ЯВИТЬ РАДОСТЬ ЖИЗНИ С БОГОМ

Каждый родитель должен знать, что основные пред¬ставления о жизни формируются у ребенка в младенческом возрасте. Представление об этих ценностях он получает, прежде всего, от родителей. Половина мировосприятия за¬кладывается в ребенке до пяти лет. «Пока душа способна к образованию, нежна и мягка, подобна воску, легко запечат¬левает в себе образы, надо немедля, с самого начала побуж¬дать ее к добру. Когда раскроется разум и приидет в дейст¬вие рассудок, тогда будут уже заложены первоначальные основания и преподаны образцы благочестия, разум будет внушать полезное, а навык облегчит успех воспитания», - говорит святитель Василий Великий.

Если жизненные ценности мамы и папы разные, ре¬бенок живет в разладе, воспитывается в атмосфере противоречий, то ничего хорошего из этого, конечно же, не получится. Естественно, что в большей степени ребенок усво¬ит ценности того из родителей, от которого исходит безус¬ловная любовь. Если мать открыта сердцем на Господа, как на первейшую Ценность своей жизни, всегда взирает к Нему, ежедневно приносит молитвы о своем муже и детях, то она не будет многословием принуждать ребенка ходить в храм, а живым сердечным участием донесет импульс веры до своего возлюбленного чада.

К сожалению, родители мало доверяют своим детям в вопросах отношений с Богом. В хрупком детском возрасте ритм религиозной жизни взрослого человека может ока¬заться для ребенка чрезмерно активным, Когда объясняешь это родителям, то можешь услышать в ответ: «Я же не за¬ставляю его читать полностью утренние и вечерние молит¬вы, пускай хотя бы почитает правило Серафима Саровско¬го».

В какой-то момент для ребенка может и этого много. Может быть, просто памяти о том, что Бог смотрит, видит и знает его, достаточно для него сегодня. Может быть, одной-двух молитв или простого крестного знамения утром, восставши ото сна и перед уходом в школу, достаточно для ребенка. Может быть, несколько секунд просто молча по¬стоять перед святыми образами для него сегодня достаточ¬но. Найти эту золотую середину между родительским уча¬стием в религиозной жизни ребенка и любых других проявлениях жизни и доверия к тому, что подросток созна¬тельно и сам, уже имея представление о вере, о Боге и спа¬сении, может строить с Богом личные глубинные отноше¬ния, для многих родителей - работа не из легких.

«Чтобы воспитать ребенка в вере, нужен подвиг, нужна молитва, и нужно обязательно явить ему радость жизни в Боге. Нужно, чтобы он понял, что эта радость больше, чем та, которая есть у неверующих его сверстни¬ков. Даже если он поддастся вредному слиянию, то глубина подлинной жизни, которую вы ему явите (если сумеете жить по-христиански, если ваша жизнь будет подвигом христианской любви), в конце концов победит и, когда он придет в возраст, он это осознает. Сейчас он не понимает подлинного смысла той ситуации, когда мама смиренно мол¬чит, не ругается и не спорит, а только молится. Но когда он придет в сознание, он увидит, что вы были правы в своей любви: не в ругани, не в раздражении и спорах, а в кротости, смирении. И этот ваш образ поможет ему впоследствии встать на ту правильную дорогу, по которой ему нужно идти. Но это очень трудно, и здесь нужен подвиг», - гово¬рит священник Аркадий Шатов.

Господь подает нам пример подлинной родительской любви в притче о блудном сыне. Именно на этом примере мать или отец, заблудившиеся в лабиринтах привязанности к собственному дитяти так, что оно становится главной ценностью их жизни, центром их родительской вселенной, могут поучиться у Господа непосредственно тому, как Он любит нас и хочет, чтобы мы любили Его. Он дает нам возможность выбрать Его любовь или отказаться от нее. Он хочет заботиться о нас, но не принуждает нас к тому, чтобы мы вверились в Его заботу. Величайшее желание Господа - чтобы мы считали Его своим Отцом, ежедневно обращались к Нему со словами: «Отче наш», но Он не при¬нуждает нас к этому. Если мы хотим того, что хочет Гос¬подь, т.е. любящих отношений между Ним и нами, то мы можем принять Его любовь. Но Он оставляет нам, как Своим детям, право уйти от Него и надежду на то, что по возвращении, мы всегда будем приняты. Он ждет нас с Отеческой любовью. Вот эталон родительской любви.

Мы можем передать ребенку только то, чем обладаем сами. Великий педагог К.Д. Ушинский, сам человек глубо¬кой веры, советует родителям, как воспитывать детей: «Источник воды живой - Евангелие. Если эта вода питает корни растения, оно будет давать цветы и плоды». Важное наставление! К сожалению, на полках многих моих право¬славных знакомых место Слова Божия заняли самые раз¬личные "поучения" и "наставления", суть и смысл которых достаточно далеки от Евангельского духа свободы, про¬стоты и любви. «Скажите, вы много знаете храмов, где молено купить книгу о Христе? Про антихриста - запро¬сто. По десять книг на каждом церковном лотке, а про Хри¬ста - ни одной. Это уже диагноз нашей болезни». «Апостол Павел говорил о святых как об облаке свидетелей (ср. Евр. 12, 1). Но в сознании некоторых людей это облако сгущается настолько, что заслоняет собой солнце, то есть, Самого Христа.

Например, мне грустно было видеть, что в нашей Церкви, по сути, никак не отпраздновали двухтысячелетие Рождества Христова. Нет, Официально провели несколько концертов, банкетов и так далее. Но никакого миссионер¬ского всплеска в этой связи не было. Не было христологических публикаций. Христос и в 2000 году не стал главной те¬мой наших проповедей. Хоть одна книга о Христе была ли тогда написана и издана? Только несколько художественных альбомов...

Это значит, что тема Христа - это не есть нечто, вдохновляющее преподавателей наших духовных школ. Толь¬ко в Свято-Тихоновском богословском институте вышел юбилейный сборник. Но и там были только переводы отцов и западных богословов плюс пара молодежных работ... Я отчего-то убежден, что если бы для сборника избрали другую тему - например, крестный путь Царской Семьи, - то сборник получился бы в четыре раза толще.

У нас нет потребности делиться с людьми своими переживаниями Христа. Батюшка на проповеди может на время оторваться от бумажки, чтобы поделиться своими личными впечатлениями, например, от паломничества в ка¬кой-нибудь монастырь, может далее поделиться своими пе¬реживаниями того, что было "вчера на требе". Но как редко в наших храмах видишь, чтобы батюшка, точно также, по требованию сердца, обратился вдруг к евангельскому тек¬сту о Христе (вне зависимости от того, читали или нет это место сегодня на службе)...
И еще: я не раз бывал в домах священников, у которых в домашнем иконостасе не было иконы Христа. Вернее, Он присутствовал, но только как Младенец на руках у Богородицы. В центре же красного угла поставлялась либо самая старая или дорогая икона, либо самая большая, либо изо¬бражение самого чтимого в данной семье святого. Если лее образу Христа там все же находилось место, то где-то да¬леко от центра, и размеры этого образа сильно уступали размерам многих других икон.

Казалось бы: ну и что? Главное - молиться перед ико¬нами, а не думать об их размещении, но все же я считаю, что такие иконные уголки - это внешнее проявление некое¬го внутреннего беспорядка... Поэтому, взглянув на современ¬ные домашние иконостасы, даже зримо можно увидеть пример того, как Христос в сознании людей умален перед святыми, которые, собственно, и называются святыми только потому, что всю свою жизнь положили к ногам Христа.

И, наконец, могу привести еще один пример этой пе¬чальной симптоматики. Посмотрите на апокрифы. Если в первое тысячелетие истории христианства они вращались вокруг ветхозаветных и евангельских событий, то есть пусть и искаженно, но все-таки концентрировались вокруг личности Христа (Евангелие детства Иисуса и так далее), то современные апокрифы даже не упоминают о Христе. Они рассказывают о Серафиме Саровском, блаженной Ма¬троне, Иоанне Кронштадтском. Даже фольклор сменил тему своего творчества.
В итоговом документе Третьего Всецерковного съезда православных миссионеров (осень 2002 года) была произнесе¬на печальная и верная фраза: было признано необходимым "восстановление христоцентричности церковного сознания". Но если что-то надо восстановить, то значит, это что-то где-то уже затерялось... ».

За последние десять лет появилось много новообра¬щенных семей, в которых нередко мамы директивно наса¬ждают свои, нередко основанные на суевериях, апокрифах, мифах, а не на живой вере во Христа, религиозные пред¬ставления детям, заставляют их ходить в храм, прича¬щаться, исповедоваться, молиться, так и не донеся до них суть Евангелия, смысла этих внешних действий, Истину Искупительного Пути Иисуса Христа.

Ребенок, чувствуя отсутствие сильной, здоровой, ос¬нованной на любви, связи с родителями, реагирует на по¬добные родительские инструкции с возмущением, обидой, враждебностью и отходом не только от них, но и от Церк¬ви, от Бога. Кроме бесконечных нотаций по поводу двоек, плохих уроков, невымытой посуды, неубранной комнаты, ребенок слышит упреки, что в воскресенье он не идет в церковь и давно не исповедовался. Ребенок, конечно, при¬спосабливается и реагирует на все эти упреки - в одном случае с недовольством, в другом - идет на компромисс.

Такая реакция на подавляющий авторитет родителей проецируется на любую авторитетную личность, включая в дальнейшем начальников на работе, а в конечном итоге, - и на Самого Бога. Любое начальство, любая власть, воз¬вышающиеся над ребенком, который вот-вот выйдет во взрослую жизнь, не принимаются им и становятся против¬ными. Ребенок вырастает бунтарем.
Для того чтобы ребенок был способен понять и при¬нять ценности родителей, между ними должны быть протянуты нити доверия и любви, он должен чувствовать ис¬креннюю любовь и знать, что родители его ценят, дорожат его мнением.

Чтобы ребенок унаследовал от родителей тесную связь с Богом, нужно позаботиться о том, чтобы он чувствовал безусловную родительскую любовь. Почему? Пото¬му что именно так любит нас Господь наш: безо всяких условий. Человеку, который не чувствует себя безусловно лю¬бимым родителем, чрезвычайно сложно почувствовать себя любимым Богом. Это одно из самых сложных препятствий на пути к Богу, проявившееся в жизни многих близко зна¬комых мне людей.
Как понять, подготовлен ли ваш ребенок к тому, чтобы сознательно, глубоко и на всю жизнь «с молоком матери» впитать веру в Бога? Только убедившись в том, что душевные силы ребенка напитаны родительской любо¬вью, родители могут ожидать, что он воспримет от них благодатную и спасительную веру в Господа нашего Иису¬са Христа. Если вера в Бога насаждается только потому, что мать хочет, чтобы ребенок автоматически воспринял ее систему ценностей, тогда это будет иметь обратный эф¬фект.

Правда, есть люди, которых воспитывали в очень же¬стких условиях и на внешнем, формальном уровне они ста¬ли вполне религиозными людьми. Но из-за того, что их ре¬лигиозное воспитание происходило главным образом по принципу кнута и пряника, вместо принятия и безусловной любви эти люди стараются реализовать себя в тех или иных церковных структурах, становясь холодными церковными администраторами, действующими от имени Бога. Такие люди, как правило, используют свое положение в Церкви как форму административно-дисциплинарного воздейст¬вия на других людей, потому что именно такой шаблон по¬ведения они унаследовали от своих родителей. Возможно, что по такому же принципу строятся их отношения с Бо¬гом, Который воспринимается ими как бесконечно-недосягаемый монарх, к которому нельзя лично попасть «на прием», но можно попытаться через многочисленных «заместителей» добиться хотя бы маленького снисхожде¬ния. Таких людей нетрудно узнать по холодным глазам, высокомерному поведению, пренебрежительному отноше¬нию к нижестоящим, желанию контролировать других, вплоть до таких подробностей, как точность соблюдения постов, исполнение молитвенных правил.
Путь к Богу тех, кто в детстве был обделен родитель¬ской любовью, непрост. Они могут быть служителями алтаря, даже носителями высокого церковного сана. Но ря¬дом с ними, недополучившими в раннем детстве любви, уважения, людям холодно! Образ любви Божией, запечат¬леваемый через любовь родительскую, не отложился в их сердце. При этом можно много и подробно писать о любви на основании Священного Писания и святых отцов, защи¬щать кандидатские диссертации... Но ведь высокое положение в земной Церкви, - не гарантия тесных и глубоких отношений с Богом.

 Продолжение книги «Аномалии родительской любви»
Игумена Евмения
 

22 октября 2009
(0 голосов, средний: 0 из 5 оценок)
Уважаемые посетители, здесь Вы можете написать комментарий к статье. Редакция "Детской" не дает профессиональных консультаций.
Другие статьи
Десять причин, по которым я не умываюсь
Почему священники ездят на дорогих машинах, почему некоторые батюшки выпивают, почему Церковь всё запрещает? Подобные вопросы и претензии приходится часто слышать любому христианину, который живёт...
Православие
27 января 2009
Жизнь после смерти
Для православных родителей
Интересно
15 августа 2008
Непридуманные рассказы
Христа видел. Пойдем со мной.
Интересно
18 августа 2008