Как Готовиться ко Св. Причащению
К Таинству Св. Причащения необходимо себя подготовить говением, то есть молитвой, постом, христиански смиренным настроением, поведением и исповедью.
Молитва домашняя и церковная
Желающий достойно причаститься Св. Христовых Тайн должен за неделю молитвенно готовить себя к этому.
Больше и усерднее молиться дома утром и вечером и, по возможности, ежедневно в течение недели посещать утром и вечером церковные Богослужения. Если работа или служба препятствуют регулярному посещению Богослужений, то надо ходить насколько позволяют обстоятельства и обязательно нужно быть на вечернем Богослужении накануне дня причащения.
Для достойной молитвенной подготовки ко Св. Причащению существует особое Правило ко Св. Причащению, которое находится в молитвослове. Оно состоит из чтения накануне с вечера канонов: Господу нашему Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю и молитв на сон грядущим, а утром - утренних молитв, канона и молитв ко Св. Причащению.
Пост
С молитвой соединяется пост, то есть, воздержание от пищи животного происхождения: мяса, молочных продуктов, масла, яиц. Хлеб, овощи, фрукты употребляются в умеренном количестве.
Настроение и поведение
Готовящийся ко Св. Причащению должен проникнуться глубоким осознанием своей греховности; должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения; удерживаться от осуждения, нечистых мыслей и разговоров; отказаться от посещения увеселительных мест, могущих дать повод ко греху. Должен размышлять о величии Таинства Тела и Крови Христовой, проводя, насколько это возможно, время в уединении, чтении Слова Божия и книг духовного содержания.
Исповедь
Желающий причаститься должен накануне исповедаться - принести искреннее раскаяние в своих грехах перед священником, чистосердечно раскрыв свою душу и не утаивая ни одного сделанного греха. Перед исповедью необходимо примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно попросив у всех прощения. Во время исповеди лучше не дожидаться вопросов священника, а рассказать самому все, что тяготит душу, ни в чем себя не оправдывая и не перекладывая вины на других.
Правильнее исповедаться накануне с вечера, чтобы утро все посвятить молитвенной подготовке ко Св. Причащению. В крайнем случае можно исповедаться и утром, но приходить на исповедь, когда Божественная Литургия уже началась, это крайнее неуважение к великому Таинству.
Не исповедавшиеся не допускаются ко Св. Причащению.
Исповедавшись, необходимо принять твердое решение не повторять вновь своих грехов. Запрещается есть и пить после полуночи. К воздержанию от пищи и питья перед Св. Причащением надо приучать и детей с самого раннего возраста.
В церковь необходимо прийти заранее, до начала чтения Часов.
Во время Св. Причащения
Первыми причащаются монахи, затем – дети, мужчины и женщины. Подходя к Чаше, нужно заблаговременно сделать земной поклон (в воскресные дни и Господние праздники - поясной) и сложить крестообразно руки на груди, правую поверх левой. Перед Св. Чашей креститься не нужно, чтобы случайно не толкнуть Св. Чашу, внятно произнести свое полное христианское имя, широко открыть рот и благоговейно, с полным осознанием святости великого Таинства, принять Тело и Кровь Христову и сразу же проглотить.
После Св. Причащения
Приняв Св. Тайны нужно не крестясь поцеловать край Св. Чаши и
сразу же подойти к столику с запивкой.
До окончания Богослужения из церкви уходить не положено. Обязательно нужно выслушать благодарственные молитвы по Св. Причащении. В день Причащения нужно есть и пить умеренно и вести себя благоговейно и благочинно.
Кому нельзя причащаться
Ко Св. Причащению нельзя приступать имеющим вражду на ближних; не крещенным; находящимся в ереси или расколе (филаретовском и др.); посещающим оккультные школы и общества (рериховские, Ольги Асауляк, Порфирия Иванова, масонские и др.); обращающимся к экстрасенсам, колдунам, гадалкам, бабкам-шептухам; не носящим постоянно нательного креста; не бывшим накануне на вечернем Богослужении; не исповедавшимся и не читавшим Правила ко Св. Причащению; евшим и пившим с утра; опоздавшим на Божественную Литургию; женщинам в период месячного очищения, с непокрытой головой, в брюках, с косметикой на лице (с накрашенными губами).
Краткая исповедь перед духовником
Исповедую Господу Богу моему перед тобой, отче честный, все мои бесчисленные прегрешения, которые сотворил до настоящего дня и часа: делом, словом, помышлением, ежедневно и ежечасно согрешаю неблагодарностью к Богу за Его великие и бесчисленные мне благодеяния и всеблагое промышление обо мне, грешном.
Согрешил: празднословием, осуждением, непокорством, гордостью, немилосердием, завистью, гневом, клеветой, невниманием, нерадением, небрежением, дерзостью, раздражительностью, нарушением заповедей отеческих, унынием, злопамятством, воздаянием зла за зло, ожесточением, преслушанием, ропотом, самооправданием, прекословием, самочинием, самоволием, укорением, злоречием, ложью, смехом, соблазном, самолюбием, честолюбием, чревоугодием, табакокурением, тайноядением, тайнопитием (пьянством), вещелюбием, тщеславием, ленью, принятием блудных и нечистых помыслов, самоуслаждением и замедлением в них, сладострастными мечтаниями, многоспанием, нечистым воззрением, опущением службы Божией по лености и небрежению, дреманием и шепотом в церкви, опозданием к началу служб церковных, рассеянностью ума на молитве церковной и домашней, неисполнением в точности молитвенного правила.
Согрешил: делом, словом, помышлением, зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием и прочими моими чувствами душевными и телесными, в них же каюсь и прошу прощения.
Здесь нужно сказать и иные грехи, если имеешь что-либо на душе.
Еще каюсь и прошу прощения во всем том, что по неразумию и забвению не исповедал.
Прости и разреши меня, отче честный, и благослови приобщиться Святых и Животворящих Христовых Тайн во оставление грехов моих и в жизнь вечную.
Приходя причаститься, произноси мысленно эти стихи св. Метафраста:
Сe приступаю к Божественному Причащению,
Содетелю, да не опалиши мя приобщением:
Огнь бо еси, недостойный попаляяй,
Но убо очисти мя от всякия скверны.
Затем:
Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.