Комплексы ежедневных занятий с ребенком от 4 до 6 месяцев

1. Массаж рук (рис.1).

Исходное положение: на боку, ногами к краю стола.
а) Поглаживание. Поднимают одной рукой вверх руку ребенка, ладонью другой руки производят поглаживание от кисти к плечу. 4-6 раз.
б) Растирание. Производят также, но слегка сдвигая кожу.

2. Скрещивание рук — упражнение пассивное (рис. 10).

Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. Ребенку дают обхватить большие пальцы рук взрослого и производят сгибание его рук в локтевых суставах, скрещивая их на груди. Вслед за этим производят разгибание рук ребенка с отведением их в стороны. 6-8 раз. (Рис. 11).

3. Массаж живота (рис.2,12).

Исходное положение: на спине, ногами к краю стола.
а) Поглаживание. Ладонью одной руки или ладонями обеих рук по ходу часовой стрелки производят круговое поглаживание живота. 5-6 раз. (Рис. 2),
6) Растирание косых и прямых мышц живота. Производят основанием ладони одной руки. 3-4 раза. (Рис. 12).
в) Разминание. Производят концами 2-5-го пальцев. 2-3 раза.

4. Рефлекторное упражнение — сгибание головы, позвоночника и ног в положении ребенка на спине — «парение» (рефлекс положения) (Рис. 18).

Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. Взрослый, взяв ребенка под спину и ягодицы, приподнимает его на ладонях над столом и удерживает на весу. При этом происходит рефлекторное сгибание туловища, ноги наклон головы вперед. 1-2 раза.



Рис. 18. Рефлекторное упражнение—сгибание головы, позвоночника и ног (рефлекс положения)



Рис. 19. Массаж голени. Разминание.

5. Массаж ног (рис. 3, 7,14,19).

Исходное положение: на спине, ногами к краю стола.
а) Поглаживание и растирание пальцев стопы. Ладонями обеих рук обхватывают каждый палец стопы в отдельности и производят поглаживание — 4-5 раз, а затем растирание — 2-Зраза.
б) Поглаживание стопы. Поддерживая указательными пальцами обеих рук слегка приподнятые стопы ребенка, большими пальцами рук производят поглаживание стопы по тыльной ее стороне в направлении от пальцев к голеностопному суставу и вокруг этого сустава. 4-6 раз. (Рис. 7). в) Поглаживание голени и бедра. Слегка придерживая одной рукой ногу ребенка за стопу, производят ладонью другой руки поглаживание по наружной и задней сторонам голени и бедра в направлении от стопы к тазобедренному суставу. 6-8 раз. (Рис. 3).
г) Растирание голени и бедра. Ладонью производят мелкие растирания по наружной стороне голени и бедра. 5-6 раз. (Рис. 3).
Внутреннюю поверхность бедра нельзя массировать.
д) Растирание голени. Указательным и большим пальцами обеих рук плотно обхватывают голень ребенка и одновременно производят энергичное кольцевое растирание в направлении от стопы к коленному суставу. 4-6 раз. (Рис. 14).
е) Разминание голени. Производят обхватывающими движениями большого и указательного пальцев рук одновременно обеими руками, но в разные стороны в направлении от стопы к коленному суставу. 2-3 раза. (Рис. 19).

6. «Топание» — упражнение пассивное (рис. 20).

Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. 06хватывают ладонями голени ребенка, сгибают его ноги в тазобедренных и коленных суставах, после чего опускают попеременно стопы на стол. 8-12 раз.



Рис. 20 «Топание» — упражнение пассивное.

7. Сгибание и разгибание ног в тазобедренных суставах — упражнение пассивное (рис. 21).

Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. 0бхватывают одновременно обе прямые ноги ребенка и сгибают и разгибают их в тазобедренных суставах. 2-3 раза.

8. Рефлекторное упражнение — поворот со спины па живот вправо и влево (рис. 15).

Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. При удержании ребенка правой рукой за его прямые ноги, а левой — за его согнутую в локте правую руку путем поворота таза стимулируют поворот ребенка со спины на живот влево. Для поворота ребенка вправо надо левой рукой обхватить ноги ребенка, а правой — его согнутую в локте левую руку. 1-2 раза в каждую сторону.

9. Массаж спины и ягодиц (рис. 5а, 5б; 16, 22, 23).

Исходное положение: на животе, ногами к краю стола.
а) Поглаживание. Производят двумя пальцами рук (рис. 5а) или тыльными поверхностями кистей обеих рук (рис. 56). 4-6 раз.
б) Растирание. Производят средними фалангами кистей рук, сжатых в кулак. 4-6 раз. (Рис. 16).
в) Разминание. Производят концами 2-5-го пальцев (указ ательного, среднего, безымянного, мизинца), в виде спиралевидных, полукружных движений с умеренным нажим ом. 4-6 раз. (Рис. 22).
г) Вибрация. Производят похлопывание ягодиц. 2-3 раза. (Рис. 23).

10. Рефлекторное упражнение — разгибание позвоночника и ног — «парение» (рефлекс положения) (Рис. 24).

Исходное положение: на животе, ногами к краю стола. Взрослый подводит ладони рук под живот или под грудь ребенка и приподнимает его над столом. Происходит рефлекторное разгибание тазобедренных суставов и позвоночника при отклонении головы назад. I -2 раза.

11. Массаж грудной клетки (рис. 25).

Исходное положение: на спине, ногами к краю стола.
а) Поглаживание. Производят ладонями обеих рук по обе стороны от грудины в направлении к подмышечным впадинам.4-6раз.
б) Растирание. Согнутыми двумя или тремя пальцами обеих рук одновременно массируют между ребрами по обе стороны от грудины, не нажимая на ребра. 2-3 раза в каждом межреберье.
в) Содействие углублению дыхания. Грудную клетку плотно обхватывают двумя руками так, чтобы большие пальцы находились на груди под сосками. Ладонями обеих рук приподнимают кверху кожу грудной клетки ребенка, производя круговые движения, расширяющие грудную клетку. Прием проводят в медленном темпе. 4-6 раз.



Рис. 21. Сгибание и разгибание ног в    Рис. 22. Массаж спины.
тазобедренных суставах -                        Разминание спиралевидное.
упражнение пассивное

Рис. 23. Массаж ягодиц. Вибрация – похлопывание.



Рис. 24. Рефлекторное упражнение Рис. 25. Массаж
— разгибание позвоночника и ног — грудной клетки
«парение» (рефлекс положения).

12. Попеременное сгибание и разгибание рук — упражнение пассивное (рис. 26).

Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. Ребенку дают обхватить большие пальцы рук взрослого и производят сгибание и разгибание рук ребенка в локтевых и плечевых суставах; при сгибании одной руки разгибают другую. 6-8 раз.



Рис. 26. Попеременное сгибание и разгибание рук
в локтевых и плечевых суставах— упражнение пассивное.

13. Присаживание — упражнение пассивное (рис. 27).

Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. Придерживая руки ребенка выше кисти, отводят выпрямленные руки в стороны и, слегка потягивая их, побуждают ребенка сесть. 2-3 раза.



Рис. 27. Присаживание — упражнение пассивное.

14. Рефлекторное упражнение — поворот со спины на живот вправо и влево (рис. 15).

Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. При удержании ребенка правой рукой за выпрямленные ноги, а левой — за согнутую в локте правую руку ребенка, путем поворота таза стимулируют поворот со спины на живот влево. Для поворота ребенка вправо надо левой рукой обхватить ноги ребенка, а правой — его согнутую в локте левую руку. 1 - 2 раза в каждую сторону.

15. Сгибание и разгибание ног попеременно и вместе — упражнение пассивное (рис. 28а, 286).

Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. 06-хватывают прямые ноги ребенка в нижних частях голеней и производят поочередное сгибание и разгибание ног в коленных и тазобедренных суставах — сначала медленно, потом ускоряя до бега, 6 - 8 раз. (Рис. 28а). Затем производят сгибание обеих ног и их разгибание. 4 - 6 раз. (Рис. 28б).



Рис. 28а. Попеременное сгибание и Рис. 28б. Одновременное сгибание и
разгибание ног – упражнение разгибание обеих ног – упражнение
пассивное. пассивное.



Рис. 29. Приподнимание ребенка на ноги – упражнение пассивное.

16. Приподнимание ребенка на ноги – упражнение пассивное (Рис. 29).

Исходное положение: на животе, ногами к краю стола. Дав ребенку обхватить указательные пальцы взрослого, слегка отводят детские руки, согнутые в локтях, назад. Поддерживая ребенка под локти, побуждают его подняться — сначала на колени, потом на ноги. 2-3 раза.

17. Массаж стоп (рис. 7).

Исходное положение: на спине, ногами к краю стола.
а) Поглаживание и растирание пальцев стопы. Ладонями обеих рук обхватывают каждый палец стопы в отдельности и производят поглаживание — 4-5 раз, затем растирание — 2-Зраза.
б) Поглаживание и растирание стопы. Поддерживая указательными пальцами обеих рук слегка приподнятые стопы ребенка, большими пальцами рук производят поглаживание стопы по тыльной ее стороне в направлении от пальцев к голеностопному суставу и вокруг этого сустава — 4-6 раз, затем так же растирают — 2-3 раза.
в) Вибрация стопы. Похлопывают пальцами подошвенную поверхность столы. 4-6 раз.

18. Переступание—упражнение активное (рис. 30).

Исходное положение: ребенка ставят лицом к взрослому. Поддерживая малыша обеими руками под мышки, побуждают его к переступанию, и он делает 3-6 шагов.

Рис. 30. Переступание упражнение активное.

Общая продолжительность занятия — 8-10 минут.

Источник: kindermassage.ru

06 октября 2007
(0 голосов, средний: 0 из 5 оценок)
Уважаемые посетители, здесь Вы можете написать комментарий к статье. Редакция "Детской" не дает профессиональных консультаций.
Другие статьи
Фитнес для самых маленьких
Такая услуга, как детский фитнес, появилась на нашем рынке сравнительно недавно и за несколько лет снискала себе достаточную известность. Для одних родителей детский фитнес стал альтернативой...
Здоровье
06 сентября 2007
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕЧЕБНОГО МАССАЖА И ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ДЕТЕЙ. ЗАБОЛЕВАНИЯ И ПОВРЕЖДЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Нарушения функций центральной нервной системы — самая распространенная патология раннего детского возраста.
Здоровье
06 сентября 2007
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕЧЕБНОГО МАССАЖА И ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ
При различных заболеваниях детей первого года жизни массаж является одной из важнейших составляющих комплексного лечения. Хороший эффект дает массаж в сочетании с гимнастикой при лечении детей с...
Здоровье
10 августа 2007