ЯВИТЬ РАДОСТЬ ЖИЗНИ С БОГОМ

Каждый родитель должен знать, что основные пред¬ставления о жизни формируются у ребенка в младенческом возрасте. Представление об этих ценностях он получает, прежде всего, от родителей. Половина мировосприятия за¬кладывается в ребенке до пяти лет. «Пока душа способна к образованию, нежна и мягка, подобна воску, легко запечат¬левает в себе образы, надо немедля, с самого начала побуж¬дать ее к добру. Когда раскроется разум и приидет в дейст¬вие рассудок, тогда будут уже заложены первоначальные основания и преподаны образцы благочестия, разум будет внушать полезное, а навык облегчит успех воспитания», - говорит святитель Василий Великий.

Если жизненные ценности мамы и папы разные, ре¬бенок живет в разладе, воспитывается в атмосфере противоречий, то ничего хорошего из этого, конечно же, не получится. Естественно, что в большей степени ребенок усво¬ит ценности того из родителей, от которого исходит безус¬ловная любовь. Если мать открыта сердцем на Господа, как на первейшую Ценность своей жизни, всегда взирает к Нему, ежедневно приносит молитвы о своем муже и детях, то она не будет многословием принуждать ребенка ходить в храм, а живым сердечным участием донесет импульс веры до своего возлюбленного чада.

К сожалению, родители мало доверяют своим детям в вопросах отношений с Богом. В хрупком детском возрасте ритм религиозной жизни взрослого человека может ока¬заться для ребенка чрезмерно активным, Когда объясняешь это родителям, то можешь услышать в ответ: «Я же не за¬ставляю его читать полностью утренние и вечерние молит¬вы, пускай хотя бы почитает правило Серафима Саровско¬го».

В какой-то момент для ребенка может и этого много. Может быть, просто памяти о том, что Бог смотрит, видит и знает его, достаточно для него сегодня. Может быть, одной-двух молитв или простого крестного знамения утром, восставши ото сна и перед уходом в школу, достаточно для ребенка. Может быть, несколько секунд просто молча по¬стоять перед святыми образами для него сегодня достаточ¬но. Найти эту золотую середину между родительским уча¬стием в религиозной жизни ребенка и любых других проявлениях жизни и доверия к тому, что подросток созна¬тельно и сам, уже имея представление о вере, о Боге и спа¬сении, может строить с Богом личные глубинные отноше¬ния, для многих родителей - работа не из легких.

«Чтобы воспитать ребенка в вере, нужен подвиг, нужна молитва, и нужно обязательно явить ему радость жизни в Боге. Нужно, чтобы он понял, что эта радость больше, чем та, которая есть у неверующих его сверстни¬ков. Даже если он поддастся вредному слиянию, то глубина подлинной жизни, которую вы ему явите (если сумеете жить по-христиански, если ваша жизнь будет подвигом христианской любви), в конце концов победит и, когда он придет в возраст, он это осознает. Сейчас он не понимает подлинного смысла той ситуации, когда мама смиренно мол¬чит, не ругается и не спорит, а только молится. Но когда он придет в сознание, он увидит, что вы были правы в своей любви: не в ругани, не в раздражении и спорах, а в кротости, смирении. И этот ваш образ поможет ему впоследствии встать на ту правильную дорогу, по которой ему нужно идти. Но это очень трудно, и здесь нужен подвиг», - гово¬рит священник Аркадий Шатов.

Господь подает нам пример подлинной родительской любви в притче о блудном сыне. Именно на этом примере мать или отец, заблудившиеся в лабиринтах привязанности к собственному дитяти так, что оно становится главной ценностью их жизни, центром их родительской вселенной, могут поучиться у Господа непосредственно тому, как Он любит нас и хочет, чтобы мы любили Его. Он дает нам возможность выбрать Его любовь или отказаться от нее. Он хочет заботиться о нас, но не принуждает нас к тому, чтобы мы вверились в Его заботу. Величайшее желание Господа - чтобы мы считали Его своим Отцом, ежедневно обращались к Нему со словами: «Отче наш», но Он не при¬нуждает нас к этому. Если мы хотим того, что хочет Гос¬подь, т.е. любящих отношений между Ним и нами, то мы можем принять Его любовь. Но Он оставляет нам, как Своим детям, право уйти от Него и надежду на то, что по возвращении, мы всегда будем приняты. Он ждет нас с Отеческой любовью. Вот эталон родительской любви.

Мы можем передать ребенку только то, чем обладаем сами. Великий педагог К.Д. Ушинский, сам человек глубо¬кой веры, советует родителям, как воспитывать детей: «Источник воды живой - Евангелие. Если эта вода питает корни растения, оно будет давать цветы и плоды». Важное наставление! К сожалению, на полках многих моих право¬славных знакомых место Слова Божия заняли самые раз¬личные "поучения" и "наставления", суть и смысл которых достаточно далеки от Евангельского духа свободы, про¬стоты и любви. «Скажите, вы много знаете храмов, где молено купить книгу о Христе? Про антихриста - запро¬сто. По десять книг на каждом церковном лотке, а про Хри¬ста - ни одной. Это уже диагноз нашей болезни». «Апостол Павел говорил о святых как об облаке свидетелей (ср. Евр. 12, 1). Но в сознании некоторых людей это облако сгущается настолько, что заслоняет собой солнце, то есть, Самого Христа.

Например, мне грустно было видеть, что в нашей Церкви, по сути, никак не отпраздновали двухтысячелетие Рождества Христова. Нет, Официально провели несколько концертов, банкетов и так далее. Но никакого миссионер¬ского всплеска в этой связи не было. Не было христологических публикаций. Христос и в 2000 году не стал главной те¬мой наших проповедей. Хоть одна книга о Христе была ли тогда написана и издана? Только несколько художественных альбомов...

Это значит, что тема Христа - это не есть нечто, вдохновляющее преподавателей наших духовных школ. Толь¬ко в Свято-Тихоновском богословском институте вышел юбилейный сборник. Но и там были только переводы отцов и западных богословов плюс пара молодежных работ... Я отчего-то убежден, что если бы для сборника избрали другую тему - например, крестный путь Царской Семьи, - то сборник получился бы в четыре раза толще.

У нас нет потребности делиться с людьми своими переживаниями Христа. Батюшка на проповеди может на время оторваться от бумажки, чтобы поделиться своими личными впечатлениями, например, от паломничества в ка¬кой-нибудь монастырь, может далее поделиться своими пе¬реживаниями того, что было "вчера на требе". Но как редко в наших храмах видишь, чтобы батюшка, точно также, по требованию сердца, обратился вдруг к евангельскому тек¬сту о Христе (вне зависимости от того, читали или нет это место сегодня на службе)...
И еще: я не раз бывал в домах священников, у которых в домашнем иконостасе не было иконы Христа. Вернее, Он присутствовал, но только как Младенец на руках у Богородицы. В центре же красного угла поставлялась либо самая старая или дорогая икона, либо самая большая, либо изо¬бражение самого чтимого в данной семье святого. Если лее образу Христа там все же находилось место, то где-то да¬леко от центра, и размеры этого образа сильно уступали размерам многих других икон.

Казалось бы: ну и что? Главное - молиться перед ико¬нами, а не думать об их размещении, но все же я считаю, что такие иконные уголки - это внешнее проявление некое¬го внутреннего беспорядка... Поэтому, взглянув на современ¬ные домашние иконостасы, даже зримо можно увидеть пример того, как Христос в сознании людей умален перед святыми, которые, собственно, и называются святыми только потому, что всю свою жизнь положили к ногам Христа.

И, наконец, могу привести еще один пример этой пе¬чальной симптоматики. Посмотрите на апокрифы. Если в первое тысячелетие истории христианства они вращались вокруг ветхозаветных и евангельских событий, то есть пусть и искаженно, но все-таки концентрировались вокруг личности Христа (Евангелие детства Иисуса и так далее), то современные апокрифы даже не упоминают о Христе. Они рассказывают о Серафиме Саровском, блаженной Ма¬троне, Иоанне Кронштадтском. Даже фольклор сменил тему своего творчества.
В итоговом документе Третьего Всецерковного съезда православных миссионеров (осень 2002 года) была произнесе¬на печальная и верная фраза: было признано необходимым "восстановление христоцентричности церковного сознания". Но если что-то надо восстановить, то значит, это что-то где-то уже затерялось... ».

За последние десять лет появилось много новообра¬щенных семей, в которых нередко мамы директивно наса¬ждают свои, нередко основанные на суевериях, апокрифах, мифах, а не на живой вере во Христа, религиозные пред¬ставления детям, заставляют их ходить в храм, прича¬щаться, исповедоваться, молиться, так и не донеся до них суть Евангелия, смысла этих внешних действий, Истину Искупительного Пути Иисуса Христа.

Ребенок, чувствуя отсутствие сильной, здоровой, ос¬нованной на любви, связи с родителями, реагирует на по¬добные родительские инструкции с возмущением, обидой, враждебностью и отходом не только от них, но и от Церк¬ви, от Бога. Кроме бесконечных нотаций по поводу двоек, плохих уроков, невымытой посуды, неубранной комнаты, ребенок слышит упреки, что в воскресенье он не идет в церковь и давно не исповедовался. Ребенок, конечно, при¬спосабливается и реагирует на все эти упреки - в одном случае с недовольством, в другом - идет на компромисс.

Такая реакция на подавляющий авторитет родителей проецируется на любую авторитетную личность, включая в дальнейшем начальников на работе, а в конечном итоге, - и на Самого Бога. Любое начальство, любая власть, воз¬вышающиеся над ребенком, который вот-вот выйдет во взрослую жизнь, не принимаются им и становятся против¬ными. Ребенок вырастает бунтарем.
Для того чтобы ребенок был способен понять и при¬нять ценности родителей, между ними должны быть протянуты нити доверия и любви, он должен чувствовать ис¬креннюю любовь и знать, что родители его ценят, дорожат его мнением.

Чтобы ребенок унаследовал от родителей тесную связь с Богом, нужно позаботиться о том, чтобы он чувствовал безусловную родительскую любовь. Почему? Пото¬му что именно так любит нас Господь наш: безо всяких условий. Человеку, который не чувствует себя безусловно лю¬бимым родителем, чрезвычайно сложно почувствовать себя любимым Богом. Это одно из самых сложных препятствий на пути к Богу, проявившееся в жизни многих близко зна¬комых мне людей.
Как понять, подготовлен ли ваш ребенок к тому, чтобы сознательно, глубоко и на всю жизнь «с молоком матери» впитать веру в Бога? Только убедившись в том, что душевные силы ребенка напитаны родительской любо¬вью, родители могут ожидать, что он воспримет от них благодатную и спасительную веру в Господа нашего Иису¬са Христа. Если вера в Бога насаждается только потому, что мать хочет, чтобы ребенок автоматически воспринял ее систему ценностей, тогда это будет иметь обратный эф¬фект.

Правда, есть люди, которых воспитывали в очень же¬стких условиях и на внешнем, формальном уровне они ста¬ли вполне религиозными людьми. Но из-за того, что их ре¬лигиозное воспитание происходило главным образом по принципу кнута и пряника, вместо принятия и безусловной любви эти люди стараются реализовать себя в тех или иных церковных структурах, становясь холодными церковными администраторами, действующими от имени Бога. Такие люди, как правило, используют свое положение в Церкви как форму административно-дисциплинарного воздейст¬вия на других людей, потому что именно такой шаблон по¬ведения они унаследовали от своих родителей. Возможно, что по такому же принципу строятся их отношения с Бо¬гом, Который воспринимается ими как бесконечно-недосягаемый монарх, к которому нельзя лично попасть «на прием», но можно попытаться через многочисленных «заместителей» добиться хотя бы маленького снисхожде¬ния. Таких людей нетрудно узнать по холодным глазам, высокомерному поведению, пренебрежительному отноше¬нию к нижестоящим, желанию контролировать других, вплоть до таких подробностей, как точность соблюдения постов, исполнение молитвенных правил.
Путь к Богу тех, кто в детстве был обделен родитель¬ской любовью, непрост. Они могут быть служителями алтаря, даже носителями высокого церковного сана. Но ря¬дом с ними, недополучившими в раннем детстве любви, уважения, людям холодно! Образ любви Божией, запечат¬леваемый через любовь родительскую, не отложился в их сердце. При этом можно много и подробно писать о любви на основании Священного Писания и святых отцов, защи¬щать кандидатские диссертации... Но ведь высокое положение в земной Церкви, - не гарантия тесных и глубоких отношений с Богом.

 Продолжение книги «Аномалии родительской любви»
Игумена Евмения
 

22 октября 2009
(0 голосов, средний: 0 из 5 оценок)
Уважаемые посетители, здесь Вы можете написать комментарий к статье. Редакция "Детской" не дает профессиональных консультаций.
Другие статьи
Страстная неделя
Детям о православии. В Церкви последнюю неделю пребывания Христа на земле называют Страстной (ударение на последнем слоге) неделей.
Православие
13 апреля 2009
Не бойся, Я с тобой!
Максим Федорченко
Развитие и воспитание
12 августа 2009
Детям о молитве. Беседа восьмая.
Молитвы и разъяснение их детям. Продолжение.
Православие
26 июня 2008