Дети и компьютер. Игровая зависимость и способы борьбы с ней.
Компьютерные игры затуманили детский мозг, создав параллельную реальность. Заставляя детей соблюдать правила не совсем адекватных разработчиков (вспомните игру Postal) и изучать возможности своих персонажей. Наши чада загружают голову не интересными фактами науки, а знаниями несуществующих миров, где не замечая того испытывают жуткие умственные перегрузки. Они настолько истощают свои возможности, что восприятие простейшего материала для них превращается в каторгу. И мы наблюдаем бешеный спад продуктивности в учебе.
Попав в зависимость от компьютерных игр, ребёнок начинает ассоциировать себя со своими персонажами: сильными и самодостаточными. Таких детей больше не заботят проблемы из реальной жизни, их мир – это игра. Причина этому проста: чтобы стать успешным человеком в игре, усилий нужно приложить существенно меньше, чем в обычной жизни. И тут нельзя не упомянуть о самом опасном жанре для детской психики: стрелялок. Ведь персонажи этих компьютерных игр отличаются особой жестокостью, и самые умелые герои там – ловкие убийцы. Подобные игры порождают в детях уверенность в том, что насильственные методы помогают в решении проблем. Это приводит к формированию агрессии и грубости. Подросток замыкается в себе, становится «одиночкой», или находит себе друзей- игроманов.
Игры гордяться таким параметром как "время на прохождение" и даже "адиктивность" (сила пораждаемой зависимости), что в сущности означает силу виртуального наркотика. Человек тратит огромное количество времени на вымышленное развитие или прокачку, тратя свое здоровье на никому ненужные циферки левела и бонусов брони и оружия.
Поэтому, даже несмотря на отсутсвие химической составляющей, как в алкоголе и наркотиках, приобретенная психологическая зависимость способна конкурировать с ними в силе, а иногда и превосходить. Компьютерные игры не лучше, погрязший в несуществующих мирах геймер теряет ощущение реальности, становиться асоциальным. Чем больше игрок проводит времени за компьютером, тем усиливается зависимость и в определенный момент человек уже не может себя контролировать. Переживания, связанные с виртуальными героями, переживаются, как свои собственные, а в кровь выбрасывается адреналин. В обычных ситуациях этот гормон "подстегивает" организм и разрушается при движении. Но в крови сидящего тела он застаивается, разрушая нервную систему.
Также с компьютерными играми связано огромное количество самоубийств. В 2001 году Россию потрясло самоубийство шести школьников, фатально увлекшихся игрой "Последняя Фантазия". В том же году широкий общественный резонанс приобрел суицид Шона Вуллей из США, "не вернувшегося" из игры "Everquest".
Отмечается, что дети, проводящие очень много времени за компьютером, перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, у них наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность, снижается эффективность некоторых видов памяти.
Китай стал одной из первых стран, признавших компьютерную зависимость реальным заболеванием. И теперь в Китае лечат от компьютерной зависимости в военных лагерях.
Как родители могут понять, зависим ли их ребёнок от компьютерных игр?
Это можно увидеть по поведению. Вся жизнь ребёнка начинает крутиться вокруг компьютера: рядом с ним он и ест, и учит уроки. Если же родители запрещают такое поведение - ребенок может тайком прятаться с планшетом с играми. Он может идти якобы заниматься, а сам потихоньку играть пока не услышит шаги...
Ребенку становится не интересно играть со сверстниками, ходить гулять - ему становится более интересен насыщенный нереальный мир игр.
Он перестаёт читать книги, общаться с друзьями, поздно ложится спать, потому что все его внимание притягивают игры. Ребенок может становиться агрессивным, грубить взрослым, если ему запрещают играть, может даже ударить кого-то. Нервная система на пределе и ребенок может плакать по пустякам или злиться. Теряется всякий интерес к труду и все, что может отвлечь от игр - вызывает раздражение.
Другие симптомы:
- хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
- нежелание отвлечься от работы или игры за компьютером;
- раздражение при вынужденном отвлечении;
- неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;
- расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления программного обеспечения (в т.ч. игр) и апгрейд компьютера;
- забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;
- пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
- человек предпочитает есть перед монитором;
- обсуждение компьютерной тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.
Все эти признаки должны стать сигналом для немедленного начала лечения зависимости. Ведь следующим этапом могут стать истерики при попытке разлучить ребёнка с компьютером и отказ посещать школу.
Что же делать?
- Строгое ограничение по времени. Родители должны постараться ограничить время, которое обычно тратится ребёнком на игры в компьютере. Это время должно быть строго ограниченным. Обычно для каждого возраста есть свои позволительные рамки. Так, для детей в возрасте 6-7 лет - время за компьютером не должно превышать 20 - 30 минут в день, а для ребенка 8-10 лет - это время не должно превышать 40-60 минут/в день.
- Следите за играми, в которые играет ребенок. Почитайте об игре отзывы, задания и уровни, посмотрите как ребенок играет. Не разрешайте играть в агрессивные и кровавые игры.
- Помните, что ребенок может одинаково увлеченно играть на компьютере, телефоне, планшете... Следите за гаджетами.
- Не разрешайте ребенку брать в школу планшет с играми. Сейчас во многих школах такое позволительно, и дети вместо того, чтобы активно провести переменку, сидят за партами и играют в игры, что чрезвычайно вредно как для физического, так и для психологического здоровья.
- Спорт. Ребёнка рекомендуется занять спортивной секцией (чтобы компенсировать недостаток двигательной активности, а так же увлечь спортом и ослабить интерес к играм)
- Кружки по интересам. Важно раскрыть в ребенке/подросте таланты, понять что ему интересно и постараться развивать его талан и интерес (это может быть игра на гитаре, рисование, танцы, конструирование и прочее)
- Обязанности по дому. У ребенка должны быть четкие обязанности по дому и они могут быть рутинными.
- Общение с детьми, не увлеченными компьютерными играми. Психологи утверждают, что данный метод достаточно эффективен. Общаясь со сверстниками, которые интересуются чем-то ещё, кроме игр, попавший в игровую зависимость ребёнок не только начинает вновь видеть всё разнообразие реального мира, но и проводит меньше времени с товарищами-геймерами.
- Больше общайтесь с детьми. Делайте совместные походы, поездки.
- Запрет на игры в вечернее время. Перед сном особенно важно, чтобы ребенок не играл в игры. В ином случае, нервная система расшатывается, ребенок весь в мыслях об игре ложится спать и вместо отдыха - его мозг усиленно перерабатывает увиденное.
- Четкий режим дня. Старайтесь выработать режим дня и придерживаться его вместе с ребенком.
- Последовательность в действиях. Главная задача родителей в борьбе с игровой зависимости ребёнка – это последовательность. Если запрещено включать компьютер после 19:00, то даже хорошее поведение, 5 в четверти и внеплановая уборка в квартире не должны вознаграждаться возможностью поиграть ещё пару часиков. И обязательно нужно объяснить, почему появился этот запрет, и какие условия нужны для его снятия. Особенно аккуратно нужно вести себя с подростками. Переходный возраст сильно меняет отношение ребёнка к окружающему миру, а уменьшение времени проводимого в любимой игрушке может ещё сильнее настроить ребёнка против родителей. Поэтому разговаривайте, объясняйте причины, не жалейте на это сил и времени. Процесс излечения от компьютерной зависимости может растянуться на несколько месяцев. Всё это время родители должны придерживаться выбранной в начале линии поведения и не пускать ситуацию на самотёк.
Всё это, в совокупности с любовью, поддержкой и пониманием, поможет вернуть ребёнка в реальную жизнь.
Статья создана на основе материалов ресурса gameover