Рисуем вместе с ребенком
Причем польза эта будет разносторонней: с одной стороны развиваются руки, улучшается координация движений пальцев; с другой – вы сможете увидеть, как он относится к окружающим предметам и явлениям и, может быть, это поможет вам лучше понять своего ребенка и в чем-то вовремя помочь ему.
Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир во всем многообразии красок; мало того, по тому, как малыш подбирает цвета и краски, опытный психолог может судить о состоянии его душевного равновесия.
Так что отнесемся к этому детскому занятию серьезно и для начала создадим нужные условия.
Трехлетний малыш должен иметь определенное место для творчества, свой «рабочий уголок». Там должны быть орудия труда обычно вначале это бывают карандаши, но можно и рискнуть – сразу дать фломастер, а то и акварельные краски. Хлопот вам это, конечно, прибавит, но и результаты будут намного заметнее. Тут главное – ни на чем не настаивать, не подавлять «творческую инициативу»: тема может быть и задана (например, нарисовать куклу или любимого мишку), но чем рисовать – малыш пусть выберет сам. Запреты, ограничения быстро отобьют у него охоту к этому полезному занятию.
Вот несколько приемов, которые помогут увлечь ребенка самим процессом рисования.
Посадить на лист бумаги самую обыкновенную кляксу – это тоже надо уметь. Попробуем. Получилось? А теперь – включаем фантазию: «На что похожа твоя (или для начала моя) клякса?» «На жука (на цветок, на танк, на хвост собачки…)» «Давай дорисуем ее, чтоб была совсем похожа!» Вот и начало сюжета. Причем не меньше, чем развитие фантазии, здесь важно ваше неравнодушие, соучастие, ваш интерес к этому совместному занятию.
Но, конечно, если «как у взрослых», то основа изобразительного искусства – рисование с натуры. Оно развивает наблюдательность, помогает освоить простейшие правила, «чтобы было похоже». Предложите ребенку нарисовать самого себя, глядя в зеркало, а для начала покажите, как вы сами это делаете, поглядывая в зеркало много раз. Рисование с натуры можно продолжить изображением любого предмета, но только пусть малыш выберет его сам: пусть это будет, например, любимая игрушка.
Естественным продолжением этого занятия будет рисование по памяти: «Нарисуй теперь бабушку, давай вместе вспомним, какие у нее волосы, какое платье? А как она улыбается, помнишь?». «Давай нарисуем девочку, с которой ты сегодня играл во дворе, ты ее помнишь?» Впрочем, в том и другом случае лучше пусть ребенок имеет выбор и сделает его сам – рисовать бабушку или сестренку, девочку во дворе или тетю с собачкой там же. Свой выбор – больше интереса. Если интерес сохранится и «галерея портретов» продолжится, очень полезно сделать «домашнюю выставку», и пусть домашние оценят это творчество по достоинству. Вообще – не забывайте хвалить! Даже если удастся что-то с пользой покритиковать (вместе посмотреть, что получилось похоже, а что не очень), то и до, и после этого процесса не поскупитесь на похвалу это важно.
Ваш неподдельный интерес к творчеству малыша подтвердите общим делом – рисованием вдвоем. На длинной полоске бумаги можно «локоть к локтю» (но, конечно, не мешая друг другу) изображать различные сюжеты, а можно, договорившись, рисовать что-то общее. Надо ли говорить, насколько полезно для вашего взаимного общения такое совместное действие.
С ребенком постарше, года в четыре, очень полезно заняться «рисунками с секретом». Возьмите прямоугольный лист бумаги, не тетрадный, а покрупнее (А4), разделите его чуть видными линиями поперек на четыре части и договоритесь, кто будет первым: «первый рисует, второй не смотрит». Первый что-нибудь рисует, но не до конца, а «с продолжением», и загибает лист по линии так, чтобы видно было только «продолжение», незаконченную часть рисунка. Второй продолжает то, что не закончено, на свое усмотрение и тоже оставляет «продолжение» для первого. Из четырех долек «секрета» почти всегда получается что-нибудь смешное и фантастическое, особенно если «продолжения» делать «понарошке»: загнуть, например, домик, а к нему пририсовать шею. Еще веселее играть в такую игру втроем, взяв для этого лист бумаги подлиннее.
Кстати, о размерах бумажных листов. Не скупитесь, не давайте ребенку мелкие листочки или обрезки: ведь одна из задач детского рисования – координация движений пальцев и рук, да и вообще, согласитесь, творческой фантазии нужен простор белого листа, а детской руке размах. В некоторых семьях просто берут рулон бумаги (например, обратную сторону рулона обоев), растягивают его по всей стене детской комнаты и – фломастеры в детские руки… А ребенку постарше – может быть, даже и краски. Представляете, какой соблазн немедленно заняться творчеством, какой простор для фантазии. А сколько всего там может увидеть и понять внимательный родительский взгляд!
Заинтересовать ребенка рисованием можно с помощью каких-нибудь необычных, неожиданных приемов. Один из них «разноцветные точки». Туго намотайте чуть-чуть ваты на очищенную от серы спичку, окуните в густую краску (акварель или гуашь) и, держа все это перпендикулярно к бумаге, покажите малышу, как интересно можно выстраивать ряды маленьких цветных точек. А из рядов – дом, дерево, цветок, а то и самолет. Просто и красиво. Поговорите с малышом о том, что именно можно изобразить таким способом.
Еще один неожиданный прием – композиции с готовыми рисунками. Возьмите, например, старые открытки, и пусть ребенок сам – обязательно сам выберет на них что-нибудь предметное: собачку, бабочку, лошадку. Помогите ему вырезать выбранное (не обязательно строго по контуру) и наклеить на чистый лист. И дальше – простор фантазии: малыш может пририсовать солнышко, дождик, человечка, и это уже будет его картинка.
Необычный процесс и разрисовка камешков – лучше, конечно, морских. Сама форма камешка может подсказать тему разрисовки: жук, ягода-клубника… Гуашь или акварель на камешках долго не продержатся, но если покрыть все это бесцветным лаком, получатся долгосрочные игрушки.
А если есть возможность переместить творческий процесс куда-нибудь подальше на природу, то в дело могут пойти и какие-нибудь крупные валуны: на них можно изображать что-нибудь цветными мелками. Например, пусть это будет улыбающаяся физиономия доброго волшебника или просто большой-пребольшой гриб-мухомор. Цветные мелки хороши и для асфальта, но это уже – особая страница детского творчества, тоже очень серьезная, однако рассчитанная чаще всего на постороннего зрителя.
Чтобы поддержать интерес к такой важной и нужной изобразительной деятельности, используем еще один «сюрприз»: создадим рисунок-загадку. Возьмите картон размером с тетрадный лист. Сложите его пополам. Шерстяную нитку окуните на 8-10 сантиметров в густую краску, заложите внутрь картона так, чтобы снаружи остался чистый конец, и, зажав картон, подвигайте нитку внутри. На раскрытом картоне останется что-то непонятное. Вот теперь вместе с ребенком попробуйте что-то домыслить, придумать, а потом и дорисовать. Это изобразительное действие повлечет за собой и сложную умственно-речевую работу ребенка, так что польза здесь двойная.
И наконец, еще один способ детского «творчества» способ, который не каждый взрослый согласится взять на вооружение, да и не каждому малышу он подойдет, зато в определенных случаях он просто незаменим. Речь идет о том, что изображать окружающий мир в ярких красках можно не только с помощью кисточки. Разрешите вашему чаду делать это просто пальцами или ладонью (а может быть, и носом или же ступней…) Какое же это рисование скажете вы, да и зачем? Но, согласитесь, указательный палец слушается малыша лучше, чем кисточка, а если нанести на ладошку зеленую, желтую и оранжевую краски, то можно этой ладошкой аккуратно отпечатать на бумаге что-то вроде осенней рощи. А сколько удовольствия, сколько свободы «творчества», никакой зашоренности! Представьте, как это полезно ребенку стеснительному, скованному, закомплексованному, пользы здесь явно больше, чем неудобств от лишних хлопот для вас. Да и для координации движений это очень полезно, особенно если малыш научится осмысленно рисовать не только указательным, но и всеми пальцами.
Однако, конечно, как и во всех предыдущих случаях, выбор – за ребенком, этот принцип надо соблюдать неукоснительно: хочет – пусть рисует ладошкой (но рисует, а не балуется: шалость все-таки не должна брать верх над процессом рисования), не хочет – не будем на этом настаивать.
Источник: beautytime.ru; автор: Елена Щербакова, психолог
Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир во всем многообразии красок; мало того, по тому, как малыш подбирает цвета и краски, опытный психолог может судить о состоянии его душевного равновесия.
Так что отнесемся к этому детскому занятию серьезно и для начала создадим нужные условия.
Трехлетний малыш должен иметь определенное место для творчества, свой «рабочий уголок». Там должны быть орудия труда обычно вначале это бывают карандаши, но можно и рискнуть – сразу дать фломастер, а то и акварельные краски. Хлопот вам это, конечно, прибавит, но и результаты будут намного заметнее. Тут главное – ни на чем не настаивать, не подавлять «творческую инициативу»: тема может быть и задана (например, нарисовать куклу или любимого мишку), но чем рисовать – малыш пусть выберет сам. Запреты, ограничения быстро отобьют у него охоту к этому полезному занятию.
Вот несколько приемов, которые помогут увлечь ребенка самим процессом рисования.
Посадить на лист бумаги самую обыкновенную кляксу – это тоже надо уметь. Попробуем. Получилось? А теперь – включаем фантазию: «На что похожа твоя (или для начала моя) клякса?» «На жука (на цветок, на танк, на хвост собачки…)» «Давай дорисуем ее, чтоб была совсем похожа!» Вот и начало сюжета. Причем не меньше, чем развитие фантазии, здесь важно ваше неравнодушие, соучастие, ваш интерес к этому совместному занятию.
Но, конечно, если «как у взрослых», то основа изобразительного искусства – рисование с натуры. Оно развивает наблюдательность, помогает освоить простейшие правила, «чтобы было похоже». Предложите ребенку нарисовать самого себя, глядя в зеркало, а для начала покажите, как вы сами это делаете, поглядывая в зеркало много раз. Рисование с натуры можно продолжить изображением любого предмета, но только пусть малыш выберет его сам: пусть это будет, например, любимая игрушка.
Естественным продолжением этого занятия будет рисование по памяти: «Нарисуй теперь бабушку, давай вместе вспомним, какие у нее волосы, какое платье? А как она улыбается, помнишь?». «Давай нарисуем девочку, с которой ты сегодня играл во дворе, ты ее помнишь?» Впрочем, в том и другом случае лучше пусть ребенок имеет выбор и сделает его сам – рисовать бабушку или сестренку, девочку во дворе или тетю с собачкой там же. Свой выбор – больше интереса. Если интерес сохранится и «галерея портретов» продолжится, очень полезно сделать «домашнюю выставку», и пусть домашние оценят это творчество по достоинству. Вообще – не забывайте хвалить! Даже если удастся что-то с пользой покритиковать (вместе посмотреть, что получилось похоже, а что не очень), то и до, и после этого процесса не поскупитесь на похвалу это важно.
Ваш неподдельный интерес к творчеству малыша подтвердите общим делом – рисованием вдвоем. На длинной полоске бумаги можно «локоть к локтю» (но, конечно, не мешая друг другу) изображать различные сюжеты, а можно, договорившись, рисовать что-то общее. Надо ли говорить, насколько полезно для вашего взаимного общения такое совместное действие.
С ребенком постарше, года в четыре, очень полезно заняться «рисунками с секретом». Возьмите прямоугольный лист бумаги, не тетрадный, а покрупнее (А4), разделите его чуть видными линиями поперек на четыре части и договоритесь, кто будет первым: «первый рисует, второй не смотрит». Первый что-нибудь рисует, но не до конца, а «с продолжением», и загибает лист по линии так, чтобы видно было только «продолжение», незаконченную часть рисунка. Второй продолжает то, что не закончено, на свое усмотрение и тоже оставляет «продолжение» для первого. Из четырех долек «секрета» почти всегда получается что-нибудь смешное и фантастическое, особенно если «продолжения» делать «понарошке»: загнуть, например, домик, а к нему пририсовать шею. Еще веселее играть в такую игру втроем, взяв для этого лист бумаги подлиннее.
Кстати, о размерах бумажных листов. Не скупитесь, не давайте ребенку мелкие листочки или обрезки: ведь одна из задач детского рисования – координация движений пальцев и рук, да и вообще, согласитесь, творческой фантазии нужен простор белого листа, а детской руке размах. В некоторых семьях просто берут рулон бумаги (например, обратную сторону рулона обоев), растягивают его по всей стене детской комнаты и – фломастеры в детские руки… А ребенку постарше – может быть, даже и краски. Представляете, какой соблазн немедленно заняться творчеством, какой простор для фантазии. А сколько всего там может увидеть и понять внимательный родительский взгляд!
Заинтересовать ребенка рисованием можно с помощью каких-нибудь необычных, неожиданных приемов. Один из них «разноцветные точки». Туго намотайте чуть-чуть ваты на очищенную от серы спичку, окуните в густую краску (акварель или гуашь) и, держа все это перпендикулярно к бумаге, покажите малышу, как интересно можно выстраивать ряды маленьких цветных точек. А из рядов – дом, дерево, цветок, а то и самолет. Просто и красиво. Поговорите с малышом о том, что именно можно изобразить таким способом.
Еще один неожиданный прием – композиции с готовыми рисунками. Возьмите, например, старые открытки, и пусть ребенок сам – обязательно сам выберет на них что-нибудь предметное: собачку, бабочку, лошадку. Помогите ему вырезать выбранное (не обязательно строго по контуру) и наклеить на чистый лист. И дальше – простор фантазии: малыш может пририсовать солнышко, дождик, человечка, и это уже будет его картинка.
Необычный процесс и разрисовка камешков – лучше, конечно, морских. Сама форма камешка может подсказать тему разрисовки: жук, ягода-клубника… Гуашь или акварель на камешках долго не продержатся, но если покрыть все это бесцветным лаком, получатся долгосрочные игрушки.
А если есть возможность переместить творческий процесс куда-нибудь подальше на природу, то в дело могут пойти и какие-нибудь крупные валуны: на них можно изображать что-нибудь цветными мелками. Например, пусть это будет улыбающаяся физиономия доброго волшебника или просто большой-пребольшой гриб-мухомор. Цветные мелки хороши и для асфальта, но это уже – особая страница детского творчества, тоже очень серьезная, однако рассчитанная чаще всего на постороннего зрителя.
Чтобы поддержать интерес к такой важной и нужной изобразительной деятельности, используем еще один «сюрприз»: создадим рисунок-загадку. Возьмите картон размером с тетрадный лист. Сложите его пополам. Шерстяную нитку окуните на 8-10 сантиметров в густую краску, заложите внутрь картона так, чтобы снаружи остался чистый конец, и, зажав картон, подвигайте нитку внутри. На раскрытом картоне останется что-то непонятное. Вот теперь вместе с ребенком попробуйте что-то домыслить, придумать, а потом и дорисовать. Это изобразительное действие повлечет за собой и сложную умственно-речевую работу ребенка, так что польза здесь двойная.
И наконец, еще один способ детского «творчества» способ, который не каждый взрослый согласится взять на вооружение, да и не каждому малышу он подойдет, зато в определенных случаях он просто незаменим. Речь идет о том, что изображать окружающий мир в ярких красках можно не только с помощью кисточки. Разрешите вашему чаду делать это просто пальцами или ладонью (а может быть, и носом или же ступней…) Какое же это рисование скажете вы, да и зачем? Но, согласитесь, указательный палец слушается малыша лучше, чем кисточка, а если нанести на ладошку зеленую, желтую и оранжевую краски, то можно этой ладошкой аккуратно отпечатать на бумаге что-то вроде осенней рощи. А сколько удовольствия, сколько свободы «творчества», никакой зашоренности! Представьте, как это полезно ребенку стеснительному, скованному, закомплексованному, пользы здесь явно больше, чем неудобств от лишних хлопот для вас. Да и для координации движений это очень полезно, особенно если малыш научится осмысленно рисовать не только указательным, но и всеми пальцами.
Однако, конечно, как и во всех предыдущих случаях, выбор – за ребенком, этот принцип надо соблюдать неукоснительно: хочет – пусть рисует ладошкой (но рисует, а не балуется: шалость все-таки не должна брать верх над процессом рисования), не хочет – не будем на этом настаивать.
Источник: beautytime.ru; автор: Елена Щербакова, психолог