ВСЕ О ДЕТСКОМ МАССАЖЕ И ГИМНАСТИКЕ

Важность и польза

Каждый из нас, родителей, мечтает вырастить своих детей здоровыми и счастли­выми. Современные мамы и папы прекрасно знают, какое огромное вли­яние оказывают факторы окружающей среды на развитие маленького человечка. Свежий чистый воздух, солнечный свет и тепло, полноценное и разнообразное питание, любовь, внимание и забота взрослых — все это необходимо для здоровья не только телесного, но и душевного.

Правда, и сегодня многие недооценивают значение движений для ребенка первого года. Часто можно услышать: «У меня замечательный малыш, он такой спокойный». Может быть, это удобно, когда ребенок тихо лежит в кроватке, спокойно сидит в креслице или стоит в манеже. Но ограничение естественной подвижности, недо­статочная физическая нагрузка крайне неблагоприятно сказывается как на здоровье малыша, так и на формировании его личности. Особенно актуальна эта проблема для городских детей, вынужденных большую часть времени проводить в закрытых помещениях.

Недостаток двигательной активности помогают восполнить специаль­ные занятия. Педиатрам известно,
что в сочетании с гимнастикой массаж оказывает на организм ребенка разностороннее, исключи­тельно полезноеное воздействие. Массаж и гимнастика прекрасно развивает все органы и системы, оказывает общеукрепляющее воздействие на весь детский организм. Он существенно влияет на становление двигательных реакций и физического развития малыша.

Дело в том, что массаж является мощным тактильным раздражителем. Под его влиянием с кожного покрова по нервным путям направляются бесчисленные потоки нервных импульсов в кору головного мозга. Эти импульсы оказывают тонизирующее действие на центральную нервную систему, стимулируют ее деятельность. В результате улучшается ее основная функция — контроль над жизнедеятельностью всего организма, улучшается развитие положительных эмоций, интеллектуальное развитие, становление двигательных реакций.. Исследователями отмечено, чем чаще используются чувствительные и двигательные окончания головного мозга у детей первых месяцев жизни, тем быстрее развивается головной мозг.

Вы, наверное, замечали, что поглаживание, легкое похлопывание по щечке вызывает у младенца улыбку уже в первые дни жизни, когда другие раздражители: зрительный (улыбка взрослого) и слуховой (ласковый разговор), еще не всегда спо­собны ее стимулировать. Педиатры называют эту улыбку физиологичес­кой, в отличие от улыбки в ответ на обращение. Психологи, изучающие развитие речи у детей, знают, что первые речевые реакции (гуление) чаще возникают в ответ на поглаживание ног, живота, в то время как другие формы общения со взрослым не вызывают у ребенка оживления.

Эти наблюдения получили теоретическое обоснование в работах фи­зиологов, которые свидетельствуют, что проводящие пути кожного тактильного анали­затора созревают раньше всех других (зрительного, слухового) и готовы уже к рождению. Поэтому ребенок первых месяцев жизни наиболее до­ступен воздействию через кожу; прикосновение вызывает не только эмо­циональные, но и определенные двигательные реакции.

Мозг человека растет и развивается исключительно благодаря его использованию. Чем чаще используются чувствительные и двигательные окончания мозга' в данный момент времени, тем б6льший объем занимает мозг в процессе своего роста.

Особенности

В детском массаже используются все приемы классического масса­жа: поглаживание, растирание, разминание, вибрация, легкие ударные приемы, некоторые приемы точечного массажа.

Различные приемы массажа оказывают различное действие на нер­вную систему: поглаживание, мягкое растирание и разминание уси­ливают тормозные процессы — успокаивают нервную систему. Покола­чивание и пощипывание оказывают возбуждающее действие.

Кроме того, массаж действует непосредственно на те органы и систе­мы, которые расположены ближе к коже: это прежде всего лимфати­ческая система. Массаж активно влияет на лимфообращение, ускоряя ток лимфы и тем самым, содействуя освобождению тканей от продуктов обмена, поэтому утомленные мышцы при массаже отдыхают быстрее, чем при полном покое.

Под влиянием массажа периферическая капиллярная сеть расширяется, что проявляется розовением кожи. Приток крови к массируемому участку обеспечивает благоприятные условия для питания и оздоровления кожи: она становится розовой, блестящей, эластичной.

Действие различных приемов массажа на мышцы различно: поглаживание, растирание, разминание вызывает расслабление мышц; покола­чивание и пощипывание — сокращение.

Например, при вялости брюшного пресса и кишечной мускулатуры, которой сопутствует метеоризм (часто встречающийся в грудном возрасте), мас­саж живота механически содействует освобождению кишечника от газов и приобретает в этих случаях особое значение.

Специалисты знают, что у младенца кожа первые месяцы сухая, тонкая, легкоранимая. Поэтому при проведении массажа вначале используют приемы щадящие (поглаживание), потом постепенно можно вводить и другие: растирание, легкие ударные приемы, разминание. Медленно нарастает интенсивность и длительность процедуры.

Важнейшим результатом систематических занятий гимнастикой явля­ется нормализация нервных процессов возбуждения и торможения. Основ­ные свойства этих процессов: сила, уравновешенность, подвижность ­совершенствуются, что очень важно для правильного и гармоничного развития личности.

В воспитании детей нельзя недооценивать того, что движения являются для них основным источником радость, а хорошее бодрое настроение ­основа крепкого здоровья.

Каждой эмоции соответствует особое состояние и особый характер работы сердца и сосудов: отрицательные эмоции (печаль, страх, гнев) вызывают сужение сосудов, что создает неблагоприятные условия для питания тканей, радость расширяет сосуды, и при этом создаются благо­приятные условия для питания и работы органов.

Все вышесказанное о физиологическом действии движений отно­сится не только к гимнастике, но и к движению вообще — будь то самостоятельная активная деятельность или организованные подвиж­ные игры.

В свободных подвижных играх ребенок двигается согласно собствен­ной инициативе и по своему желанию меняет движения, позу и чередует деятельность с отдыхом, поэтому самостоятельная деятельность наиме­нее утомительная из всех форм двигательной активности детей. Родители должны постараться не ограничивать подвижность и любоз­нательность ребенка, создавая условия для его активной деятельности. В тоже время важно обучить ребенка правильности, точности движений, тогда это будет не игра, а упражнение.

Чтобы выработать правильные движения, нужны специальные занятия ­- гимнастика. В этих занятиях формирование правильного двигательного сте­реотипа проходит ряд стадий: неточные, неловкие, скованные движения по­степенно уточняются, выполняются без излишнего напряжения, с меньшей затратой энергии и наконец становятся автоматическими и в таком качестве составляют основу всех жизненно необходимых движений.

Чем раньше начинается гимнастика (лучше в грудном возрасте — в период формирования двигательных навыков), тем легче воспитать пра­вильный динамический стереотип и тем устойчивее результаты.

Особое внимание в занятиях гимнастикой надо уделять тем двига­тельным навыкам, которые наиболее употребительны в жизни. Так, в первом полугодии жизни надо научить ребенка правильно поворачивать­ся со спины на живот, так как неправильный механизм этих поворотов ведет к деформации позвоночника.

После 6 месяцев жизни надо научить ребенка ползать, и при этом правильно, т. е. на четвереньках, а не подтягиваться на руках, в результате чего нижние конечности, не участвуя в движении, отстают в развитии.

После года надо научить ребенка правильно ходить, что способствует хорошей осанке и нормальной форме нижних конечностей. Ходьба, если она правильная, может быть отличным средством физической культуры на протяжении всей жизни человека.

Гимнастика является самой напряженной формой двигательной ак­тивности детей, направленной на развитие статических и динамических функций (ползание, сидение, стояние, ходьба), на воспитание ритмично­сти в широком значении, т. е. пластичности и экономии энергии, обеспе­чивающих меньшую утомляемость.

В гимнастике должны быть обеспечены точность и правильность движений: в грудном возрасте — это руки родителей, в более старшем — специальные приспособления (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, эле­менты домашней обстановки).

Для того, чтобы гимнастика доставляла детям радость, необходимо соблюдение следующих условий: во-первых, упражнения должны быть доступны, т. е. соответствовать возрастным и функциональным возмож­ностям ребенка; во-вторых, методика, стимулирующая детей к выполне­нию упражнения, также должна соответствовать возрасту.

Для детей, имеющих нарушения психомоторного развития, или стра­дающих какими-либо заболеваниями, массаж и гимнастика еще более важны, чем для абсолютно здоровых. Специальный режим движений часто становится основным элементом комплексного лечения, наиболее эффективным средством реабилитации. Однако, в этом случае необходимо посоветоваться с педиатром и строго следовать его указаниям и рекомендациям.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К МАССАЖУ И ГИМНАСТИКЕ

Важно помнить, что массаж и гимнастика противопоказаны при многих патологических состояниях:

  • при всех острых лихорадочных заболеваниях;
  • при тяжелых формах гипотрофии;
  • при гнойных и других острых воспалительных поражениях кожи, подкожной клетчатки, лимфатических узлов, мышц, костей (экземы, пем­фигус, импетиго, лимфадениты, флегмоны, остеомиелиты и т.д.);
  • при заболеваниях, сопровождающихся ломкостью и болезненнос­тью костей;
  • при рахите в период разгара и при остром течении болезни с явле­ниями гиперестезии;
  • при гнойных и других острых артритах, туберкулезе костей и сус­тавов;
  • при врожденных пороках сердца, протекающих с выраженным ци­анозом и расстройством компенсации;
  • при различных формах геморрагического диатеза, особенно при ге­мофилии;
  • при острых нефритах;
  • при острых гепатитах;
  • при активных формах туберкулеза;
  • при больших пупочных, бедренных, паховых и мошоночных гры­жах, со значительным выпадением органов брюшной полости или же при выраженной наклонности к ущемлению.

Очень важно проконсультироваться у педиатра перед проведением массажа.

УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ

Прежде всего, выбираем место для проведения занятий. Это может быть любая твердая поверхность, лучше всего подходит стол для пелена­ния. Застелите его чистой пеленкой, под которую подкладывается клеен­ка и сложенное в два раза байковое одеяло. Расположить стол желательно так, чтобы была возможность подходить к ребенку с разных сторон. Также массаж можно проводить на полу, который, естественно отвечает следующим требовани­ям: безопасный, чистый, теплый, гладкий и ровный.

В любом случае место для занятий должно быть хорошо освещено, вдали от отопительных приборов и сквозняков.

Комнату надо хорошо проветрить, а в теплое время года проводить массаж лучше при открытой форточке (окне), таким образом, сочетая его с закаливанием.

Массаж и гимнастику следует проводить за 0,5-1 час до кормления или через 45 минут после него.

Руки массажиста должны быть идеально чистыми, сухими, мягкими и теп­лыми, с коротко остриженными ногтями. Можно использовать специальные масла­, детские массажными кремами.

Ввиду увеличения теплоотдачи при массаже в холодное время года тело ребенка, кроме массируемой области, может быть укрытo теплой пеленкой.

Когда и кому проводить массаж?

Начиная с 14-20-го дня жизни, профилактические курсы общеукрепляющего массажа рекомендуется проводить всем новорожденным, если для этого нет противопоказаний. Ласковые прикосновения родительских рук доставляют большое удовольствие малышу, укрепляют эмоциональную связь между ним и взрослым. Но показать и научить маму приемам массажа должен специалист. Кроме того, 3-4 курса массажа на первом году жизни должен провести профессиональный детский массажист. Курс массажа составляет 10-15 сеансов. Такие курсы проводятся в периоде от 1 до 3 месяцев, от 4 до 6, и по возможности, от 8 до 10-12 месяцев жизни. Это время выбрано не случайно. Именно в эти периоды малыш осваивает новые для него возможности — самостоятельное удерживание головы, самостоятельное сидение и ползание, подготовка к ходьбе и сама ходьба. Еще профессиональный массаж включает в себя водные процедуры. И чем раньше вы начинаете с ребенком плавать, тем меньше он будет бояться воды в дальнейшем. В клинике «Мать и Дитя» работают квалифицированные врачи лечебной физкультуры, профессиональные массажисты с большим опытом работы. Для каждого маленького пациента мы разрабатываемспециальные программы по проведению общеоздоровительного и лечебного массажа, гимнастики, плавания.

Лечебный массаж и комплекс лечебной физкультуры при необходимости назначают специалисты — невропатолог, ортопед. Например, при нарушениях тонуса мышц — гипотонии, дистонии, привычном положении головы, при заболеваниях опорно-двигательной системы — врожденная мышечная кривошее, врожденный вывих бедра, дисплазии тазобедренного сустава, плоско-вальгусной постановке стоп, при врожденной косолапости и др). Лечебный массаж, безусловно должен проводить квалифицированный специалист!

Итак, обязательные требования при проведении занятий с малышом — это уютная комната (желательно дома), теплые и умелые руки массажиста и хорошее настроение вашего малыша.Важно помнить, что массаж и гимнacтикa для ребенка — не только лечебно-оздоро­вительная процедура, но и удовольствие! Пусть ежедневные зaнятия будут радостью для малыша!

05 октября 2007
(0 голосов, средний: 0 из 5 оценок)
Уважаемые посетители, здесь Вы можете написать комментарий к статье. Редакция "Детской" не дает профессиональных консультаций.
Другие статьи
КЛАССИЧЕСКИЙ МАССАЖ
Выполняется с использованием традиционных приемоь детского массажа: поглаживания, растирания, разминания, вибрации, похлопывания. Продолжительность выполнения каждого приема —0,5-2 минуты.
Здоровье
02 августа 2007
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕЧЕБНОГО МАССАЖА И ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ДЕТЕЙ. ЗАБОЛЕВАНИЯ И ПОВРЕЖДЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Нарушения функций центральной нервной системы — самая распространенная патология раннего детского возраста.
Здоровье
06 сентября 2007
Пестовальная гимнастика поможет малышу быстрее развиваться
Первым учителем и помощником в знакомстве новорожденного со своим телом является его мама. Интуитивно чувствуя, насколько важен для развития малыша физический контакт, мама часто гладит своего...
Здоровье
02 ноября 2007