МУДРОСТЬ РОДИТЕЛЬСКОЙ ПЕДАГОГИКИ «Отцы, не раздражайте детей ваших»

Продолжение книги «Аномалии родительской любви»
Игумена Евмения

И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в наставлении Господнем. Послание к Ефесянам, 4, 6
Обуздывать, исправлять, воспитывать - это не пра¬во выбора, это серьезное требование Отца Небесного ко всем земным отцам и матерям. Они в ответе за своих детей. Приоритет ответственности, безусловно, принадлежит родителям и только родителям.
Откроем страницы Священного Писания и приведем некоторые выдержки: "Дети, будьте послушны родителям (вашим) во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали" (Кол. 3, 20-21). "Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. "Почитай отца и мать", - это первая заповедь с обетованием: "Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле". "И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем" (Еф.6, 3-4).
В этих главах Апостол Павел вскрывает очень серь¬езную проблему. Взаимоотношения с детьми носят обоюд¬ный характер, - "дети будьте послушны родителям", и "отцы, не раздражайте детей ваших", - как две чаши ве¬сов. В зависимости от того, насколько эти чаши будут сбалансированы, настолько семья будет мирной и гармонич¬ной.
"Отцы, не раздражайте детей ваших". Апостол Па¬вел делает серьезный акцент на этой фразе. Безусловно, это в равной степени относится и к матерям. Если Апостол предупреждает, значит, он встречал в своей жизни подоб¬ные случаи. Он бывал в различных семьях, видел различ¬ные школы воспитания, - и либеральные, и тоталитарные. Нередко на его глаза попадались «блюстители порядка» - нервные раздраженные отцы с розгами в руках. Корректи¬руя слабые стороны подобной педагогики, Апостол Павел неоднократно подчеркивал эту мысль: "Отцы, не раздра¬жайте детей ваших, но воспитывайте их" (Еф. 6, 4), "дабы они не унывали" {Кол. 3, 21).
Апостол Павел выражает абсолютное согласие по этому поводу: "Солнце да не зайдет во гневе вашем" (Еф. 4, 26), как и Апостол Иаков: "Гнев человека не творит правды Божией" (Иак. 1,20).
Если родитель воспитывает детей в Слове Божием, они никогда не будут раздражаться и унывать. Прежде чем воспитывать детей в учении Господнем, сначала нужно са¬мому пропитаться им. «Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно; ибо так поступая и себя спасешь и слушаю¬щих тебя» (1Тим. 4, 16). Вот где кроется ключ успешного воспитания. Учи ребенка своими реальными поступками, своею жизнью тем правилам, по которым живешь сам. Ес¬ли родители пытаются учить детей заповедям Божьим, а сами их попирают, то воспитание становится болтовней и пустословием, которые никогда никого не изменят. Кроме раздражения и глухого ропота в этом случае ничего не добьешься от воспитанников. Детям нужны не слова, а об¬разцы для подражания.
«Если рождаемые тобой дети получат надлежащее воспитание и твоими заботами наставлены будут в добро¬детели, это будет началом и основанием твоему спасению, и, кроме награды за собственные добрые дела, ты получишь великую награду и за их воспитание», - сказал св. Иоанн Златоуст. Цель воспитания - не скучные длинные лекции, не нравоучения, но реальная жизнь, любовь от чистого сердца, добрая совесть, нелицемерная вера. Вот что испра¬вит и изменит, и привьет любовь к Богу. Берегитесь в воспитании пустословия: речей, не подкрепленных ни делами, ни мудростью. Гнев порождает гнев, ярость - ярость, тупость - тупое противостояние.
Ребенок нечаянно разбил вазу. Грозный отец приста¬ет к нему с бессмысленным вопросом:
- Ты зачем разбил вазу?
- Я не разбивал вазу, она сама разбилась.
- Ты еще обманывать меня вздумал? Отвечай, зачем разбил вазу?
- Я не хотел...
- Нет, признавайся, зачем разбил вазу?
- ?!
Раздражение ребенка нарастает, потому что он не знает, как отвечать. Ярость отца усиливается, потому что нет правильного ответа. Терпение может лопнуть. Однаж¬ды отец может услышать сорвавшийся детский фальцет: «Папа, ты что, дурак?». Каков вопрос - таков ответ. Ка¬кая уж там любовь от чистого сердца. Лишь взаимное ожесточение, конфликт, срыв, взрыв, оскал, скандал.
Отцы, не раздражайте детей, задавайте им вопросы, на которые сами смогли бы ответить. Господь никогда не задавал глупых вопросов, не проявлял гнева по отношению к детям.
Все, что мы делаем без любви, - медь звенящая и кимвал звучащий. Взрослым гораздо легче свалить всю ви¬ну на детей, обвинить их во всех смертных грехах: "Они ос¬корбляют нас. Они бунтуют, непослушны, неблагодарны. Никакого почтения и уважения!!!".
Как важно родителям оставаться самокритичными и ходить перед Богом не только в церкви, но и дома, когда перед ними провинившийся ребенок, а в руках ремень.
Священное Писание не отрицает необходимости строгости и телесного наказания в воспитании детей. «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Прит. 13, 25), «Глупость привязалась к сердцу юноши, по исправительная розга удалит ее от него» (Прит. 22, 15), «Розга и обличение дают муд¬рость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери» (Прит. 29, 15). Однако же Слово Божие при¬зывает исследовать себя, проверять свои пути, сердце, со¬весть. Главный мотив наказания - вера, движимая любо¬вью. «Кого я люблю, тех обличаю и наказываю» (Откр. 3, 19). Если мотивы чистые, если совесть добрал, если вера нелицемерная, не жалей розги твоей и «наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его» (Прит. 19, 18).
В любви нет страха, «Если накажешь его розгою, он не умрет: ты накажешь его розгою, и спасешь душу его от преисподней» (Прит. 23, 13-14). Лучше в пять лет ремень от любящей руки отца, чем в двадцать пять - тюремный срок.
О необходимости поиска баланса между родитель¬ской строгостью и родительской любовью пишет святитель Иоанн Златоуст: «Бог не попустил, чтобы дети лишены бы¬ли естественного расположения к ним родителей, и, в то же время, не все предоставил этому расположению. Если бы ро¬дители любили, своих детей отнюдь не по естественной не¬обходимости, а только за их нравы и добрые поступки, то¬гда ты увидел бы многих детей изгнанными из родительских домов за свою небрежность и род наш расстроенным. С другой стороны, если бы Бог все отдал во власть природы и не попустил родителям ненавидеть далее и злых детей, напро¬тив, и, будучи оскорбляемы детьми и терпя от них тысячи неприятностей, отцы по естественной необходимости должны бы были оставаться ласковыми к дерзким и оскорб¬ляющим их детям, тогда род наш дошел бы до крайнего не¬честия.
Если и ныне дети в надежде на любовь родителей час¬то оскорбляют их, хотя не могут вполне положиться на природу, зная, что многие, сделавшись негодными, лишились и дома, и наследия отцовского, то до какого нечестия не дош¬ли бы они, если бы Бог не оставил родителям и возможности гневаться на детей, наказывать и прогонять от себя, когда они делаются злыми? Потому-то Бог и поставил любовь ро¬дителей в зависимость и от потребности природы, и от нравов детей, чтобы они, с одной стороны, были снисходи¬тельны к погрешностям детей, будучи побуждаемы к этому природой, а с другой, - злых и неисцельно-больных не укоре¬нили бы во зле преступным потворством, что было бы неиз¬бежно, если бы природа принуждала их ласкать и негодных детей. Подумай, сколько попечительности в том, что Бог и повелел любить детей, и положил меру этой любви, и в то же время определил награду за доброе воспитание детей?
Если рождаемые тобою дети получат надлежащее воспитание и твоим попечением наставлены будут в добро¬детели, то это будет началом и основанием, твоему спасе¬нию, и, кроме награды за собственные добрые дела, ты полу¬чишь великую награду и за их воспитание».
Все возможно верующему. Если родитель пытается наказывать ребенка и не верит в его исправление, а только срывает на нем свое зло, то в глазах Божьих он совершает грех. Потому что «вес, что не по вере, грех» (Рим. 14, 23). Воспитание детей всегда предполагает веру и добрую со¬весть, «которую некоторые отвергнувши, потерпели кораб¬лекрушение в вере» (1Тим. 1, 19), крушение своей воспита¬тельной стратегии и педагогики. Семья, как льдина, кро¬шится на части, трещины увеличиваются, дистанция рас¬тет. Дети замыкаются и все дальше и дальше отходят от родителей. «Душа, оставленная на собственный произвол, как брошенный виноградник без призрения, разрастается в ветви и истощается па ненужное и неполезное, все явление дел производит на обольщение парода», - говорит о таких детях святитель Василий Великий.
Воспитание без любви - это "буква", которая убива¬ет, разрушает семью до основания. Воспитание без любви, - это грех, в котором должно раскаяться и в корне изме¬нить свой педагогический подход.
Непростое это дело - растить сыновей. Но, родите¬ли, когда воспитываете детей, ни при каких обстоятельст¬вах не выходите из себя, это опасно: однажды можно не возвратиться. Держите себя в руках и тщательно храните эти драгоценные ключи успешного воспитания - любовь от чистого сердца, добрую совесть и нелицемерную веру.
Безусловно, родителей должно почитать и слушаться. Первая заповедь с обетованием - "почитай отца твоего и мать"- это неоспоримый и абсолютный закон для каждо¬го ребенка. Непочтение, неуважение и пренебрежение к ро¬дителям - такой же грех, как убийство, кража, прелюбодеяние и идолопоклонство. Но, родители, если вы не яв¬ляете деятельной любви, если на детей у вас нет времени, если кроме раздражения они не вызывают у вас других чувств, то у ваших детей нет оснований для уважения. Да¬вайте подумаем вместе, как исправить ситуацию.

Типичные педагогические ошибки

Родительский статус священен. Но в то же самое вре¬мя, он не дает права родителям злоупотребить своими пол¬номочиями. Многие родители знают, что в Священном Писании говорится о детях, но совершенно не желают знать, какие требования Бог ставит перед ними. Именно здесь кроется горький корень семейных конфликтов и за¬тяжных гражданских войн между родителями и детьми.
«Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?» (Рим. 2). Берегитесь оказаться фарисеем в собственном доме, бе¬регитесь оказаться законником, который тычет «буквой» всем подряд, указывая всем в семье, кому как надо посту¬пать, Эта схема не будет работать, потому что «буква уби¬вает, а дух животворит» (2Кор. 3, 16). Не изменив себя, не измените мира вокруг себя.
Остановимся на самых важных моментах диалога священника с родителем, который искренне хочет разобраться в проблеме осложнившихся отношений со своим ребенком.
Прежде всего, необходимо выяснить, насколько обоснована причина беспокойства родителя по поводу ре¬бенка. Попросту говоря, выяснить, является ли ребенок психически нормальным или же чрезмерно преувеличены опасения самого родителя? Являются ли трудности, странности, особенности поведения ребенка проявлением неза¬висимости, самостоятельности, представления - отлич¬ными от родительских, или же в его поведении, высказыва¬ниях и реакциях действительно присутствуют некоторые особенности, свидетельствующие о патологических психи¬ческих или социальных отклонениях.
Затем важно выяснить, какие чувства возникают у родителя по отношению к своему чаду, а также, что лежит в основе обращения к священнику за помощью: собствен¬ные проблемы или беспокойство за ребенка? Стремление помочь ему или желание обрести помощь и поддержку се¬бе, избавиться от собственного страха, чувств вины, не¬нужности? Может быть, все дело в чрезмерных ожиданиях того, что в старости ребенок будет его опорой и всю свою жизнь посвятит физической, материальной и нравственной поддержке престарелого родителя?
Одна из серьезнейших опасностей в христианском воспитании ребенка - попытка родителей контролировать религиозную жизнь своих детей. Поймите, всемерно ратуя за христианское воспитание, я говорю о недопустимости вторжения в область интимнейших переживаний ребенка, я - против контроля его духовной жизни. В младшем воз¬расте, когда ребенку пять-семь лет, это выражается в совершенно невинных вопросах: «Ну что тебе батюшка ска¬зал на исповеди?». Этого делать нельзя! Общение священни¬ка и ребенка но исповеди должно оставаться тайной, тай¬ной его непоседа.
Обычно в переходном возрасте, лет в тринадцать-четырнадцать ребенок перестает ходить в храм, на исповедь. Но в какой-то момент он вдруг заявляет маме о своем же¬лании сходить поисповедоваться. На это мама может отве¬тить:
- Я думаю, что это твое личное дело. Если хочешь, иди, почему ты у меня спрашиваешь?
Этот мудрый родительский ответ даст возможность ребенку осознать ответственность за свои отношения с Бо¬гом, осознать ответственность собственного духовного выбора.
Зная, что у ребенка начальные навыки о молитве уже привиты, иногда можно спросить, не забыл ли он помо¬литься утром или вечером. Но ни в коем случае нельзя до¬нимать его вопросами: «А сколько ты молитв прочитал?», «А ты, наверное, читал невнимательно»... В таком случае в сознании ребенка Бог становится чем-то наподобие пы¬тающего и вечно досаждающего родителя.
Одна моя знакомая, ныне матушка, отец кото¬рой был православным священником, с малого воз¬раста благочестиво ходила на исповедь и к Причас¬тию. А в 14 лет полностью отошла от Бога и впервые по-настоящему исповедовалась только в 25 лет. По всей видимости, ее родители были достаточно муд¬рыми и оставили ей возможность такого отхода от церкви, благодаря чему и произошло возвращение... Сейчас она помогает своему супругу совершать служение на одном сельском приходе, обучает де¬тей Евангелию в сельской Воскресной школе.
Родители должны помнить, что их дети находятся в опасном и трудном положении, в окружении сильнейших соблазнов мира сего. Их душевные силы слабы, они не со¬измеримы с современными соблазнами, которые глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что их отход от церк¬ви - вполне естественен. Они исследуют этот мир, они ищут свой путь. И только безусловная любовь родителей, безусловное принятие ребенка, умноженное на личную ис¬кренность отношений с Господом, способно сохранить их детскую веру.
«Христианское воспитание - это не научение отно¬шениям, это научение вступать в живые отношения. Хри¬стианская антропология не мыслит себе возможности дрес¬сировки человека, то есть, натаскивания на определенные ре¬акции; христианское воспитание - это обретение внутрен¬ней системы ценностей, которая и руководит жизнью чело¬века», - отмечает Архиепископ Ивановский и Кинешемский Амвросий.32
Далеко не всегда в своих бедах и неудавшейся судьбе повинны сами дети, хотя так бывает в жизни. Блудный сын не мог упрекнуть отца в своей исковерканной судьбе, как и Каин ни в чем не мог обвинить Адама. Но кроме частных ситуаций есть еще фундаментальный Божий закон, и его невозможно обойти. Господь возложил ответственность за воспитание детей на родителей. В формировании личности ребенка, его мышления, а значит, в формировании его судьбы, решающую роль играют родители. Если ребенок живет в атмосфере родительских споров, конфликтов и противоречий, то он вырастает, как правило, непослуш¬ным ни одному из родителей. Он не может решить, кого слушать: ведь между ними нет согласия, и, в конечном ито¬ге, не слушается никого. Любой спор, любое несогласие взрослых в присутствии детей сильно и значительно под¬рывает родительский авторитет в их глазах.
«Будем так наставлять наших детей, чтобы они предпочитали добродетель всему другому, а обилие богатства считали за ничто», - сказал святитель Иоанн Златоуст, - и далее у него же читаем: «Если ты прекрасно воспи¬тал своего сына, то он - своего, а тот - своего, - как бы некая полоса лучших жизней пойдет вперед, получив начало и корень от тебя и принося тебе плоды попечения о потом¬ках».

 

 

05 октября 2009
(1 голосов, средний: 1.0 из 5 оценок)
Комментарии (2)
Уважаемые посетители, здесь Вы можете написать комментарий к статье. Редакция "Детской" не дает профессиональных консультаций.
Антон
31 мая 2010
08:44
Замечательная статья. Как раз во-время.
Благодарение Господу!
Другие статьи
Имману-Эль
Соловьев Вл.С.(1853 – 1900)
Интересно
22 августа 2008
Преображение
Непридуманные рассказы
Православие
20 января 2009
Православный ребенок в светском мире
Вопросы - ответы. Отвечает протоиерей Николай Соколов
Развитие и воспитание
30 сентября 2008