Рисуем вместе с ребенком

Причем польза эта будет разносторонней: с одной стороны развиваются руки, улучшается координация движений пальцев; с другой – вы сможете увидеть, как он относится к окружающим предметам и явлениям и, может быть, это поможет вам лучше понять своего ребенка и в чем-то вовремя помочь ему.
Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир во всем многообразии красок; мало того, по тому, как малыш подбирает цвета и краски, опытный психолог может судить о состоянии его душевного равновесия.
Так что отнесемся к этому детскому занятию серьезно и для начала создадим нужные условия.
Трехлетний малыш должен иметь определенное место для творчества, свой «рабочий уголок». Там должны быть орудия труда обычно вначале это бывают карандаши, но можно и рискнуть – сразу дать фломастер, а то и акварельные краски. Хлопот вам это, конечно, прибавит, но и результаты будут намного заметнее. Тут главное – ни на чем не настаивать, не подавлять «творческую инициативу»: тема может быть и задана (например, нарисовать куклу или любимого мишку), но чем рисовать – малыш пусть выберет сам. Запреты, ограничения быстро отобьют у него охоту к этому полезному занятию.
Вот несколько приемов, которые помогут увлечь ребенка самим процессом рисования.
Посадить на лист бумаги самую обыкновенную кляксу – это тоже надо уметь. Попробуем. Получилось? А теперь – включаем фантазию: «На что похожа твоя (или для начала моя) клякса?» «На жука (на цветок, на танк, на хвост собачки…)» «Давай дорисуем ее, чтоб была совсем похожа!» Вот и начало сюжета. Причем не меньше, чем развитие фантазии, здесь важно ваше неравнодушие, соучастие, ваш интерес к этому совместному занятию.
Но, конечно, если «как у взрослых», то основа изобразительного искусства – рисование с натуры. Оно развивает наблюдательность, помогает освоить простейшие правила, «чтобы было похоже». Предложите ребенку нарисовать самого себя, глядя в зеркало, а для начала покажите, как вы сами это делаете, поглядывая в зеркало много раз. Рисование с натуры можно продолжить изображением любого предмета, но только пусть малыш выберет его сам: пусть это будет, например, любимая игрушка.
Естественным продолжением этого занятия будет рисование по памяти: «Нарисуй теперь бабушку, давай вместе вспомним, какие у нее волосы, какое платье? А как она улыбается, помнишь?». «Давай нарисуем девочку, с которой ты сегодня играл во дворе, ты ее помнишь?» Впрочем, в том и другом случае лучше пусть ребенок имеет выбор и сделает его сам – рисовать бабушку или сестренку, девочку во дворе или тетю с собачкой там же. Свой выбор – больше интереса. Если интерес сохранится и «галерея портретов» продолжится, очень полезно сделать «домашнюю выставку», и пусть домашние оценят это творчество по достоинству. Вообще – не забывайте хвалить! Даже если удастся что-то с пользой покритиковать (вместе посмотреть, что получилось похоже, а что не очень), то и до, и после этого процесса не поскупитесь на похвалу это важно.
Ваш неподдельный интерес к творчеству малыша подтвердите общим делом – рисованием вдвоем. На длинной полоске бумаги можно «локоть к локтю» (но, конечно, не мешая друг другу) изображать различные сюжеты, а можно, договорившись, рисовать что-то общее. Надо ли говорить, насколько полезно для вашего взаимного общения такое совместное действие.
С ребенком постарше, года в четыре, очень полезно заняться «рисунками с секретом». Возьмите прямоугольный лист бумаги, не тетрадный, а покрупнее (А4), разделите его чуть видными линиями поперек на четыре части и договоритесь, кто будет первым: «первый рисует, второй не смотрит». Первый что-нибудь рисует, но не до конца, а «с продолжением», и загибает лист по линии так, чтобы видно было только «продолжение», незаконченную часть рисунка. Второй продолжает то, что не закончено, на свое усмотрение и тоже оставляет «продолжение» для первого. Из четырех долек «секрета» почти всегда получается что-нибудь смешное и фантастическое, особенно если «продолжения» делать «понарошке»: загнуть, например, домик, а к нему пририсовать шею. Еще веселее играть в такую игру втроем, взяв для этого лист бумаги подлиннее.
Кстати, о размерах бумажных листов. Не скупитесь, не давайте ребенку мелкие листочки или обрезки: ведь одна из задач детского рисования – координация движений пальцев и рук, да и вообще, согласитесь, творческой фантазии нужен простор белого листа, а детской руке размах. В некоторых семьях просто берут рулон бумаги (например, обратную сторону рулона обоев), растягивают его по всей стене детской комнаты и – фломастеры в детские руки… А ребенку постарше – может быть, даже и краски. Представляете, какой соблазн немедленно заняться творчеством, какой простор для фантазии. А сколько всего там может увидеть и понять внимательный родительский взгляд!
Заинтересовать ребенка рисованием можно с помощью каких-нибудь необычных, неожиданных приемов. Один из них «разноцветные точки». Туго намотайте чуть-чуть ваты на очищенную от серы спичку, окуните в густую краску (акварель или гуашь) и, держа все это перпендикулярно к бумаге, покажите малышу, как интересно можно выстраивать ряды маленьких цветных точек. А из рядов – дом, дерево, цветок, а то и самолет. Просто и красиво. Поговорите с малышом о том, что именно можно изобразить таким способом.
Еще один неожиданный прием – композиции с готовыми рисунками. Возьмите, например, старые открытки, и пусть ребенок сам – обязательно сам выберет на них что-нибудь предметное: собачку, бабочку, лошадку. Помогите ему вырезать выбранное (не обязательно строго по контуру) и наклеить на чистый лист. И дальше – простор фантазии: малыш может пририсовать солнышко, дождик, человечка, и это уже будет его картинка.
Необычный процесс и разрисовка камешков – лучше, конечно, морских. Сама форма камешка может подсказать тему разрисовки: жук, ягода-клубника… Гуашь или акварель на камешках долго не продержатся, но если покрыть все это бесцветным лаком, получатся долгосрочные игрушки.
А если есть возможность переместить творческий процесс куда-нибудь подальше на природу, то в дело могут пойти и какие-нибудь крупные валуны: на них можно изображать что-нибудь цветными мелками. Например, пусть это будет улыбающаяся физиономия доброго волшебника или просто большой-пребольшой гриб-мухомор. Цветные мелки хороши и для асфальта, но это уже – особая страница детского творчества, тоже очень серьезная, однако рассчитанная чаще всего на постороннего зрителя.
Чтобы поддержать интерес к такой важной и нужной изобразительной деятельности, используем еще один «сюрприз»: создадим рисунок-загадку. Возьмите картон размером с тетрадный лист. Сложите его пополам. Шерстяную нитку окуните на 8-10 сантиметров в густую краску, заложите внутрь картона так, чтобы снаружи остался чистый конец, и, зажав картон, подвигайте нитку внутри. На раскрытом картоне останется что-то непонятное. Вот теперь вместе с ребенком попробуйте что-то домыслить, придумать, а потом и дорисовать. Это изобразительное действие повлечет за собой и сложную умственно-речевую работу ребенка, так что польза здесь двойная.
И наконец, еще один способ детского «творчества» способ, который не каждый взрослый согласится взять на вооружение, да и не каждому малышу он подойдет, зато в определенных случаях он просто незаменим. Речь идет о том, что изображать окружающий мир в ярких красках можно не только с помощью кисточки. Разрешите вашему чаду делать это просто пальцами или ладонью (а может быть, и носом или же ступней…) Какое же это рисование скажете вы, да и зачем? Но, согласитесь, указательный палец слушается малыша лучше, чем кисточка, а если нанести на ладошку зеленую, желтую и оранжевую краски, то можно этой ладошкой аккуратно отпечатать на бумаге что-то вроде осенней рощи. А сколько удовольствия, сколько свободы «творчества», никакой зашоренности! Представьте, как это полезно ребенку стеснительному, скованному, закомплексованному, пользы здесь явно больше, чем неудобств от лишних хлопот для вас. Да и для координации движений это очень полезно, особенно если малыш научится осмысленно рисовать не только указательным, но и всеми пальцами.
Однако, конечно, как и во всех предыдущих случаях, выбор – за ребенком, этот принцип надо соблюдать неукоснительно: хочет – пусть рисует ладошкой (но рисует, а не балуется: шалость все-таки не должна брать верх над процессом рисования), не хочет – не будем на этом настаивать.

Источник: beautytime.ru; автор: Елена Щербакова, психолог
06 сентября 2007
(0 голосов, средний: 0 из 5 оценок)
Комментарии (1)
Уважаемые посетители, здесь Вы можете написать комментарий к статье. Редакция "Детской" не дает профессиональных консультаций.
Катя
06 февраля 2009
14:00
Здравствуйте меня зовут Катя, моему сыну 4,2 года НЕ любит рисовать,лепить . Даже на занятиях с специалистами по рисованию и арт терапевтом , психологом он даже не смотрет что делает ему это не интересно. Когда учитель просит его обвести нарисованую ей линию он даже не смотрит нна нее она говорит что проблемы со зрением есть но не столько серьезная чтобы так не получалось. Родился недоношеным на 34 неделе, гипоксия. Позно сел пошол в 1,6. Разговаривать начал в 3,8 г. стихи все сразу начал повторять которые учили с ним до того как он научился говорить. Ходит в садик с 2,4г. в саду тоже не рисует вообще ничего пластилин может только порвать на кусочки и все. Ставят ЗПР. Считать умеет до 22. Знает весь алфовит пытается читать слоги. Очень любит слушать сказки и вообще. Знает все геометрические фигуры, цвета и оттенки. Почему если многое воспринимает и понимает правильно(просьбы все выполняет), он не может понять что нужно обводить карандаш красками и фламастирами?
Другие статьи
Игры для самых маленьких
Играем, стучим, хлопаем, развлекаем и развиваем маленького...
Развитие и воспитание
07 сентября 2007