Духовное сердце дома
ДУХОВНОЕ СЕРДЦЕ ДОМА
Семья - это сердце дома. Если сердце будет больно, не будет здоров и ваш дом, чтобы вы не делали. Следует приложить все усилия для того, чтобы ваша семья была духовно здоровой.
Семью часто называют «домашней Церковью». Церковная жизнь начинается для верующих людей в храме, когда они участвуют в церковных Таинствах, но продолжается и после окончания богослужения за церковным порогом, и особенно в христианской семье. Можно даже сказать, что именно здесь, среди самых близких и родных нам людей, проверяется, настоящие ли мы христиане.
Домашний мир
Матушка Антония говорит о семье следующее: - Мать, жена-мироносица в семье, должна вносить в семью мир, согласие, тишину. Мужу не перечь на маковое зерно. До дела, как до неба, и время нужно или расходы, а в семье уже сыр-бор. Сказано пусть и не так, как тебе хочется, а так должно быть в благочестивой семье. И если мир, святой мир в семье нарушен, хотя постись, молись, хоть лоб разбей - все без толку. Бог - это любовь, мир, добро, истина.
Божий порядок в доме и семье - это порядок, когда муж подчиняется непосредственно Богу, жена - мужу, дети - отцу и матери. Вот что по этому поводу пишет апостол Павел в своем «Послании к Коринфянам»:
«...Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1 Кор. 7, 2-4).
Семейные обязанности
Каждый член семьи имеет в ней свои обязанности. Детям апостол Павел напоминает о почитании родителей: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость». «Почитай отца твоего и мать» - это первая заповедь с обетованием: «Да будет тебе благо и будешь долголетен на земле».
У родителей обязанности свои: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Ев. 6,1-4). Воспитание детей, ведение домашнего хозяйства, устройство всей семейной жизни по-христиански и есть общее дело супругов.
Новый Завет однозначно говорит нам, что главой домашней Церкви должен быть муж. Он трудится на семейной ниве вместе со своей помощницей женой, любя ее, как самого себя.
У каждого в семье есть свои обязанности. Муж должен содержать семью, а жена должна быть хранительницей дома. То есть домашние заботы в основном лежат все же на ее плечах. И заставлять мужа постоянно полы мыть, стирать не следует. Мужья могут сами с удовольствием это делать, если они видят, что жене трудно. К сожалению, в наши дни муж не всегда является кормильцем, и жена начинает постепенно завоевывать авторитет и власть в семье, а муж отодвигается на вторые роли - это путь к распаду семьи. Должен быть авторитет мужа и отца. Это очень важно. Точно так же, как для мужа должен быть авторитет Бога. Муж должен быть способен к духовному руководству, к терпеливому назиданию, внимательности к семейным проблемам. Без этого невозможен христианский уклад жизни в семье.
В православной традиции жена должна быть все же домашним человеком, детей воспитывать. Это великий труд - вести дом, хозяйство, и женщина обычно этим только и занималась. По бедности, когда муж не в состоянии стал прокормить семью, жене пришлось работать. Но даже если у жены бывает зарплата выше, чем у мужа, она должна это забыть. Традиционно весь уклад семейной жизни подчеркивал авторитет мужа, отца. Он садился на главное место за столом и пока не брал ложку, никто не начинал обед. А сейчас мамочка несет тарелку сыночку, дочке сначала, потом уж про папу вспомнит. Мелочи, но они разрушающие. Они возвеличивают детей, дети перестают слушаться родителей, авторитет взрослых теряется. Искусство семейной жизни - это искусство мудрости. Смиренной мудрости. Если папа отдыхает - все на цыпочках ходить должны. Если маме трудно, папа должен сказать: «Ну-ка, детки, поможем». Это видеть нужно, нужно замечать друг друга, любить, уважать, жить заботой друг о друге. А когда видишь только себя, свою усталость, свои желания, то начинаешь и жалеть только себя.
- Но часто спрашивают, что делать, если женщине все же приходится брать на себя обязанности главы?
- Не брать! Грех, когда муж отдает жене власть в семье, и точно такой же грех, когда она берет. Тебе дают, а ты не бери: «Нет, дорогой, ты - глава семьи». Не говорить это надо, а бытом, отношением подчеркивать главенствующую роль мужчины.
- Как не брать? Семья будет нищей. Может так быть?
- Может. Беда в том, что мы в сравнении с другими пытаемся жить. А надо довольствоваться тем, что у тебя есть. Жена кормит семью, но власть-то не надо брать. Муж у нее безработный, не может заработать, но его все равно следует сажать на первое место, сохранять уважительное отношение, показывать, что он - главный в семье. Власть ведь не в том, кто больше денег приносит, а в иерархии перед Богом.
- Бывает так, что женщина-руководитель не подчеркивает в семье свое руководящее положение, а муж все равно болезненно переживает это.
- Подчеркивает, к сожалению. Это она думает, что не подчеркивает. Внутреннее состояние очень инерционно. Когда человек приходит с работы, где был руководителем, переключиться на семейную жизнь бывает трудно. Это происходит, когда мы начинаем относиться к работе как к главному в жизни, но ведь работа - это же послушание и гордиться особенно нечем. Есть внутрисемейное послушание, и есть социальное. И к каждому надо относиться ответственно, но не делать из него культа. К сожалению, послушники из нас плохие. В этом все дело.
Семейная жизнь - частное дело каждого. Но поскольку семья считается домашней церковью, то и здесь можно говорить о церковном этикете.
Церковное благочестие и домашнее благочестие взаимосвязаны и дополняют друг друга. Истинный сын или дочь Церкви остается таковым и вне церкви. Христианское миросозерцание определяет весь строй жизни верующего. Не касаясь здесь большой темы домашнего благочестия, затронем некоторые вопросы, касающиеся этикета.
Поскольку имя православного христианина имеет мистический смысл и связано с нашим небесным покровителем, то оно должно употребляться в семье по возможности в полной форме: Николай, Коля, но не Колька, Колюня; Иннокентий, но не Кеша; Ольга, но не Лялька и т.п. Употребление ласкательных форм не исключается, но оно должно быть разумным. Фамильярность в речи часто свидетельствует, что незримо отношения в семье утратили трепетность, что обыденность взяла верх.
Дети участвуют в церковных Таинствах, еще не сознавая этого, но, воспитывая их с самого раннего возраста в православии, мы тем самым создаем благодатную атмосферу, в которой душа и ум ребенка воспитываются в добродетели. Мы берем на себя смелость крестить младенца, веря в то, что благодать Божия, которая с Таинства крещения остается с младенцем, всегда направит его к лучшему. Но воспитанный в православной вере ребенок, вырастая, остается свободной личностью, которая может многое изменить в своей жизни - к счастью или несчастью для себя.
Пост для маленьких детей начинается не сразу. По мнению многих современных духовников, уже с трехлетнего возраста уместно постепенно включать ребенка в общий пост. Прежде всего это касается сладостей или других вкусных вещей, а также развлечений. С семилетнего возраста ребенок может почти полностью поститься вместе со взрослыми. Однако следует помнить, что пост - это сознательное самоограничение, не только физическое, поэтому поститься, в полном смысле этого слова, можно лишь в сознательном возрасте.
Особо следует сказать о крестном знамении. Наложенное с благоговением, оно имеет огромную силу. Особенно важно осенять крестным знамением детскую одежду перед тем, как ее надеть.
Однажды духовной дочери старца Алексия попало от него за то, что оставляла детей одних дома и вместо того, чтобы следить за их учебой и поведением, отправлялась в храм. В результате сын Андрей стал плохо учиться, пропускал уроки, и, наконец, ее вызвали в школу для объяснений. Батюшка страшно волновался, говоря ей: «Помни, я это сейчас говорю и на Страшном Суде скажу, что говорил тебе об этом. Тебя не спросят, какой ты была псаломщицей, а спросят, как ты детей воспитала» (старец Алексий (Ф. А. Соловьев).
Старец Алексий так же внушал бдительно следить за детьми, не позволять им целовать кошек, собак, особенно спать с ними, а также не позволять детям спать на одной кровати вдвоем.
Дети с ранних лет должны привыкать даже на повседневные дела просить благословения отца и матери: «Мамочка, я ложусь спать, благослови меня». И мать, перекрестив дитя, говорит: «Ангела-хранителя тебе на сон». Отправляется ребенок в школу, в поход, в деревню (в город) - на всех путях его хранит родительское благословение. Если это возможно, родители присоединяют к своему благословению (при браке детей или перед своей смертью) видимые знаки, дары, благословения: кресты, иконы, святые мощи, Библию, которые, составляя домашнюю святыню, передаются из рода в род.
Ребенка, даже если он никак не хочет «включаться» в духовную жизнь, все же можно «включить» в церковный календарь. Кто же откажется от рождественского подарка, от подарка к Пасхе или в день Ангела? Кому не милы пироги или особенное жаркое в праздник? В православный праздник. Пусть дитя постепенно привыкает, присматривается и прислушивается.
Бойтесь потерять доверительное отношение, любовь своего ребенка. Вера в Бога не должна приводить к оскудению любви, к вражде. «Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1 Кор. 14, 33).
«Мир имейте между собою» (Мк. 9, 50), - говорит Спаситель. И действительно, там, где нет мира, нет и правды. «Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир» (Иак. 3, 18).
Поэтому свое желание видеть детей живущими церковной жизнью иногда приходится реализовывать более в молитвах. Любовь - свободный дар, ее невозможно торопить, особенно любовь к Богу. Но со своими просьбами и уговорами можно обращаться не только к ребенку, а к Самому Господу, к Пресвятой Богородице, к Угодникам. Святые Апостолы привели к вере тысячи людей. Молитесь им, заказывайте молебны, да помогут они ввести в Церковь и ваше дитя.
Если неспокойные дети, болезненные, то над спящими надо почитать сорок раз молитву «Богородица Дево, радуйся» и три воскресения подряд причастить детей Святых Христовых Тайн. И молитвы матери за детей самые сильные, обязательно надо молиться за своего ребенка особо. (Из наставлений схимонахини Антонии.)
Никогда не клянитесь здоровьем своих детей.
Чтобы дети были здоровые, старец Адриан Юргский советовал чаще водить их ко св. Причащению, говоря, что через это они будут и здоровее, и умнее, и счастливее.
Подарки в дни важных духовных событий нужно выбирать правильно. При крещении крестная мать дарит ребенку-крестнику «ризки» (ткань или материю, в которую завертывается младенец, вынутый из купели), крестинную рубашечку и чепчик с кружевами и ленточками; цвет этих ленточек должен быть: для девочек - розовый, для мальчиков - голубой. Крестный отец, кроме подарка по своему усмотрению, обязан приготовить новокрещенному крестик и оплатить крестины. Оба - и крестный отец, и крестная мать - могут сделать подарки матери ребенка.
Отдых. Иногда, когда хорошее настроение, в нас пробуждаются прошлые желания: покататься на роликах, потанцевать дома под магнитофон, пошутить. Все это не рассматривается как грех, если только не приводит к страстным состояниям: хохоту, оргии, агрессии и проч.
Но к игре в карты церковная традиция относится отрицательно, разумея за этой игрой демонический смысл.
(По материалам книги «Защити свой дом
от зла, от болезней души и тела»,Мгарский монастырь, 2006)