Маленький паяц

Знакомая картина. «Прекрати немедленно!». А он не прекращает, вертится, изгибается, высовывает язык. «Прошу тебя, перестань!». А он продолжает морщить личико, чмокать и цыкать языком. «Не гримасничай!». Но чадо как будто специально проверяет ваши нервы на крепость и выдержку. Нет, конечно, можно порадоваться танцам крохи в стиле племени мумба-юмба и многим другим его движениям и мимике, не свойственным взрослому человеку. Но когда кривляние становится основной реакцией ребенка даже на безобидные вещи, не говоря уже о тех моментах, когда он устал или заскучал, родителей оно уже не веселит, а раздражает, злит и пугает. Отругаешь такого «паяца» - он заплачет, надуется, ненадолго затихнет, но… скоро опять принимается за свое. Не обращать внимания? Невозможно. Как же быть?

 

Мама, тебе смешно?
    

Кривляние – это старое как мир детское занятие – на большинство взрослых действует наподобие красной тряпки для быка. Но что, если маленький «круть-верть» действительно стремится вас рассмешить? Задумайтесь:

 

  • Не слишком ли вы серьезны с малышом? Способны ли вы хоть иногда отказаться от статуса «больших и важных» дяди и тети и искренне подурачиться с сыном или дочкой? Порой в сумасшедшей гонке современной жизни мы волей-неволей вычеркиваем юмор из своей жизни. А в детях данная им от природы искорка-смешинка не успевает погаснуть и, не получая от близких достаточной дозы «витамина веселья», они выдают парадоксальную обратную реакцию - усиливают ужимки, подсознательно надеясь привлечь к себе внимание взрослых. «Мама, посмотри, как мне смешно! Я хочу, чтобы ты тоже улыбнулась!» - говорит своим поведением маленький «кривляка».
  • Есть ли у ребенка возможность самовыражаться? Порой родители делают акцент на уроках иностранного языка, логики, танцев и музыки, как на самых «дивидентных». И забывают о том, что основной вид деятельности дошкольника – игра. Взгляните на возможности и потребности крохи более реалистично. Не перегружайте малыша абстрактной информацией, занятиями, на которых ему предписывается быть пассивным зрителем. Предоставьте крохе возможность побыть актером – играть в театр и другие ролевые игры, где он мог бы примерять на себя разные роли, а не только шутовскую. Обеспечьте его игровым реквизитом, смиритесь с сопутствующим беспорядком в комнате и… поиграйте вместе с ним! Побольше читайте детских стихов, где много прямой речи, принадлежащей разным персонажам, причем по ролям.
  • хватает ли вашему ребенку внимания взрослых? Если кроха все чаще просит вас поиграть с ним, обижается, когда вы невнимательны к его болтовне, старается отвлечь вас от личных разговоров - подумайте о том, как именно вы даете ребенку понять, что любите и цените его. Каждый день у вас с малышом должно быть «свое» время, когда вы заняты только им и никто не вправе отвлечь вас от «разговора по душам». Загруженность работой - не оправдание, ведь достаточно даже получаса;
  • хватает ли крохе физической активности? Возможно, ему просто-напросто негде выпустить пар и неиспользованные килокалории выпле¬скиваются в виде столь ненавистного вам гримасничания. Кроме того, физическое и психическое развитие у малышей тесно взаимосвязаны  - через тренировку каждого нового движения кроха активизирует нервные сети. Подключите спорт. Оптимальным для «маленьких обезьянок» является плавание.


Трудные времена


Кривлянием дети порой озвучивают переживаемые внутренне бурные события. Бывает, что начало «циркового сезона» совпадает с поступлением в садик. Неудивительно, что в таком случае родители списывают подобное поведение на дурное влияние сверстников. Но «в садике научили» - слишком поверхностное суждение. (Хотя перенять «кривлятельный» способ реагирования малыш действительно может и от более «опытных» детсадовцев.) Не забывайте, что в сложные жизненные моменты даже  взрослым людям трудно совладать со своими эмоциями. Что уж говорить о дошколятах! Но в таком возрасте детки еще не умеют выразить свои переживания словами (на языке взрослых - поплакаться в жилетку другу или подруге) - вот и появляет¬ся «обезьянничание», которое мы называем кривлянием. Все, что нужно ребенку - это ощущать, что родители понимают и принимают его чувства, а также готовы поддержать, приласкать и лишний раз обнять его.


Испытание на прочность


Иногда ребенок своими движениями и мимикой исподтишка испытывает нас: как мы станем реагировать, если он продолжит свое занятие, несмотря на наши просьбы «успокоиться»? Имейте в виду, что чем больше вы сердитесь и одергиваете, тем больше малыш входит в роль шута. Попробуйте не обращать внимания на мелочи! Не «напрягайтесь», а посмейтесь хотя бы один раз вместе с крохой над его бессмыслицами, скопируйте его движения, поиграйте в игру «кто дольше не засмеется», а затем, завладев его вниманием, переключите канал вашего общения на более серьезный. Здесь уместно вспомнить основной принцип гомеопатии - подобное лечится подобным. Неразумно пугать малыша тем, что человек, который постоянно кривляется, рискует остаться таким на всю жизнь (особенно аппелируя к его отражению в зеркале). Не стоит также давить на него и пытаться объяснить, что кривляться нехорошо, а осо¬бенно - сравнивать с другими, «приличными» детьми. Ищите к ребенку подходы: например, девочку, которая уже чувствительна к оценкам «красиво-некрасиво», стремится выглядеть привлекательно и жаждет комплиментов, можно мягко подвести к тому, что «Не стоит высовывать язык, ес¬ли хочешь быть красивой девочкой».


Тик - что-то не так!


Тик - однообразное мигание, подергивание плечами, головой, вздрагивание, похрюкивание, движение бровями. Кстати, некоторые специалисты вовсе не признают это состояние болезнью, а считают особенностью детей особого склада нервной системы. В любом случае полезно знать, что тики возникают не только в результате нервно-психических перегрузок, но и в других случаях.

 

  • Навязчивое   движение. Например, девочке лезет в глаза челка, и появляется навязчивое смахивание волос со лба. Челку остригли, а движение, ставшее привычным, не забылось.
  • Испуг (нападение собаки, падение).
  • Ослабленность организма. В любом случае при малейших подозрениях на нервный тик необходима консультация детского невролога. Но если после обследований врач назначит малышу лишь общеукрепляющие процедуры, а также посоветует создать для него благоприятную психоэмоциональную атмосферу, не выпрашивайте рецепт на таблетки. Любые препараты, воздействующие на нервную систему, могут нести не только пользу, но и вызывать различные побочные эффекты, которые не прибавят вашему чаду здоровья. Охранительный режим, который обязательно назначается деткам с тиками, включает:
  • соблюдение режима дня (сон в одно и то же время);
  • ограничение просмотра телепередач (яркий мерцающий свет телеэкрана способен влиять на биоэлектрическую активность головного мозга, провоцируя появление тиков);
  • ограждение ребенка от необычных и сильных раздражителей, причем не только отрицательных, но и положительных. Например, не дарите крохе долгожданный подарок так, чтобы это оказалось полной для него неожиданностью - хотя бы отчасти, но подготовьте его к сюрпризу;
  • дозирование интеллектуальных нагрузок (позанимайтесь с крохой несколько раз по 15 - 20 минут, а не упрашивайте сосредоточиться часа полтора).

                                                                                                                                                                                                                            
Алина Ливийская, психолог
(по материалам журнала «Мой ребенок»)
 

06 ноября 2008
(1 голосов, средний: 5.0 из 5 оценок)
Уважаемые посетители, здесь Вы можете написать комментарий к статье. Редакция "Детской" не дает профессиональных консультаций.
Другие статьи
Воспитание и потребность в эмоциональном контакте
У человека как существа общественного имеется своеобразная форма ориентировки - направленность на психический облик другого человека.
Развитие и воспитание
01 октября 2007
Режим
Детский врач объяснит, какой режим питания нужен вашему ребенку. Он будет зависеть от веса ребенка, его аппетита, расписания его сна и потребности в пище. Детский врач поможет вам наладить такой...
Развитие и воспитание
17 сентября 2007
Правила поведения на улице
Обучение правилам дорожного движения начинается отнюдь не тогда, когда ребенок делает первые шаги. Уже намного раньше он запоминает, как ведут себя его близкие
Развитие и воспитание
15 августа 2007