УМЕЮТ ЛИ СЧИТАТЬ ДЕНЬГИ ВАШИ ДЕТИ?

Что делать, когда ребенок — и нередко большой ребенок,— увидев в витрине магазина игрушку, истошно кричит: «Купи!» Тут же вырастают сердобольные бабуси: «Купите ребенку игрушку. Вам два рубля жалко?» Не жалко. Опасность в другом: и без советов со стороны многие дети немедленно получают все, что ни попросят. А это не самое лучшее проявление родительской доброты. У ребенка создается представление о мгновенной доступности всех благ. Захотел новую игрушку — затопал ногами, а папа, мама или бабушка бросились в магазин. А ведь игрушки, подарки должны приносить детям радость. Задаривая сына или дочь сверх всяких разумных пределов, эту радость, надежду на сюрприз можно легко убить. К чему будет стремиться ребенок, если получает все как по мановению волшебной палочки? И не здесь ли причины того, что дети не умеют соизмерять свои безграничные желания с ограниченными возможностями родителей.

Ребенок уже в 7—8 лет должен быть знаком с состоянием семейного бюджета. Ему должно быть известно, сколько получают родители, на что расходятся деньги, сколько папиных зарплат пошло на покупку телевизора, что будет, если каждый день покупать торт.

Можно на эту тему придумать несколько игр. Например, выделить младшему школьнику или школьнице определенную сумму, пусть составит список покупок. Обсудите потом вместе намеченные покупки, решите, что действительно нужно, а без чего можно и обойтись.

Подростку можно предложить такой тест. Попросите его написать, что хотел бы иметь лично для себя. Сосчитайте, в какую сумму это выльется. А после этого пусть он вспомнит, каков доход семьи, сколько уходит на питание, квартплату, коммунальные услуги, проезд, другие обязательные платы. Сравните с первой суммой. Интересно, каковы теперь будут расчеты подростка?

Родители нередко спрашивают: должны ли дети иметь карманные деньги? Если должны, то сколько? И в какой степени зависит сумма от возраста? На эти вопросы ответы вы должны найти сами. Конкретные суммы определить невозможно. Одному и рубля много, а другому смело можно доверить и десять рублей, из которых он удовлетворит и свои личные необширные потребности, и купит что-то для дома. Многое тут зависит от условий жизни семьи, воспитания, доходов и расходов, возраста детей и т. д. Обсудите с сыном или дочерью, на что им нужны деньги, совместно определите сумму на эти расходы. Желательно, чтобы дети отчитывались в своих тратах.

Все семейные расходы старайтесь планировать вместе с детьми. В ходе этого происходит экономическое взросление подрастающего поколения и воспитание уважения к деньгам как к оценке трудового вклада родителей. К тому же совместное обсуждение планов на будущее сплачивает семью, приучает уважать интересы друг друга.

Не связывайте хорошие поступки детей, их успехи с деньгами. «Будешь помогать посуду мыть — дам больше денег», «Кончишь хорошо учебный год — куплю магнитофон».

Дети должны иметь свои четкие обязанности по хозяйству — покупать хлеб, молоко, картошку, крупы и т. п.

Никогда не обсуждайте при детях, как живут другие, что купили, на какие деньги. Да и без детей, наверное, заниматься этим не стоит. У вас свой уровень доходов, свой образ жизни, своя структура расходов. Кому-то подражать, завидовать — дело неэтичное. Лучше не подавать в этом пример детям.

Довольно часто приходится встречать выражение «разумные потребности». Оно чаще употребляется, когда речь идет о вещах — об одежде, обстановке, средствах передвижения и так далее. Что вы понимаете под разумными потребностями? Неразумными? Где предел потребностей?

Автор: Г. АХМЕРОВА, экономист
11 сентября 2007
(0 голосов, средний: 0 из 5 оценок)
Комментарии (1)
Уважаемые посетители, здесь Вы можете написать комментарий к статье. Редакция "Детской" не дает профессиональных консультаций.
мария
20 июня 2009
15:58
я согласна у детей и подростков может возникнуть интерес к таким играм и тестам, а что делать семьям с маленьким достатком?вдруг дети начнут делить содержимое маминого кошелька?
Другие статьи
РЕБЕНОК РАСТЕТ БЕЗ ОТЦА
Воспитание в неполной семье представляет собой совершенно особый процесс. Его особенности лишь в незначительной мере связаны просто с отсутствием отца. Гораздо важнее отсутствие мужчины в окружении...
Семья и отношения
29 января 2008
Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или...
Семья и отношения
10 сентября 2007
Наказывать с любовью
Жизнь идет вперед, и если о каких-то изменениях можно сказать, что они становятся заметны сразу или почти сразу, то другие вызревают постепенно, как детская болезнь типа скарлатины, которая имеет...
Здоровье
30 ноября 2007