Духовное сердце дома

ДУХОВНОЕ СЕРДЦЕ ДОМА

 

Семья - это сердце дома. Если сердце будет больно, не бу­дет здоров и ваш дом, чтобы вы не делали. Следует приложить все усилия для того, чтобы ваша семья была духовно здоровой.

Семью часто называют «домашней Церковью». Цер­ковная жизнь начинается для верующих людей в храме, ког­да они участвуют в церковных Таинствах, но продолжается и после окончания богослужения за церковным порогом, и особенно в христианской семье. Можно даже сказать, что именно здесь, среди самых близких и родных нам людей, проверяется, настоящие ли мы христиане.

Домашний мир

 

Матушка Антония говорит о семье следующее: - Мать, жена-мироносица в семье, должна вносить в семью мир, согласие, тишину. Мужу не перечь на маковое зерно. До дела, как до неба, и время нужно или расходы, а в семье уже сыр-бор. Сказано пусть и не так, как тебе хочется, а так должно быть в благочестивой семье. И если мир, свя­той мир в семье нарушен, хотя постись, молись, хоть лоб разбей - все без толку. Бог - это любовь, мир, добро, исти­на.

Божий порядок в доме и семье - это порядок, когда муж подчиняется непосредственно Богу, жена - мужу, дети - отцу и матери. Вот что по этому поводу пишет апостол Павел в своем «Послании к Коринфянам»:

«...Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не власт­на над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1 Кор. 7, 2-4).

 

Семейные обязанности

 

Каждый член семьи имеет в ней свои обязанности. Детям апостол Павел напоминает о почитании родите­лей: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость». «Почитай отца твоего и мать» - это первая заповедь с обетованием: «Да будет тебе благо и будешь долголетен на земле».

У родителей обязанности свои: «И вы, отцы, не раз­дражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и на­ставлении Господнем» (Ев. 6,1-4). Воспитание детей, ве­дение домашнего хозяйства, устройство всей семейной жизни по-христиански и есть общее дело супругов.

Новый Завет однозначно говорит нам, что главой до­машней Церкви должен быть муж. Он трудится на семей­ной ниве вместе со своей помощницей женой, любя ее, как самого себя.

У каждого в семье есть свои обязанности. Муж дол­жен содержать семью, а жена должна быть хранительни­цей дома. То есть домашние заботы в основном лежат все же на ее плечах. И заставлять мужа постоянно полы мыть, стирать не следует. Мужья могут сами с удоволь­ствием это делать, если они видят, что жене трудно. К сожалению, в наши дни муж не всегда является кормиль­цем, и жена начинает постепенно завоевывать авторитет и власть в семье, а муж отодвигается на вторые роли - это путь к распаду семьи. Должен быть авторитет мужа и отца. Это очень важно. Точно так же, как для мужа дол­жен быть авторитет Бога. Муж должен быть способен к духовному руководству, к терпеливому назиданию, вни­мательности к семейным проблемам. Без этого невоз­можен христианский уклад жизни в семье.

В православной традиции жена должна быть все же домашним человеком, детей воспитывать. Это великий труд - вести дом, хозяйство, и женщина обычно этим только и занималась. По бедности, когда муж не в состо­янии стал прокормить семью, жене пришлось работать. Но даже если у жены бывает зарплата выше, чем у мужа, она должна это забыть. Традиционно весь уклад семей­ной жизни подчеркивал авторитет мужа, отца. Он садил­ся на главное место за столом и пока не брал ложку, ник­то не начинал обед. А сейчас мамочка несет тарелку сы­ночку, дочке сначала, потом уж про папу вспомнит. Ме­лочи, но они разрушающие. Они возвеличивают детей, дети перестают слушаться родителей, авторитет взрослых теряется. Искусство семейной жизни - это искусст­во мудрости. Смиренной мудрости. Если папа отдыхает - все на цыпочках ходить должны. Если маме трудно, папа должен сказать: «Ну-ка, детки, поможем». Это видеть нужно, нужно замечать друг друга, любить, уважать, жить заботой друг о друге. А когда видишь только себя, свою усталость, свои желания, то начинаешь и жалеть только себя.

- Но часто спрашивают, что делать, если женщине все же приходится брать на себя обязанности главы?

- Не брать! Грех, когда муж отдает жене власть в семье, и точно такой же грех, когда она берет. Тебе дают, а ты не бери: «Нет, дорогой, ты - глава семьи». Не гово­рить это надо, а бытом, отношением подчеркивать главенствующую роль мужчины.

- Как не брать? Семья будет нищей. Может так быть?

- Может. Беда в том, что мы в сравнении с другими пытаемся жить. А надо довольствоваться тем, что у тебя есть. Жена кормит семью, но власть-то не надо брать. Муж у нее безработный, не может заработать, но его все равно следует сажать на первое место, сохранять уважи­тельное отношение, показывать, что он - главный в се­мье. Власть ведь не в том, кто больше денег приносит, а в иерархии перед Богом.

- Бывает так, что женщина-руководитель не подчер­кивает в семье свое руководящее положение, а муж все равно болезненно переживает это.

- Подчеркивает, к сожалению. Это она думает, что не подчеркивает. Внутреннее состояние очень инерционно. Когда человек приходит с работы, где был руководите­лем, переключиться на семейную жизнь бывает трудно. Это происходит, когда мы начинаем относиться к работе как к главному в жизни, но ведь работа - это же послуша­ние и гордиться особенно нечем. Есть внутрисемейное по­слушание, и есть социальное. И к каждому надо относиться ответственно, но не делать из него культа. К сожалению, послушники из нас плохие. В этом все дело.

Семейная жизнь - частное дело каждого. Но по­скольку семья считается домашней церковью, то и здесь можно говорить о церковном этикете.

Церковное благочестие и домашнее благочестие вза­имосвязаны и дополняют друг друга. Истинный сын или дочь Церкви остается таковым и вне церкви. Христианское миросозерцание определяет весь строй жизни верующего. Не касаясь здесь большой темы домашнего благочестия, затронем некоторые вопросы, касающиеся этикета.

Поскольку имя православного христианина имеет мистический смысл и связано с нашим небесным покро­вителем, то оно должно употребляться в семье по возможности в полной форме: Николай, Коля, но не Колька, Колюня; Иннокентий, но не Кеша; Ольга, но не Лялька и т.п. Употребление ласкательных форм не исключается, но оно должно быть разумным. Фамильярность в речи часто свидетельствует, что незримо отношения в семье утратили трепетность, что обыденность взяла верх.

Дети участвуют в церковных Таинствах, еще не со­знавая этого, но, воспитывая их с самого раннего возра­ста в православии, мы тем самым создаем благодатную атмосферу, в которой душа и ум ребенка воспитываются в добродетели. Мы берем на себя смелость крестить младенца, веря в то, что благодать Божия, которая с Таин­ства крещения остается с младенцем, всегда направит его к лучшему. Но воспитанный в православной вере ребе­нок, вырастая, остается свободной личностью, которая может многое изменить в своей жизни - к счастью или несчастью для себя.

Пост для маленьких детей начинается не сразу. По мнению многих современных духовников, уже с трехлет­него возраста уместно постепенно включать ребенка в общий пост. Прежде всего это касается сладостей или других вкусных вещей, а также развлечений. С семилет­него возраста ребенок может почти полностью постить­ся вместе со взрослыми. Однако следует помнить, что пост - это сознательное самоограничение, не только физическое, поэтому поститься, в полном смысле этого слова, можно лишь в сознательном возрасте.

Особо следует сказать о крестном знамении. Нало­женное с благоговением, оно имеет огромную силу. Осо­бенно важно осенять крестным знамением детскую одежду перед тем, как ее надеть.

Однажды духовной дочери старца Алексия попало от него за то, что оставляла детей одних дома и вместо того, чтобы следить за их учебой и поведением, отправ­лялась в храм. В результате сын Андрей стал плохо учить­ся, пропускал уроки, и, наконец, ее вызвали в школу для объяснений. Батюшка страшно волновался, говоря ей: «Помни, я это сейчас говорю и на Страшном Суде скажу, что говорил тебе об этом. Тебя не спросят, ка­кой ты была псаломщицей, а спросят, как ты детей воспитала» (старец Алексий (Ф. А. Соловьев).

Старец Алексий так же внушал бдительно следить за детьми, не позволять им целовать кошек, собак, осо­бенно спать с ними, а также не позволять детям спать на одной кровати вдвоем.

Дети с ранних лет должны привыкать даже на повсе­дневные дела просить благословения отца и матери: «Мамочка, я ложусь спать, благослови меня». И мать, перекрестив дитя, говорит: «Ангела-хранителя тебе на сон». Отправляется ребенок в школу, в поход, в дерев­ню (в город) - на всех путях его хранит родительское благословение. Если это возможно, родители присое­диняют к своему благословению (при браке детей или перед своей смертью) видимые знаки, дары, благосло­вения: кресты, иконы, святые мощи, Библию, которые, составляя домашнюю святыню, передаются из рода в род.

Ребенка, даже если он никак не хочет «включаться» в духовную жизнь, все же можно «включить» в церков­ный календарь. Кто же откажется от рождественского подарка, от подарка к Пасхе или в день Ангела? Кому не милы пироги или особенное жаркое в праздник? В право­славный праздник. Пусть дитя постепенно привыкает, при­сматривается и прислушивается.

Бойтесь потерять доверительное отношение, лю­бовь своего ребенка. Вера в Бога не должна приводить к оскудению любви, к вражде. «Бог не есть Бог неустрой­ства, но мира» (1 Кор. 14, 33).

«Мир имейте между собою» (Мк. 9, 50), - гово­рит Спаситель. И действительно, там, где нет мира, нет и правды. «Плод же правды в мире сеется у тех, кото­рые хранят мир» (Иак. 3, 18).

Поэтому свое желание видеть детей живущими цер­ковной жизнью иногда приходится реализовывать более в молитвах. Любовь - свободный дар, ее невозможно торопить, особенно любовь к Богу. Но со своими просьбами и уговорами можно обращаться не только к ребенку, а к Самому Господу, к Пресвятой Богородице, к Угодникам. Святые Апостолы привели к вере тысячи людей. Молитесь им, заказывайте молебны, да помогут они ввести в Церковь и ваше дитя.

Если неспокойные дети, болезненные, то над спящи­ми надо почитать сорок раз молитву «Богородица Дево, радуйся» и три воскресения подряд причастить детей Свя­тых Христовых Тайн. И молитвы матери за детей самые сильные, обязательно надо молиться за своего ребенка особо. (Из наставлений схимонахини Антонии.)

Никогда не клянитесь здоровьем своих детей.

Чтобы дети были здоровые, старец Адриан Юргский советовал чаще водить их ко св. Причащению, говоря, что через это они будут и здоровее, и умнее, и счастли­вее.

Подарки в дни важных духовных событий нужно вы­бирать правильно. При крещении крестная мать дарит ре­бенку-крестнику «ризки» (ткань или материю, в которую завертывается младенец, вынутый из купели), крестинную рубашечку и чепчик с кружевами и ленточками; цвет этих ленточек должен быть: для девочек - розовый, для маль­чиков - голубой. Крестный отец, кроме подарка по свое­му усмотрению, обязан приготовить новокрещенному кре­стик и оплатить крестины. Оба - и крестный отец, и крест­ная мать - могут сделать подарки матери ребенка.

Отдых. Иногда, когда хорошее настроение, в нас про­буждаются прошлые желания: покататься на роликах, по­танцевать дома под магнитофон, пошутить. Все это не рассматривается как грех, если только не приводит к стра­стным состояниям: хохоту, оргии, агрессии и проч.

Но к игре в карты церковная традиция относится от­рицательно, разумея за этой игрой демонический смысл.

(По материалам книги «Защити свой дом

от зла, от болезней души и тела»,Мгарский монастырь, 2006) 

 

10 января 2008
(0 голосов, средний: 0 из 5 оценок)
Комментарии (2)
Уважаемые посетители, здесь Вы можете написать комментарий к статье. Редакция "Детской" не дает профессиональных консультаций.
Ксения
15 июня 2010
21:24
Мені дуже сподобалась ця стаття. просто і зрозуміло.
Другие статьи
О том, как приобрести смирение
Святые отцы часто потребляли слова «смирение» и «смиренномудрие» как синонимы, но тем не менее придавали им различное значение. В святоотеческом понимании смиренномудрие — это правильный образ...
Православие
21 июля 2008
Православное воспитание и окружающий мир
Иеромонах Серафим Платинский (Роуз)
Развитие и воспитание
04 марта 2008
ДЕТСКАЯ ИСПОВЕДЬ (часть 1)
Исповедь для детей от семи лет
Православие
13 марта 2008