МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕЧЕБНОГО МАССАЖА И ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ДЕТЕЙ. ЗАБОЛЕВАНИЯ И ПОВРЕЖДЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Чтобы своевременно обнаружить отклонения в развитии психических и двигательных навыков ребенка, нужно постоянно внимательно наблюдать за ним.

3-4 месяца. Полностью раздетого малыша положить на живот. Здоровый малыш способен в течение нескольких минут удерживать голову и свободно поворачивать ее в стороны. При этом он должен опираться на предплечья, вынесенные вперед. Грудь слегка приподнята над поверхностью стола. Живот и таз плотно прижаты к столу. Бедра слегка разведены, голени приподняты. Туловище — прямое. Затем нужно выпрямить ноги ребенка и свести их, после этого проверить, симметричны ли ягодичные и подколенные складки. Также в этом возрасте ребенок должен свободно поворачивать голову в обе стороны. Сгибание коленного сустава должно происходить легко без отрыва таза от поверхности стола. Если положение туловища и головы асимметрично, нужно немедленно обратиться к педиатру или невропатологу.

6—7 месяцев. Здоровый ребенок лежа на животе опирается на вытянутые руки, кисть хорошо раскрыта. Грудь приподнята над поверхностью стола. Живот и таз прижаты к столу. Ноги раздвинуты, колени согнуты, голени легко поднимаются. Голова свободно поворачивается во все стороны. Визуально позвоночник занимает срединное положение, не отклоняясь ни вправо, ни влево. Лежа на спине, он играет со своими руками и ногами, при этом движения его целенаправленные и согласованные. Малыш пытается самостоятельно поворачиваться со спины на живот.

9-10 месяцев. Малыш начинает ползать на четвереньках вперед и назад, может переносить свой вес с рук на ноги, самостоятельно садиться. Когда он сидит, спина должна быть прямая. Ребенок пытается стоять, держась за опору, и переступать ногами. Нужно следить за тем, чтобы в положении стоя его стопы располагались параллельно друг другу и всей поверхностью подошвы соприкасались с поверхностью опоры.

Важным этапом в развитии нервной системы являются первые 2-3 года жизни ребенка. В это время наиболее интенсивно формируются двигательные навыки, основы психической деятельности. У большинства детей с заболеваниями центральной или периферической нервной системы нарушаются функции движения и трофика тканей. Массаж раздражает периферические рецепторы, оказывая через них влияние на центральную нервную систему. Поэтому массаж и гимнастика как фактор раздражения крайне необходимы при лечении заболеваний такого рода. Гимнастику и массаж применяют в сочетании с ортопедическими мероприятиями, физиотерапевтическими процедурами, медикаментозной терапией.

Методика проведения массажа и гимнастики


Рисунок 307.
При выборе упражнений нужно учитывать возраст и возможности ребенка.

Укрепление мышц тела. Используются все приемы классического массажа в сочетании с точечным (стимулирующий метод).

Начинается массаж с выкладывания на живот. Затем должны следовать повороты на бок с рефлекторным разгибанием позвоночника.

Далее — поза “пловца”, рефлекторное ползание, разгибание спины во время “плавания” на животе (рис. 307).

Затем “полет” на животе (рис. 308).

Далее нужно произвести выкладывание на мяч в положении на животе с опорой стопами (рис. 309).


Рисунок 308.
Потом — поднимание свешенных со стола ног с применением стимулирующих приемов точечного массажа (рис. 310).

Затем должны следовать наклоны из положения стоя и напряженное прогибание позвоночника (рис. 311).

В заключение комплекса — “возьми игрушку” (см. гл. 4 “Гимнастические упражнения и массаж детей от 9 до 12 месяцев, упражнение “Мостик”).


Рисунок 309.
При асимметрии мышечного тонуса туловища и конечностей. На фоне обще-укрепляющих, дыхательных упражнений, а также упражнений и приемов массажа, стимулирующих поэтапное (возрастное) развитие психомоторики, эмоциональной сферы, следует применять специальные приемы массажа, лечебной гимнастики, а также лечение положением.

1. Расслабление сгибателей пораженной стороны: мышц шеи, большой грудной мышцы, трапециевидной, широчайшей мышцы спины, подвздошно-пояеничной, ягодичных, приводящих мышц бедер, икроножной мышцы. Следует применять такие приемы массажа, как поглаживание, легкое растирание, вибрация, валяние, а также точечный массаж (расслабляющий метод).


Рисунок 310.
2. Укрепляющий массаж разгибателей мышц спины (классические приемы и точечный массаж — тонизирующий метод), который роводится более интенсивно на здоровой стороне.

3. Специальные упражнения в сочетании с расслабляющими приемами массажа: вибрация пораженных мышц туловища и ноги, а также покачивание таза в разные стороны сопровождается растягиванием мышц. Ребенок при этом лежит на спине ногами к массажисту. В заключение нужно завести согнутую в колене ногу (левую или правую в зависимости от пораженного участка) над другой, выпрямленной, ногой и слегка потянуть, стараясь исправить косое положение таза.


Рисунок 311.

Источник: «Большая энциклопедия массажа»

06 сентября 2007
(0 голосов, средний: 0 из 5 оценок)
Уважаемые посетители, здесь Вы можете написать комментарий к статье. Редакция "Детской" не дает профессиональных консультаций.
Другие статьи
Нестабильность голеностопного сустава
Голеностопный сустав выдерживает огромную нагрузку при стоянии и ходьбе, это один из самых «работающих» элементов опорно-двигательной системы.
Здоровье
27 августа 2007
Волшебная точка против насморка
У крохи заложен носик? А если обойтись без капель, тем более что лор-врачи относятся к ним настороженно?
Здоровье
28 октября 2008
Детский церебральный паралич
Детский церебральный паралич — тяжелое заболевание нервной системы, которое проявляется спастическим парезом или параличом центрального происхождения.
Здоровье
11 сентября 2007