Детки - погодки
Действительно, для родителей малыш - это шанс снова почувствовать себя молодыми, вспомнить радости и проблемы маленьких детей, заново открыть для себя мир глазами ребенка. Чаще всего родители заводят второго малыша через 3-7 лет после первенца. Ну а есть и такие, которые считают, что проще родить погодков. Кажется, это так просто - "одним махом" пройти период младенчества, ночные вставания, кормления, беспомощность малышей. А когда дети подрастут, родители, все еще полные сил и энергии, смогут ударно заниматься карьерой…
Наш сегодняшний разговор - о проблемах родителей и детей-погодков, о решении этих проблем и о достоинствах "близкой дистанции" между малышами.
Итак… Ваш малыш потихоньку подрастает, ему уже около года. Вы только-только пришли в себя после первых родов, начинаете подумывать о том, выходить ли на работу, как дальше заниматься с малышом. Становится меньше бытовых забот, связанных с уходом за ребенком, он уже более самостоятельный, очень любознательный и невероятно шустрый. И вот Вы… снова беременны! Как же избежать основных сложностей во время беременности и воспитания малышей? Помимо этой статьи, Вам также могут помочь советы, данные в статье о воспитании близнецов "Одинаковые или уникальные?" (апрельский номер).
Режим
Важно как можно раньше наладить четкий режим дня обоих малышей. Что удобнее: синхронизировать кормления, купания, сон, прогулки или, наоборот, чередовать их? Если вы занимаетесь детьми одна, и старший малыш относительно самостоятелен, лучше, чтобы режим у детей частично совпадал. Положили еду старшему - пошли кормить младшего. Потом оба спят, а вы отдыхаете или занимаетесь домашними делами. Проснулись, перекусили и вместе выходите на прогулку. Если же вам кто-то помогает, возможно, будет удобнее другой расклад. Творите, экспериментируйте, пробуйте.
Старший
Важно подготовить старшего как можно раньше:
-
попрощаться с пустышкой, чтобы малыш успел от нее отвыкнуть, иначе будет отбирать соски у новорожденного;
-
по той же причине придется ускорить переход от бутылочек к чашке. Благо сейчас в продаже появилось множество ярких забавных кружечек с двумя ручками и всевозможными носиками-поильниками;
-
за несколько месяцев до родов переселить старшего в свою кроватку (комнату) (если до этого он спал с мамой) - но не позже, чтобы он не почувствовал, будто от него отказываются в пользу младшего;
-
у детей начинается подражательный период в играх, так что Вы можете подарить старшему большого пупса с набором игрушечных аксессуаров (сосками, ванночкой, горшком и т.п.). Он быстро разберется, что к чему, и будет копировать все, что вы делаете с маленьким.
Детский сад
Многие семьи начинают задумываться о том, чтобы с рождением второго ребенка отдать первенца в детский сад. Безусловно, это имеет свои плюсы - у Вас появится больше свободного времени. Недостатки тоже имеются. Во-первых, детский сад непременно вызывает период адаптации с бесконечными простудами. Подумайте, безопасно ли это для беременной и новорожденного. Во-вторых, рекомендуемый возраст для того, чтобы отдать малыша в детсад - около двух лет. Если ребенок младше, он все еще сильно нуждается в мамином внимании, особенно, если Вы продолжаете кормить его грудью.
Мамино внимание
Растить двух маленьких детей непросто. Обоим необходимо постоянное пристальное внимание, и это требует огромных ресурсов со стороны родителей. Чтобы избежать проблем с детской ревностью, постарайтесь в равной степени общаться с обоими. Например, кормя грудью младшего, Вы можете читать старшему книжки, потешки, разговаривать с ним.
Игрушки
Пока дети совсем маленькие, часто придется покупать две одинаковые игрушки. Потому что новая бирюлька вызывает столько взаимного интереса, что каждому хочется ее подержать и потрогать самому и первому. Можно подарить не обязательно одинаковые - главное знать, что новая забава увлечет ребенка, и он не будет рвать у другого его игрушку. Еще лучше выбирать игрушки с большим количеством деталей и составляющих, это позволяет играть вместе и строить что-то совместное.
Общение и развитие детей
Двое детей, очень близких по возрасту, скорее всего, будут очень близкими друзьями. Они могут ходить в один детский сад, играть общими игрушками, ходить вместе на спектакли и иметь общих друзей. У них очень много общего. Естественно, они тоже могут ссориться, может быть даже больше других, так как их интересы пересекаются, но в целом у них есть огромный потенциал для близости и дружбы. Чтобы ваши дети с самого начала полюбили друг друга, не препятствуйте их общению. Обычно это делается для того, чтобы уберечь младшего от неловких движений старшего, а также от чрезмерного проявления любопытства (типа выковыривания глазок). Но на толстом ватном одеяле, расстеленном на полу, они могут совершенно безопасно возиться под вашим надзором. А когда старший принесет по вашей просьбе бутылочку или покачает коляску с младенцем, когда он ласково погладит расплакавшегося малыша по голове, это и будет началом привязанности.
Основные проблемы возникают в первые два года. В этом возрасте не совпадают процессы развития детей. Старший, когда ему почти исполнился год, начинает активно развиваться (и физически, и интеллектуально). Каждый день он открывает для себя что-то новое, делает первые самостоятельные шаги, быстро осваивает новые слова и так далее. А младший еще не может составить ему компанию для игр и совместных занятий. Но уже в возрасте два и три года они практически выравниваются в развитии и очень сдруживаются, играют и увлекают друг друга.
Во время развивающих занятий с детьми важно помнить: погодки основную часть времени проводят в общении друг с другом, но если для младшего это путь к прогрессу, то старшему нужны еще и дополнительные впечатления и занятия, соответствующие его возрасту. Старайтесь заниматься с обоими детьми одновременно. Это, во-первых, интереснее, как для малышей, так и для взрослого. Во-вторых, гораздо продуктивнее. Занимаясь со старшим, вы будете большее внимание уделять именно ему, а младший, присутствуя на этих занятиях, будет тоже получать ту часть информации, которая ему в данный момент интересна и "по силам". В семьях, где растут двое и больше малышей, часто бывает так, что старшего "учили" чему-то, а младший в это время "учился" сам и неожиданно для взрослых проявлял свои явные познания в том, чем с ним, казалось бы, специально не занимались. Есть старинная арабская пословица: "Воспитай старшего, а младший сам научится". Иными словами, младший в своем развитии будет следовать за старшим, который только недавно прошел те же этапы. Подражая, младший будет все постигать быстрее, чем учась у родителей.
Конечно, в воспитании погодков, кроме проблем, есть и много преимуществ. Вот только малая их часть:
на определенных этапах (в так называемом "переходном возрасте") минимальная возрастная разница может сыграть положительную роль в отношениях детей: они, по мере возникновения тех или иных возрастных проблем, будут решать их вместе;
Конечно, в воспитании погодков, кроме проблем, есть и много преимуществ. Вот только малая их часть:
на определенных этапах (в так называемом "переходном возрасте") минимальная возрастная разница может сыграть положительную роль в отношениях детей: они, по мере возникновения тех или иных возрастных проблем, будут решать их вместе;
-
у ваших детей будут общие интересы;
-
ваш старший малыш не будет помнить себя без младшего, и у него будет меньше поводов для ревности и соперничества;
-
они подрастут разом, когда вы, их мама, будете еще довольно молодой и полной сил;
-
погодкам легче ужиться в одной комнате;
-
детские вещи перейдут по наследству, не успев выйти из моды;
-
многие родители отдают погодков в школу одновременно. Это тоже большой плюс, поскольку быть вместе с родным человеком в большом и разноликом коллективе легче.
А вместе ходить в детский сад и в школу? Поверять друг другу первые секреты? Вдвоем готовить маме сюрпризы? Рано или поздно вы поймете, что все в вашей семье сложилось как нельзя лучше.
Да, воспитание погодков - очень тяжелый и ответственный труд. Но, как говорила одна мама малышей-погодков, "радости от одновременного топота четырех маленьких ножек и обнимания четырех маленьких ручонок очень много".
Анна Рымаренко, психолог.
Журнал "Для будущих мам" № 5 май 2003