печать душевных травм на его впечатлениях.
Мир воспринимается тогда как опасный, угрожающий, враждебный. Если ребенку недостает любви, его душа, подобно растению в темноте, чахнет и увядает. Возникают так называемые «психические отклонения», трудности характера и дефекты личности, вплоть до душевных заболеваний. Детский эгоцентризм не является врожденным, как полагают многие психологи. Мы видим, что он присущ детям, лишенным любви родителей и пережившим душевные травмы. Эгоцентризм следует отличать от эгоизма. Обычно эгоизм связывают с избалованностью детей. «Балуя» своих детей, родители, в сущности, недостаточно их любят. Приятно доставить ребенку удовольствие, выполнив его желание или каприз, неприятно наказывать его, проявлять к нему строгость и требовательность. Выходит, что «баловство» детей выражает стремление взрослых к приятным эмоциям и уход от трудностей. Но любовь – это не просто приятная эмоция. Она предполагает заботу, ответственность, разумность в отношениях с ребенком. Она неотделима от строгости, требовательности и настойчивости в его воспитании. «Балуя» детей, родители не пекутся об их душевном и духовном развитии. Эгоизм – это укоренившаяся привычка жить, прежде всего, для себя. Он связан с избалованностью и отсутствием любви к людям. Эгоцентризм, как мы уже говорили, имеет другое происхождение, и психологические характеристики его иные. Он выражается в искаженном и суженном восприятии мира, человеческих отношений и переживаний. Эгоцентричные дети воспринимают мир в узком диапазоне своих отрицательных, болезненных переживаний. Степень эгоцентризма возрастает от простой невосприимчивости ребенка к тому, что выходит за рамки его болезненных переживаний, до искажения восприятия по типу Двойника (проекции на другого своих собственных состояний). Это – не избалованные дети. Напротив, зачастую они лишены элементарной заботы и внимания. Причина их душевного состояния заключается в преобладании, доминировании отрицательных переживаний, связанных с плохим отношением взрослых» (Флоренская Т.А. «Мир дома твоего»).
 
Обратный вариант – тревожная, «привязывающая» атмосфера, лишающая самостоятельности, поселяющая страх и неуверенность, парализующая волю. Вроде бы любим, окружен заботой – и забит, несчастен, или, напротив, колюч, злобно-агрессивен. Преподносится для посторонних, а иногда и видится самим родителям: неблагодарный ребенок, отвечающий злом на любовь, «кусающий протянутую руку» или – «сам не знает, чего ему еще надо». На деле – попытки отстоять свою независимость или отказ от всяких попыток с вялым подпольным саботажем. «К несчастью, в семейной жизни бывает искажение любви. Родительская любовь превращается иногда в желание обладать детьми. Они любят детей и хотят, чтобы дети были «ихними», принадлежали им, а ведь всякий рост, всякое развитие есть всегда постепенное освобождение, поиск своего пути. С момента выхода из материнской утробы развитие ребенка всегда заключается в процессе выхода из состояния зависимости и перехода шаг за шагом в большую самостоятельность. Подрастая, ребенок начинает дружить с другими детьми, выходит из замкнутого круга семьи, начинает думать и рассуждать по-своему… А конечный этап его развития есть уход от родителей и создание своей собственной, независимой семьи. Счастливы те семьи, в которых любовь, связывающая всех ее членов, делается зрелой, ответственной, неэгоистичной. А есть родители, которые переживают растущую самостоятельность детей как нарушение любви. Пока дети маленькие, они преувеличенно заботятся о них, ограждают ребенка от всяких и реальных, и мнимых опасностей, боятся всяких влияний со стороны, а когда дети взрослеют и начинают искать ту любовь, которая приведет их к созданию своей семьи, такие родители тяжело переживают это как некую измену им. Семейная жизнь – школа любви и для детей, и для супругов, и для родителей. Любовь – это труд, и за умение любить надо бороться» (Куломзина С.С. «Семья  - малая церковь»).
 
К сожалению, даже искренне любящим родителям не всегда удается донести до детей свою любовь. И помимо боязни избаловать, может быть и другая причина. Например, то, что ребенок и родитель говорят на разных «языках».
 
Продолжение следует...
 
 
(Г.Калинина, А.Наумова «Как мы любим наших детей?»,
Москва «Яуза-пресс», 2006)
 
 
25 января 2008
(0 голосов, средний: 0 из 5 оценок)
Уважаемые посетители, здесь Вы можете написать комментарий к статье. Редакция "Детской" не дает профессиональных консультаций.
Другие статьи
КРИЗИСЫ СЕМЕЙНОГО ЖАНРА
Потом Они помирились и жили долго и счастливо. Долго и счастливо… Долго и… Кто-нибудь уже сменит эту пластинку?!
Семья и отношения
19 февраля 2008
Гнев
Причиной гнева чаще всего являются физические или психологические препятствия, мешающие удовлетворению потребности или достижению цели действий, замыслов человека.
Здоровье
28 августа 2007
Независимость ребенка
Связь между родителями и ребенком относится к наиболее сильным человеческим связям. Чем более сложен живой организм, тем дольше должен он оставаться в тесной зависимости от материнского организма....
Семья и отношения
19 сентября 2007