Детям о молитве. Продолжение

Молитва Святому Духу

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Царю Небесный - о Царь Небесный! (обращение);
Утешителю - Утешитель (обращение);
Душе - Дух (обращение);
Иже везде сый - Ты, вездесущий (везде находящийся);
и вся исполняяй - и все Собой наполняющий;
Сокровище благих - Источник всякого блага (то есть добра);
в ны - в нас.

Святым Духом всякая душа живится.
Святым Духом живет Церковь, которая нас спасает.
Силою Святого Духа священники молятся и совершают те святые Таинства - Исповедь, Причащение, Крещение и другие, — которые помогают нам оставаться близкими Богу.
Святой Дух дает дар творить чудеса.
Святой Дух дает дар мудрости.
Святой Дух дает силу исцелять больных.
Святой Дух научил апостолов, простых рыбаков, победить весь мир и собрать всю Церковь Божию вместе.
Мы называем Святого Духа Царем Небесным потому, что Он такой же Бог, как Бог Отец и Бог Сын.

Утешителем и Духом Истины в первый раз назвал Его Иисус Христос, и назвал потому, что Дух Святой должен был утешить учеников в разлуке с Ним, стать для них, вместо Него, Учителем, напомнить им все слова Его.

Когда о Духе Святом говорится, что Он везде сый и вся исполняяй, - это значит, что Он всюду присутствует, все поддерживает и все приводит к исполнению, или к достижению, предназначенной Богом цели. Вот почему мы просим, чтобы Он и в нас вселился и очистил нас от всех греховных помышлений и пожеланий, оскверняющих нашу душу, делающих ее неспособной к молитве. Вот почему именно к Святому Духу мы обращаемся в начале наших молитв: дар истинной молитвы - это тоже дар Святого Духа.

Обрати внимание, что очень многие слова этой молитвы хорошо знакомы тебе, но форма, в которой они употреблены, немного необычна: Царю (а не Царь), Уте¬шителю (а не Утешитель), Душе (а не Дух), Блаже (а не Благой)... В церковно-славянском языке, когда обращаются к кому-то, употребляют для этого особый звательный падеж. Обращаясь к Богу, говорят: Господи (а не: Господь), Боже, Отче наш, Пресвятая Троице...
Ты заметишь подобные формы слов и в других мо¬литвах, и вскоре они станут привычными для тебя.

Ангельская песнь Пресвятой Троице (или Трисвятое)

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.
Святый – святой.

Полторы тысячи лет тому назад в Царьграде - сто¬лице государства Византии - случилось великое зем¬летрясение, которое долго не прекращалось. Люди по¬кинули свои дома, жили на улицах и в полях. Все в страхе и трепете молились Богу. И вот, во время молебна, невидимая сила подняла одного мальчика на Небо и сразу же опустила обратно. Мальчик рассказал людям, что слышал пение ангелов: «Святый Боже! Святый Крепкий! Святый Безсмертный!» Повторяя за мальчи¬ком эти слова, народ прибавил к ним: «Помилуй нас!» Все стали молиться этой молитвой, и вскоре бедствие прекратилось.

Эту молитву, которая пришла к нам от ангелов, мы называем Ангельской песнью Пресвятой Троице.

Песнь ангелов «Свят, свят, свят Господь Бог!» слыша¬ли еще древние пророки, жившие до Рождества Христо¬ва. В ту пору люди еще не знали, что Господь - Един в Трех Лицах, что Он - Троица; песнь ангелов, в которой Бог трижды именуется Святым, была одной из первых вестей об этой великой тайне Божества. Трисвятое - вот другое название этой песни.
Мы называем Бога Святым, потому что в Нем нет никакого недостатка и греха.
Мы называем Его Крепким, потому что Он всемогущ.
Мы называем Его Безсмертным, потому что Он вечен.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Свя¬тый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, очисти грехи наша - обращение к Богу Отцу;
Владыко, прости беззакония наша - обращение к Богу Сыну;
Святый, посети и исцели немощи наша - обраще¬ние к Богу Духу Святому;
имене Твоего ради: мы просим Бога совершить просимое не ради нас, а ради Его славы.

Молитва Господня («Отче наш»)

Отче наш, Иже еси на Небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во ис¬кушение, но избави нас от лукаваго.

Иже - который; Иже еси на Небесех - живущий на Небесах, небесный;
яко - как; яко на небеси и на земли - как на Небе, так и на земле;
насущный - необходимый для существования, для жизни;
даждь - дай;
днесь - сегодня;
остави - прости;
якоже - как;
искушение - соблазн ко греху;
от лукаваго - от зла.

Эта молитва - самая важная из всех молитв, потому что ей научил нас Сам Господь Иисус Христос, когда жил на земле. Оттого и называется она молитвой Господней.

Евангелие рассказывает нам, как дал Господь людям эту молитву:

Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему:
- Господи! Научи нас молиться! - Он сказал им:
- Когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должни¬ку нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. (Евангелие от Луки, глава 10)
Посмотрим, о чем мы, православные христиане, про¬сим Бога в самой главной молитве, которую повторя¬ем каждый день, и как нам надо жить, чтобы наша жизнь не противоречила этим просьбам.

Отче наш, Иже еси на Небесех! Этими словами мы призываем Бога, чтобы Он услышал нашу молитву, и называем Его Отцом, так как Он, по Своей милости, удо¬стоил называть нас, христиан, детьми Своими.

Бог сотворил нас, дал нам жизнь и заботится о нас больше и лучше, чем самый добрый отец о своих детях.
У всех людей один общий Небесный Отец - Бог, и потому все они должны быть братьями между со¬бою, друг друга любить и заботиться друг о друге.

Если мы не стремимся к такой любви, не смотрим на других людей как на своих братьев, мы в своей мо¬литве обманываем Бога.

Да святится имя Твое. Этими словами мы просим Бога, Отца нашего Небесного, чтобы имя Его всегда и всеми людьми было с великой любовью и благоговением произносимо, чтимо и прославляемо. Мы просим Бога помочь нам жить свято, прославлять Его своими делами.

Да приидет Царствие Твое. Да наступит в нас и в других людях Царство Твое! Иначе: да живут люди по Твоим святым законам. Мы просим Бога, чтобы Он царствовал в нашей душе, то есть управлял нашим умом, сердцем и волей, и помог нам Своею благодатью слу¬жить Ему, как Царю и Господу, и верно исполнять Его святой закон.

Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Этими словами мы просим Бога, чтобы Он помог нам исполнять волю Его здесь, на земле, точно так же, как исполняют ее на Небе святые ангелы, чтобы все на земле происходило и совершалось по воле Божией, как все происходит и совершается по Его воле на Небе.

Прося Бога: «Да будет воля Твоя», мы тем самым отказываемся от исполнения своей воли - обеща¬ем Богу делать не то, чего нам хочется, но то, чего от нас ждет Бог.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь. Этими сло¬вами мы просим у Бога не только хлеба, но и всего действительно необходимого, без чего мы никак не мо¬жем обойтись в жизни. Но, кроме пищи для тела, необ¬ходима пища и для души, о ней мы тоже просим в этих словах. Такой пищей служат нам Таинства Церкви, и, прежде всего, Причастие, молитва, чтение слова Божия и душеполезных книг и все истинно хорошее и доброе.

И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. Здесь под нашими долгами разу¬меются наши грехи, всякое отступление от воли Божией, от правды, от добра, а под нашими должниками - те люди, которые в чем-либо виноваты перед нами: на¬пример, не любят или обижают нас. Если мы просим Бога простить нам долги наши, то есть грехи, а сами не прощаем другим - тогда не получим и мы про¬щения от Бога.

И не введи нас во искушение. Искушения - это такие случаи в жизни, когда человеку очень легко со¬вершить грех, а иногда даже кажется - невозможно его не совершить. Они случаются в жизни любого челове¬ка. Например, часто людям кажется, что спастись от какой-нибудь беды или наказания можно только если сказать неправду.

Бог всемогущ, то есть может все, и всеблаг, то есть хо¬чет всем добра. Он мог бы избавить всех людей от лю¬бых искушений. Но искушение - это значит испыта¬ние. Поэтому мы не просим Господа совсем избавить нас от искушений, от всякой борьбы за добро - а про¬сим помочь нам выстоять и не согрешить в любом таком случае.

Но избави нас от лукаваго. В этих словах мы про¬сим у Бога, чтобы Он избавил нас от всякого зла - от всего дурного, от всякой беды и неприятности, и, прежде всего, от грехов и от диавола - виновника греха.

(«Научи нас, Господи, молиться!»
Москва, 2004)
Продолжение следует.

15 мая 2008
(0 голосов, средний: 0 из 5 оценок)
Уважаемые посетители, здесь Вы можете написать комментарий к статье. Редакция "Детской" не дает профессиональных консультаций.
Другие статьи
Десять причин, по которым я не умываюсь
Почему священники ездят на дорогих машинах, почему некоторые батюшки выпивают, почему Церковь всё запрещает? Подобные вопросы и претензии приходится часто слышать любому христианину, который живёт...
Православие
27 января 2009
Современные дети и церковная жизнь
Продолжение книги «Аномалии родительской любви» Игумена Евмения
Развитие и воспитание
14 сентября 2009
Родители, воспитывающие победителей. Продолжение книги «Аномалии родительской любви» Игумена Евмения
Первоочередная роль родительской деятельности - это вырастить детей с верою в Господа, помочь им увидеть собственное жизненное предназначение, воспитать их по¬бедителями, именно победителям, а не...
Православие
06 ноября 2009