Уважительность – основа нравственности

Нравственность – это совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу. Основа нравственности – это уважение: к себе, к другим, к окружающему миру и обстоятельствам.
   
Уважать человека – значит считать его важным, значимым, достойным чести.
   
Уважение к себе требует отношения к своей жизни, к телу и душе как к чему-то, имеющему ценность. Уважать себя – значит не допускать разрушительных действий в отношении самих себя. Бичи современной жизни – наркомания, алкоголизм, проституция – следствие неуважения человека к самому себе.
   
Уважение к другим означает, что мы признаем за другими людьми такую же ценность, достоинство и права, как и за собой.
   
Нравственность базируется на уважении, хотя и не исчерпывается им. Уважение – основа общения, отношений и взаимопонимания между людьми.
   
Чувство уважения не появляется внезапно, но начинает проявляться в зависимости от того, насколько родители внешне проявляют уважение к своим детям. Уважение родителями детей – сеяние. Ответное уважение детьми родителей – это жатва.
   
Способность быть уважительным и благодарным характеризует нравственную зрелость человека.
   
Активное стремление изменять, исправлять людей, неспособность выслушать чужое мнение, критический настрой по отношению к окружающим, агрессивное неприятие всего, что «не мое», говорит о низком уровне нравственности.
   
Уважать ребенка означает видеть в нем личность. Одна мама, осознавшая свои родительские неправды,  сказала однажды: «Я должна напоминать себе, что мои дети – это прежде всего Божьи дети, а не мои собственные марионетки, ждущие, чтобы я дергала их за ниточки».
   
Родители вправе обучить детей тому, что они должны воздавать им ответное уважение, однако требовать ответного уважения необходимо с учетом развития нравственного мышления ребенка.
   
Нравственное воспитание вовсе не означает полное попустительство, разрешение детям не считаться с родителями. Родители не должны позволять ребенку безнаказанно говорить с ними неуважительным, оскорбительным тоном; ни с ними, ни с кем-то другим.
   
Мы должны настаивать на том, чтобы вежливость была взаимной, напоминая о том уважении, которое мы проявляем к ним, и спрашивать, что им больше нравится: взаимное уважение или взаимные оскорбления.
   
Уважая детей и требуя уважения в ответ, мы преподаем им урок, лежащий в самой сердцевине нравственного развития: поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой.


Беседы с Батюшкой. Игумен Евмений
(Из книги «Аномалии родительской
любви», Свет Православия, 2006)
Продолжение следует.


16 мая 2008
(0 голосов, средний: 0 из 5 оценок)
Уважаемые посетители, здесь Вы можете написать комментарий к статье. Редакция "Детской" не дает профессиональных консультаций.
Другие статьи
ЛЮБОВЬ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ
Подробно обсудив период беременности и родов, мы естественным образом перехо¬дим к тому, что «после». Хотя здесь с каж¬дым шагом разговор становится все труд¬нее. Все большая разноголосица во...
Развитие и воспитание
14 января 2008
Укусы и пинки
Детские щипки и шлепанье пятерней, как бы неприятно это ни выглядело (а к тому же и больно), - это нормальное поведение малышей во время игры, не означающее ни злости, ни агрессивности. Ведь именно...
Развитие и воспитание
05 октября 2007
Как опыт, полученный ребенком в семье, влияет на его отношения с Богом
Продолжение книги «Аномалии родительской любви» Игумена Евмения
Развитие и воспитание
12 августа 2009