ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА - ДЕЛО СПЕЦИАЛИСТОВ?

Насколько глубоко в историю уходит корнями эта проблема, мы не знаем. Но с именем Платона связано впервые четко сформулированное требование передать дело воспитания гражданина специалистам. «Все рождающееся потомство сразу же поступает в распоряжение особо для этого поставленных должностных лиц, все равно мужчин или женщин, или и тех и других, - ведь занятие должностей одинаково и для женщин, и для мужчин. Взяв младенцев, родившихся от хороших родителей, эти лица отнесут их в ясли к кормилицам, живущим отдельно в какой-нибудь части города. А младенцев, родившихся от худших родителей или хотя бы от обладающих телесными недостатками, они укроют, как положено в недоступном, тайном месте. Они позаботятся и о питании младенцев: матерей, чьи груди набухли молоком, они приведут в ясли, но всеми способами постараются сделать так, чтобы ни одна из них не могла опознать своего ребенка. Если материнского молока не хватит, они привлекут других женщин, у кого есть молоко, и позаботятся, чтобы те кормили грудью положенное время, а ночные бдения и прочие тягостные обязанности будут делом кормилиц и нянек» (Платон. Государство).
Конечно, в чистом виде подобная идея — полностью передать детей на воспитание государству - не воплотилась. Однако нельзя сказать, что она совсем уж из разряда фантастических. Можно, например, вспомнить не столь уж отдаленные с исторической точки зрения времена, когда матери были вынуждены отдавать своих трехмесячных малышей в ясли, чтобы выйти на работу. Что это, как не попытка государства взять воспитание юных граждан в свои руки? С двойной целью - полностью контролировать процесс формирования личности и одновременно освободить взрослое трудоспособное население от «посторонних» занятий. Пусть каждый занимается тем, в чем преуспел. Детьми, согласно такой концепции, должен заниматься профессионально подготовленный персонал. В художественной литературе такой подход ярко описан, например, у И. Ефремова.
И все кажется логически стройным, однако картина прогнозируемого всеобщего сиротства ужасает. Как бы ни были прекрасны воспитатели, между ними и их подопечными невозможна та любовь, которая возникает между детьми и родителями. Любовь, которая укажет матери на ее младенца, даже если «всеми способами постараются сделать так, чтобы ни одна из них не могла опознать своего ребенка». Безусловная любовь. Как это у Валентина Берестова:
Любили тебя без особых причин
За то, что ты внук, за то, что ты сын,
За то, что малыш, за то, что растешь,
За то, что на маму и папу похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется главной опорой твоей...
Конечно, что греха таить, бывают матери и отцы, от которых детей приходится забирать ради их же блага, чтобы такие социальные сироты хотя бы имели шанс выжить. Однако даже таких мам дети часто любят больше, чем прекрасных воспитателей, и бегут к ним. Да и среди воспитателей не часто встречаются Корчаки и Ушинские.
Нельзя утверждать, что система яслей - однозначное зло, придуманное пролетарским государством с целью развала семьи. Еще святитель Филарет Московский призывал власти организовать ясли - с целью уменьшения безнадзорности крестьянских детей и связанных с этой вынужденной безнадзорностью несчастий. Ведь работать женщина начала не в XX веке, как иногда пытаются представить. Женщины всегда очень много работали. И даже тогда, когда эта работа протекала по большей части недалеко от дома и в самом доме, перед матерями стояла проблема совмещения работы и ухода за детьми. Решалась она в разные времена по-разному. При наличии большой семьи рядом с матерью всегда находился человек, присматривающий за ребенком. Маленький ребенок пребывал «где-то около взрослых», оставался на попечении нетрудоспособной части семьи — древних бабушек, старших сестер, девочек-нянек. Общая для разных поколений семьи жилплощадь (в одном доме жили представители до четырех поколений), многодетность как норма жизни - все это способствовало решению означенной проблемы. Начиная лет с четырех, а то и раньше, ребенок участвовал по мере сил в общем труде, в остальное время был предоставлен сам себе. В таком воспитании были как плюсы, так и минусы. С одной стороны, ребенок гармонично встраивался во взрослую жизнь, постепенно, без специального обучения, овладевая всеми необходимыми навыками. С другой стороны - отсутствие надзора иногда приводило к трагическим последствиям.

В более состоятельных кругах и раньше ребенком занимался специально нанятый персонал - бонны, гувернантки. И хотя здесь еще рано говорить о «профессионалах», но первый шаг уже был сделан. Ведь это были вполне трудоспособные взрослые, для которых уход за ребенком и его воспитание и были способом заработка.
Дальнейшее развитие событий вполне логично. Воспитатель в яслях - это та же гувернантка «вскладчину», для бедных. А где наемный труд - там и требования к персоналу: хорошо бы, чтобы и умения, и навыки определенные присутствовали. И наряду с массовой подготовкой учителей появляется подобная подготовка воспитателей.
То есть, глядя на прошедшие пару веков, особенно на XX, самый распространенный вариант передачи ребенка профессионалам связан с необходимостью для матери работать вне дома. Неизбежным следствием такого положения вещей стало почти полное прерывание традиции воспитания в семье в течение двух-трех поколений. Конечно, в сфере массового воспитания тем временем сложились свои традиции, возникли свои ценные наработки. Однако по сию пору достоверно не определено, чего ребенок лишается, отрываясь от семьи, так ли много приобретает, с раннего возраста вливаясь в коллектив ровесников, пусть и руководимый профессиональными педагогами.
Но «сидение» мамы дома и посвящение всего времени ребенку, как мы видим, дело на самом деле также нетрадиционное, отчасти вызванное именно отсутствием помощников. Часто эта ситуация - вынужденная, и мамы буквально «сходят с ума» и жаждут вырваться на свободу. Ведь жизнь в городской квартире семьей из трех человек совсем не тянет на звание «хозяйства». Приходится придумывать себе занятия, иначе есть риск стать для ребенка игрушкой и обслуживающим персоналом одновременно, а это весьма неполезно для ребенка и неприятно для родителей. Нынешние бабушки нечасто готовы пожертвовать работой и активной жизнью, «запереться в четырех стенах», а няни работают не за еду, а за очень немаленькую зарплату, платить которую могут немногие. И, как правило, от няни требуют наличия профессиональных навыков - медицинского и педагогического образования - значит, речь идет опять-таки о передаче ребенка профессионалу, только не в коллектив, а в индивидуальную «обработку».
Если мама работает и отвела малыша в садик (развивающий центр, к бабушке, к няне) - должна ли при этом слагать с себя полномочия? Может ли она, передав ребенка воспитателю, спокойно заниматься профессиональными обязанностями? Как в современных условиях совместить дом, работу и ребенка? Или попытки успеть и там и там будут подобны погоне за двумя зайцами? Вопрос очень непростой.
Работать вне дома проще, чем заниматься ребенком. На работе твои обязанности оговорены, за них ты получаешь зарплату. Твои права охраняет государство, трудовым законодательством оговорены выходные и отпуск. А у «просто мамы» нет выходных и отпусков. С маленьким мама вообще себе не принадлежит, затем постепенно ей удается урвать немного времени для себя, но все равно остается ощущение, что могучий властитель просто позволил ей немного отдохнуть, чтобы затем вернуться к исполнению своих обязанностей. Поэтому многие матери вырываются из дома «на свободу», их пьянит возможность наконец самим что-то решать, без оглядки на это сверхтребовательное существо - ребенка.
Возможно ли полноценное воспитание, если мама работает? Это зависит от многих моментов. В каком возрасте мама оставила малыша? Каков режим ее работы? Кто сидит с ребенком? Как мама использует совместные часы? Если мама уходит прямо из роддома в офис, оставляя младенца на няню, работает с раннего утра до позднего вечера, плюс совещания, плюс командировки - как правило, она теряет практически все. Мама, не выстроившая внутреннюю связь с ребенком, неспособная понять его, увидит первые зубы-шаги-слова в лучшем случае по видео, в худшем - не увидит совсем; а малыш будет расти одиноким. Любящая бабушка может скрасить его одиночество, но чувство сиротства, понимание, что мама не любит, раз бросила, не проходит бесследно.
Мамам часто приходится работать, но как, сколько, останутся ли силы на полноценное общение с крохой? Будет ли она внимательно слушать бесконечную фантазию, вникать в сложные внутригрупповые отношения в детском саду, терпеливо отвечать на вопросы? Или с гудящей головой побежит готовить ужин, параллельно болтая с подругой по телефону, а малыша отправит смотреть мультфильмы? Помните историю с мамой дяди Федора? «Я на работе так устаю, что еле сил хватает телевизор смотреть». Но это только у Успенского ситуация кончилась относительно неплохо (да и то, как посмотреть). В жизни же, особенно в сегодняшней, все было бы куда трагичней. Что ждет такого мальчика (тем паче - девочку), даже не обязательно при условии ухода из дома? Воровство, наркомания в том или ином виде (в лучшем случае пьянство и «обычное» уже курение), проституция. У мамы, не догадывающейся о беременности своей дочери-школьницы, нет времени хотя бы взглянуть на нее, не говоря уже о том, чтобы поговорить. Вот в чем большая проблема - как при сумасшедших темпах нашей жизни найти на все время и не потерять драгоценные минуты детства наших малышей?

Значит, именно мамам, любящим мамам, необходимо становиться специалистами своего «мамского» дела, теми самыми профессионалами. Как?
Материнство почти никем не воспринимается как серьезное, достойное занятие. Никто и нигде этому не учит, кроме, может, энтузиастов, организующих родительские клубы, в которых происходит, по большому счету, передача опыта, не всегда стопроцентно удачного.
Но и обучаться родительству стремятся единицы. В основном, бытует представление, что материнство заложено в женщине генетически, и, зачав, выносив и родив младенца, она и дальше под руководством матушки-природы (православный вариант - «Господь управит») справится с возложенной на нее ответственностью.
Конечно, раньше никому и в голову не приходило, что родительству нужно учить специально, — все передавалось естественным образом, из поколения в поколение. Не нравоучениями, когда новоиспеченная бабушка читает своим выросшим детям нотации или берет на себя заботу о ребенке, оттесняя молодых родителей в сторону, а опытно - когда-то в жизни большой семьи ребенок сызмальства наблюдал всевозможные модели социальных отношений, сам был встроен в них. Девочка, нянчившаяся со своими братишками-сестренками, племянницами-племянниками, наблюдавшая повседневные труды матери, бабушки, тетушки, старших сестер, вырастала с уже сложившимися моделями поведения и была подготовлена к материнству. То есть прерогатива обучения матери лежала на семье и обществе в целом, а не на педагоге или враче. Отчасти этот механизм работает и сейчас - девочки усваивают поведение мам, только поведение это слишком уж часто бывает нематеринское. Стремление «сбежать» от ребенка, «сдать» его в детский сад может быть продиктовано именно воспроизведением поведения собственной матери. В детстве был запечатлен стереотип поведения в группе ровесников, а поведению внутри семьи девочка просто не научилась, это прошло мимо нее. И, став мамой, она теряется в незнакомой ситуации, подсознание ничего не подсказывает - там нет соответствующего опыта. Положение мальчиков во многом еще тяжелее. Значительный процент детей, начиная еще со времен Великой Отечественной, выросло и вырастает в неполных семьях. Мальчики неизбежно усваивают женские модели поведения и, войдя в возраст, не становятся мужчинами в истинном смысле слова. Даже создавая семьи, они бессознательно стремятся перевернуть богоустановленную иерархию семьи (Муж - глава жены, как и Христос - глава Церкви (Еф.5; 23), уходят от решения любых возникающих трудностей, перекладывая ответственность на жену, тещу, маму. Или же наоборот - хотят главенствовать, напирая на ту же вышеприведенную цитату, а вот нести эту ношу и жертвовать собой не умеют.
Такое отсутствие опытного знания родительского поведения сказывается трагически. «Оказалось, что большинство тех родителей, которые обращаются за психологической помощью по поводу трудных детей, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. Специалисты пришли к выводу, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно «записывается» (запечатлевается) в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывает своих детей так, как их самих воспитывали в детстве. Другая часть родителей более или менее осознает, в чем именно заключается правильное воспитание, но на практике испытывает трудности. Бывает, что теоретическая разъяснительная работа, проводимая психологами и педагогами из лучших побуждений, приносит родителям вред: они узнают, что делают «все не так», пытаются вести себя по-новому, быстро «срываются», теряют уверенность в своих силах, винят и клеймят себя, а то и выливают раздражение на детей. Из всего сказанного следует сделать вывод: родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми» (Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?).

Книги, конечно, являются не обучающим, а, скорее, тем самым просвещающим звеном, которое, как сказано выше, может сыграть с родителями и злую шутку. Однако звеном, по-видимому, необходимым.
Ведь отсутствие опытного, в буквальном смысле слова «впитанного с молоком матери» знания нужно чем-то компенсировать. Зачастую новоиспеченная мама не знает, что делать с подрастающим малышом, требующим уже не только ухода, но и активного взаимодействия. Одна такая мама двухлетнего карапуза жалуется соседке в очереди к врачу: «Не знаю, что с ним и делать... Игрушек полно - не играет. Купили хомячка, неделю поиграл, бросил. Котенка купили - мучает. Надо, что ли, в садик отдать?» Если бы такая дезориентированная мамочка взяла даже не простейшую книжку по детской психологии, а хотя бы один из пресловутых глянцевых журналов для родителей, она нашла бы помимо вездесущей рекламы много интересного и полезного для себя и малыша. А для «привычно читающего субъекта», не боящегося толстых и умных книжек, выбор широчайший. Может, профессиональным педагогом становиться и не обязательно, но азы возрастной психологии представлять полезно - хотя бы для того, чтобы не принять проявления очередного кризиса роста за испорченный характер. Разумеется, далеко не все издания бесспорны, удачны и даже просто полезны, но постепенно, за 2-3 года, из их многообразия собирается целое жемчужное ожерелье. Если нет времени и желания заниматься таким многолетним отбором - можно воспользоваться советом опытных знакомых и подруг, у которых наверняка найдутся один-два ценных тома. Во всем можно найти ценные идеи, если не терять голову.
У нас, сегодняшних родителей, нет возможности следовать проторенной дорожкой, потому что условия существенно иные. Да дорожка, собственно говоря, заросла, традиция давно утеряна: с тех пор, как сфера материнства и детства была передана на откуп врачам и педагогам, уже нельзя говорить о трансляции векового опыта. Дело не в том, что медики и педагоги плохи. Ни в коем случае. Однако вопрос не в них, а в том, кто же все-таки у руля, чья роль — ведущая. Не стоит забывать, что дело врача - лечить болезни, именно этому он обучается, это - его профессия. Дело педагога - обучать. Никто не может и не должен заменять родителей. Позволим себе вновь небольшое отступление от темы. Не для того даже, чтобы разбираться в деталях, а чтобы обозначить роль родителей и место, например, врача в заботе о здоровье ребенка. Хочется подчеркнуть, что нижеследующий текст вышел из-под пера опытного и известного педиатра:
«В любой стране, претендующей на принадлежность к современной цивилизации, развитие ребенка проходит в постоянном контакте с системой здравоохранения. Систем этих существует множество, но и автору этой книги (изнутри), и большинству читателей (снаружи) хорошо знакома лишь одна - Государственная Система Бесплатного Здравоохранения. У Вашего малыша с момента его рождения есть врач, несущий за него ответственность. Поскольку здравоохранение бесплатное, то ответственность эту он несет не перед Вами и не перед ребенком, а перед своим начальством - я не имею в виду этику, я имею в виду фактическое положение вещей. И Вы никогда не поймете врача-педиатра, пока не представите себе его взаимоотношения с Системой. А не понимая врача, никогда не сможете благоразумно прислушиваться к его рекомендациям. Каким бы замечательным человеком, добрым семьянином и прекрасным специалистом он ни был, но, заходя в Ваш дом или принимая Вас в поликлинике, он представляет Систему. Систему не интересует - устраивает Вашу семью врач или нет. Системе необходимо, чтобы врач устраивал ее. Для этого к каждому «просто врачу» приставлены: заведующий отделением, заместитель главного врача по лечебной работе, главный врач, райздрав, горздрав, облздрав, Минздрав, институт усовершенствования врачей, кафедры и консультанты, контрольно-ревизионное управление и т. п. И в обязанности любого врача входит составление огромного числа документов, которые позволяют, во-первых, в любой момент доказать, что они составлены плохо, а значит, врач плохой, и, во-вторых, обеспечить существование самой Системы, как раз на этой самой документации и построенной. Мы с Вами Систему поменять не можем. Наша задача к ней приспособиться. Поэтому Вы должны знать, что прием в поликлинике и хождение по домам — лишь малая часть работы врача, меркнущая в сравнении со временем, которое он проводит за письменным столом. Вы должны знать: заработная плата врача от количества больных не зависит. Хоть 2 человека на приеме, хоть 52. Хоть 3 вызова на дом, хоть 23.
Несмотря на то, что подавляющее большинство детских болезней может быть излечено в домашних условиях, врач этого себе позволить не может. Он не имеет возможности ежедневно Вас посещать, организовать соответствующее обследование и т. п. Его заработная плата не зависит от того - направил он в стационар 5 больных за год или 100. Врач не может порекомендовать Вам метод лечения или систему воспитания, которые отличаются от официально рекомендуемых. При первом же посещении новорожденного врач подробно перечислит Вам все его дефекты. Нет, он прекрасно знает - Вам нельзя нервничать, но Вы же сами будете потом возмущаться, что Вам вовремя не сказали. Ах, сколько возмущений приходится выслушивать врачам, если бы Вы только знали! И это нормально. Ведь пока государство не начнет своих врачей уважать, вряд ли будет возможно уважение к ним значительной части населения, которое удивительно спокойно воспринимает тот факт, что ремонт и диагностика автомобиля намного более доходный вид деятельности, чем диагностика и лечение детских болезней. Врач такой же человек, как и мы все. Он не хочет сознательно рисковать, сознательно искать себе неприятности и сознательно брать на себя ответственность в ситуациях, когда ответственность должна быть возложена на другого. А те, кто рискует, ищет и берет на себя, - не спят ночами, не видят собственную семью, не знают выходных. Но про них говорят, им звонят, их благодарят. Люди, а не Система. И если врач говорит Вам, что с месячного возраста ребенку надобно давать соки, а с 5 месяцев — овощной суп, то это не значит, что необходимо вступать в дискуссию, доказывая обратное. Врач поносы и аллергии видит больше Вашего. Но он сообщает Вам точку зрения Системы. И я еще раз повторяю: за здоровье ребенка несут ответственность "только его родители - и перед Богом - и перед обществом, и перед собственной совестью. (Комаровский Е.О. Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников).
Все вышеизложенное можно с легкостью применить и к воспитателям в детсадах, и к педагогам в школах, и вообще ко всем, кто имеет отношение к нашим детям и на кого иногда так хотелось бы переложить ответственность - что называется, с больной головы на здоровую. Ведь они профессионалы, специалисты, мы им заплатим, хотя бы в виде собираемых с нас той же Системой налогов, а они пусть сами, как знают... Как мы видим, эта позиция в высшей степени непродуктивна, в том числе и с точки зрения самих специалистов.
Медицинские теории меняются, появляются педагогические новации, каждое новое поколение родителей идет за своими «учителями», одновременно с большим или меньшим успехом совмещая новые веяния с отвергнутыми постулатами, которыми руководствовались их собственные родители. Каждый, кто во что горазд, изобретает свой велосипед и сам учится на нем ездить. С младенцем на руках. Набивая шишки и себе, и ему.
Эта сама по себе плачевная ситуация имеет один плюс - она разрушает не только положительную инерцию, но и инерцию отрицательную, позволяет внести коррективы в сложившиеся стереотипы. Мы поставлены в ситуацию, когда традиция не работает, она прервана, обстоятельства сильно изменились, и никуда не деться от самостоятельного выбора пути. Выбирать в любом случае придется, и ничегонеделание - тоже выбор. Ну а если все равно выбирать, то делать это можно и нужно с умом. Не пытаясь просто скопировать «преданья старины глубокой». Во-первых, копируется зачастую только внешняя часть, и получается этакий лубок. А во-вторых, мы-то иные, дети и обстоятельства тоже, и наш опыт никуда не денется, он будет неизбежно влиять на поведение. Так что достоверно скопировать не получится.
«В последнее время появилось немало брошюр о семье и христианском воспитании детей, выпущенных, в основном, по материалам книг конца XIX - начала XX века. Воспитание «по самоучителю» было невозможным и в то далекое от нас время, а сейчас такая идея и подавно выглядит наивной. Знать и понимать, по каким законам была устроена жизнь наших прадедов, важно и нужно, но слепое копирование этих законов в сегодняшней жизни едва ли способно принести добрые плоды. Общество стало другим, и мы ныне совсем другие. Сегодня каждый, кто тем или иным образом связан с вопросами воспитания, должен вести поиск своего собственного ключика к детским сердцам. Мало того, к каждому детскому сердцу должен быть найден отдельный неповторимый ключик.
Выходит, воспитание - все же дело специалистов. Специалистов любви.
(Г.Калинина, А.Наумова «Как мы любим
наших детей?», Яуза-пресс, Москва 2006)