Современные дети и церковная жизнь

Крохотные пономари и послушницы в подрясничках - умиление или трагедия?

 

«В некоторых домах всегда какая - то мрачная атмосфера. Иных религия делает су­ровыми и угрюмыми. Но это не по - христиански. Религия, которую вдохновляет слово Христа, - солнечная и радостная».

 

Св. Мученица Царица Александра Феодоровна

 

Вспоминается одни интересный случай из моей пас­тырской практики.

 

Мать воцерковилась в зрелом возрасте. Воспи­тывает дочь одна. Дочери тринадцать лет, поздний ре­бенок. Обе очень привязаны друг к другу. Единственная близкая подруга матери - дочка, единственная подруга дочери - мать. У девочки начались проблемы в обще­нии со сверстниками:

 

- Меня в школе никто не понимает, никто не хо­чет со мной дружить.

 

Начинаем разбираться. Оказывается, у каждой приходящей в дом подруги мать обязательно находит какой-то недостаток, поскольку ревнует дочь ко всем. Заканчивается дружба с новой подругой мягкими наме­ками матери:

 
- Посмотри, какая она неряха...

 - Она же неверующая...

  -   Эта девочка несерьезная, она не может быть хорошей подругой.

 -   У Насти плохие родители...

 

Ребенок не способен понять, почему он ни с кем не может сблизиться. Ситуация осложняется еще и та­кими обстоятельствами: когда девочке было лет шесть, она с мамой была на празднике в монастыре, который посетил Святейший Патриарх. Когда Патриарх выходил из xpaма по окончании богослужения, мать подвела де­вочку под благословение Патриарха и в общем шуме попросило:

 

 -  Ваше Святейшество, благословите ее быть монашкой.

 

Святейший Патриарх, двигаясь сквозь массу лю­дей, преподал благословение девочке... С того момен­та мама ежедневно напоминает своей дочурке:

 

 -  Смотри, тебя Патриарх благословил быть мо­нахиней, поэтому ты готовься, не греши, на мальчиков не заглядывайся... Иначе против благословения пой­дешь...

 

С одной стороны,  -  сильная привязка к матери, а мама все уже решила за дочку, с другой,  -  в девочке начи­нает раскрываться личностный потенциал, она начинает искать свой жизненный путь. Подрастая, девочка непре­менно столкнется с очень серьезными проблемами. Во-первых, даже если и пойдет в монастырь, то и там останет­ся ее привязанность к матери, она и там будет скучать по ней. Монашество же предполагает свободу от чрезмерных уз кровного родства. Сильная кровная привязанность друг к другу может препятствовать духовному возрастанию. Во-вторых, желание идти в монастырь в данном случае не сво­бодный выбор девочки, а мечта матери, на воплощение ко­торой она обрекла свою дочь.

 

Каждый человек ответственен за свой жизненный вы­бор и за свои решения. В данном случае судьбу девочки решила, конечно же, мама, не оставляя ей никакого выбо­ра.

 

Такой неправдой человеческих отношений живут се­годня многие верующие люди.

 

Приведу еще один типичный пример, Наверное, тем, кто путешествовал по монастырям, приходилось наблю­дать игры околомонастырских детей. Эти чада паломниц, приехавших за советом к старцу, чинно выстаивают длин­ную монастырскую всенощную. Одному мальчику на вид лет семь-восемь, ему не по силам выстоять длительное богослужение. Ребенок начинает играть, бегать по храму, за­дувать свечки. И вот две не в меру «благочестивые» ба­бушки, начинают крестить его, теребят маму и компетент­но, в присутствии малыша, говорят ей, что ее ребенок «бесноватый»... Дети до семи лет открыты на любое сде­ланное им замечание взрослых. Предположим, ребенок ус­лышал и запомнил эти незнакомые и странные слова, ко­торые говорили о нем взрослые. Теперь он будет наблюдать, кого же еще называют бесноватыми и вдруг заметит в монастыре действительно бесноватого человека (а таковые встречаются в современных обителях). Он невольно сопос­тавит поведение этого человека со своим и, рано или позд­но, может начать вести себя как тот человек, бессознатель­но копируя его поведение, привычки и действия...

 

Не могу не упомянуть еще об одной печальной си­туации, с которой приходится сталкиваться современному православному пастырю: вместе с матерью, избравшей мо­нашеский путь, в монастырь вынуждена уйти дочь (или сын). Довольно часто встречаясь с подобными случаями в своей пастырской практике, могу сказать, что пока мне до­велось немного встретить действительно удачных случаев воспитания родителями своих детей при монастыре. Ребен­ку необходимо прожить детство, в котором есть место Винни-Пуху и Чебурашке, в котором он может пойти с ро­дителями в зоопарк или в цирк, увидеть все многообразие мира, в который он пришел. Мой пастырский опыт под­сказывает мне, что детям верующих родителей необходимо учиться в обычной школе, где есть возможность встречать­ся и общаться со сверстниками не только из верующих се­мей. Обязанность родителей  -  привить детям любовь ко Христу, а окончательный выбор жизненного пути им при­дется делать самостоятельно, уже в зрелом возрасте.

 

Верующие родители должны заниматься воспитанием своих детей и именно этому, прежде всего, посвятить свою жизнь. Послушание в монастыре  -  совершенно другой образ жизни. В монастыре мать не может полностью от­дать себя воспитанию ребенка, потому что для этого нужен особый уклад, особое, семейное устроение, определенная мера свободы.

 

Если мальчик не находит мужского начала в доме, если его воспитывает только мать, его жизнь, как правило, формируется по двум сценариям. В первом случае он ста­нет зависимым от матери и женоподобным по своему скла­ду, инфантильным, беспомощным, потому что мать не­осознанно напоминает ему о его беспомощности и зависи­мости от нее. Во втором,  -  когда мужское начало все-таки побеждает, он уходит на улицу и там находит более стар­шего и сильного лидера или, может быть, взрослого чело­века и становится просто частью уличной среды.

 

Могу с уверенностью сказать, что второй выход для мальчика более позитивен. Почему?  -  Потому что в таком случае он сохраняет мужское начало, мужское достоинство, мужскую идентичность.

 

Что же происходит, если мать привозит в женский монастырь мальчика, например, 7-12 лет? До какого-то времени она еще может его контролировать. Возможно, еще с помощью родительских манипуляций, например, разрешения погулять, может заставить его причаститься, поисповедоваться. Но мальчику необходимо мужское на­чало, мужское воспитание.

 

Хорошо, если в монастыре мальчик найдет таких же несчастных подростков, которые по материнской воле, не желая и не выбирая того, оказались в женском монастыре, и сможет с ними играть. Еще лучше, если найдется чуткий священник, который найдет время для воспитания этого ребенка. Но обычно священники при монастырях и город­ских храмах очень заняты, прежде всего, исполнением сво­их непосредственных обязанностей.

 

Самое трагичное, когда подростка, постоянно обви­няемого в бесноватости пли безбожии, заставляют ходить в храм, формально участвовать в таинствах. Со временем у него может сформироваться негативное отношение ко все­му христианскому, церковному. И не так страшно, если он со временем честно отойдет от церкви; хуже, если он станет религиозным ханжой  -  человеком, знающим все о дики­риях и трикириях, четках, архиереях, старцах, но которому все, что действительно связано со Христом и живыми от­ношениями с Ним, будет совершенно безразлично. Рассу­дочные знания (когда-то в детстве его научили Закону Божьему или читали с ним Детскую Библию) вполне со­вместимы с противоположным образом жизни. Взрослея, такие подростки матерятся, курят, стремятся восполнить недостающие знания об окружающем мире.

 

Религиозное фарисейство родителей порождает раб­ство, уныние, страдания. «Буква» убивает радость, свобо­ду, простоту, детство, как в семье, так и в церкви, создает атмосферу уныния, а «унылый дух сушит кости» (Пр. 17, 22).

 

Дети унывают, когда чувствуют себя узниками. Ат­мосфера в некоторых домах подчас бывает настолько гнетущая и тяжелая, что ребенок буквально задыхается. Роди­тели многих из нас жили в трудное военное время, когда свирепствовал тоталитаризм, оставивший отпечаток в их сознании, в их отношении к себе и к людям. Судьба не ба­ловала их роскошными подарками. Они воспитывались в суровых условиях жесткого контроля и строжайшего взы­скания. Поэтому, может быть, в жизни родителей было не так много мягкости, нежности, чуткости, доброты. Это можно понять: такое было время. Они дети своей эпохи, ставшие нашими родителями.

 

Но искренние родители христиане, взращивающие детей в атмосфере духовной свободы, должны быть не ис­точником уныния и раздражения, а источником любви, утешения и хорошего настроения, примером человеческого достоинства.

 

Родительский религиозный эгоизм разрушает семей­ный уют и наносит непоправимый ущерб самим же родите­лям. Пренебрежительное отношение к детям, подавление в них личности противоестественны для человека. Это сви­детельствует о наличии греховного состояния, которое должно быть устранено в жизни родителей силою благода­ти Святого Духа.

 

Особенно больно слышать рассказы о том, что в не­которых семьях родители насаждают в детях религиозность репрессивными методами. Последствия очень пе­чальны: подросшие гоноши и девушки долгое время не мо­гут даже слышать ни о чем церковном, формируются ус­тойчивый иммунитет и аллергия к тому, чем перекормили в детстве.

 

Расскажу еще два реальных случая из жизни.

 

Одна мама с двумя детьми долго пыталась найти подходящий для спасения монастырь. Она сменила не­сколько обителей: маме с двумя детьми было действи­тельно непросто. Непросто было и монашествующим в обителях, где она проживала. Регулярно посещая ут­ренние и вечерние правила, женщина постоянно брала с собой и детей: девочку 8 лет и мальчика 10 лет. Де­тям очень не хотелось вставать рано, а вечером им больше всего хотелось посидеть на трапезной, послушать, о чем говорят послушницы, посмотреть, как они моют посуду и чистят картошку на завтрашний день. Дети совершенно не соблюдали никакого режима дня, ложились довольно поздно, потому что вокруг было много чего интересного. По характеру они были очень любознательными и довольно рано повзрослевшими.

 

Так вот, однажды когда вечером все шли на мо­литву, сынишка принципиально отказался идти в храм. Мать его и так, и эдак уговаривала, и грозила ему нака­занием, а он  -  никак. Тогда расстроенная детским не­послушанием мать схватила (не поверите!) вилы, стоя­щие у сарая и побежала с этими вилами за сыном с криком:

 

 -  Вовка! Иди сейчас же на молитву, а то я тебе сейчас врежу!!!

 

Представьте себе реакцию ребенка. Он бежал во всю мощь, но успевал при этом оглядываться, показы­вать матери язык и с детской дерзости неповиновения выкрикивать:

 

 -  Не пойду! Не пойду! Ты противная!

 

Вскоре это мальчик стал курить, выпивать, выра­жая тем самым протест против матери. Еще два года он ездил за матерью по монастырям, а затем уехал в родной город, стал воровать и сейчас отбывает срок в местах лишения свободы.

 

Довольно печальная история и у дочки. Мать ее всеми силами старалась определить поближе к церков­ному начальству, она стала келейницей в архиерейском доме. Наташа сделалась (не по годам) очень заносчи­вой, гордой, надменной. Очень горько было смотреть и на мать, и на дочь. В конце концов, девочка ушла в мир и окунулась там во все его прелести.

 

Еще одна неутешительная история случилась с дру­гой мамой и ее сынишкой.

 

Мама с сыном долгое время жила в монастыре. Мальчик любил и молитву, и уклад монастырский. Он с малых лет мечтал о монашестве, просил у Бога мона­шеский постриг, зачитывался житиями святых. Особен­но он любил одного святого, над которым ангелы во сне совершили постриг. Он мечтал, что и с ним когда-нибудь произойдет такая же истерия.

 

Мальчик посещал сельскую школу, где многие одноклассники над ним смеялись. А однажды девочки принесли красную масляную краску и щедро налили ему в валенки. Он, ничего не подозревая, надел вален­ки и... снять их без посторонней помощи уже не смог. Мальчик пришел из школы со слезами. Его иногда били одноклассники и старшеклассники, а он долго смирял­ся. Страдаю, дескать, за Господа. Мать тоже так дума­ла, она утешала сына, но никак не могла уразуметь, что страдал-то сын просто-напросто из-за жестокости де­тей. И пойти бы ей в школу, разобраться, поговорить с учителями, детьми. Но нет, какие-то высокие идеи бро­дили в бедной материнской голове. Ее сын страдает за Православную веру!

 

Когда Саше исполнилось 17, ему захотелось сво­боды; он уехал в родной город. И вот там начались серьезные испытания. Ведь мальчик рос совершенно оторванным от мира, не зная его законов. В первый же день по прибытии домой его избили во дворе родного дома. Жестоко. Он не мог понять: «За что»? Тем более, что обидчиками оказались старые друзья, с которыми несколько лет назад, до отъезда в монастырь, гонял в футбол. На второй день все повторилось. И так его би­ли, пока он не подчинился вожакам и не попал в пре­ступную группировку. Долгое время, правдами и неправдами, мальчик вырывался из греховной тины. Мать молилась и чувствовала свою вину за все случившееся. Много пришлось пережить и мальчику, и матери.

 

В конце концов, парень вырвался на свободу от греха, восстановил отношения с Богом. Сейчас работа­ет. Когда я спросил его, ходит ли он в храм, Саша крат­ко, словно боясь, что его будут уговаривать каяться в "маловерии" и "непосещении храма в воскресные и праздничные дни", сдержанно ответил: «Редко». В мо­настыри он теперь ни ногой...

 

Вот такая непростая жизнь сложилась у этих детей. А все могло бы быть совсем по-другому...

 

14 сентября 2009
(0 голосов, средний: 0 из 5 оценок)
Комментарии (1)
Уважаемые посетители, здесь Вы можете написать комментарий к статье. Редакция "Детской" не дает профессиональных консультаций.
Галина
08 июня 2011
11:29
Спаси Господи!У меня возникла ситуация, что я хочу с двумя детками уйти в монастырь, но прочитав о том как детям трудно потом будет в жизни, начала сомневаться, как же теперь быть? Может нужно принять во внимание сказанное выше и вести по отношению к детям себя подругому, без фанатизма?
Другие статьи
Жизнь после смерти
Для православных родителей
Интересно
15 августа 2008
Стив Биддалфф "Воспитывать мальчишек... как?". ГЛАВА 2. ТРИ СТАДИИ РАЗВИТИЯ МАЛЬЧИКОВ.
Мальчики не растут сами по себе, ровно и гладко. Не бывает такого, что вы утруждаете себя лишь тем, что впихиваете в свое чадо полезные злаки, обеспечиваете его чистыми рубашками — ив один...
Развитие и воспитание
20 декабря 2010
ДЕТСКАЯ ВЕРА
Для православных родителей.Диакон Андрей Кураев
Развитие и воспитание
20 мая 2008