Ребенок и компьютер

То, что пребывание ребенка долгое время за компьютером, не полезно для его здоровья, известно всем. Однако лишь малая часть родителей знает, чем именно вреден компьютер для ребенка, и сколько времени он может заниматься тем или иным делом.

Мы рассмотрим четыре основных вредных фактора:

  • Нагрузка на зрение.
  • Стесненная поза.
  • Нагрузка на психику.
  • Излучение.

А так же осветим следующие вопросы:

  • Общие нормы при роботе с компьютером.
  • Как снизить вредность воздействия.
  • Как проконтролировать ребенка.
  • Нагрузка на зрение

Первый и самый главный фактор - это нагрузка на зрение. Именно из-за нагрузки на зрение через непродолжительное время у ребенка возникает головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения.

Однако заметим сразу, не компьютер является основной причиной развития близорукости у ребенка. Огромную роль в этом играет наследственность, телевизор, чтение в темноте. При грамотной постановке дела нагрузка на зрение от компьютера может быть существенно снижена. 

Качество монитора

Самым важным фактором в сохранении глаз ребенка играет качество монитора. Современные мониторы устроены так, что обладают высокой контрастностью при внешней засветке, и поэтому не нуждаются в защитном фильтре. Более того, защитный фильтр для них вреден. Самым безопасным для глаз монитором является монитор на жидких кристаллах и жидкокристаллический проектор, затем следуют профессиональные 15-дюймовые мониторы, 17-дюймовые мониторы и 14-дюймовые мониторы. Завершают список мониторы с диагональю 14 дюймов выпуска ранее 1997 года. Условно нагрузку на зрение можно распределить так:

Цветной ЖК монитор

 

 

 Устаревший монитор  100%
 Cовременный монитор 14 дюймов  70%
 Современный монитор 17 дюймов  60%
 Современный монитор 15 дюймов (типа View Sonic G655)  40%
 Цветной ЖК монитор  20%
 Черно-белый ЖК монитор или ЖК проектор  15%

 

Следовательно, час игры на устаревшем мониторе по нагрузке на зрение равноценен двум часам игры на хорошем мониторе.

СОДЕРЖАНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ

Второй по значимости фактор утомляемости глаз - это содержание изображения. Легче всего глаз воспринимает статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука.

Для глаза ребенка достаточно безопасно рассматривать картинки или фотографии в сопровождении дикторского текста.

Хуже воспринимается рисование на компьютере. Здесь звук уже не играет отвлекающей роли, а всю работу выполняет глаз.

Намного тяжелее приходится зрению в том случае, когда ребенок вынужден читать с экрана текст. Поэтому Интернет - штука достаточно опасная, поскольку здесь приходится много читать, и читать быстро.

Ну и, наконец, настоящие убийцы глаза - это игры. Движущееся изображение, мелкие элементы - все это приводит к такому переутомлению, которое снимается очень нескоро.

Общий итог
Насколько же компьютер опасен для зрения? Сравнивая его с телевизором, следует помнить, что разрешение дисплея и его качество во много раз выше качества телевизионной трубки. Однако дисплей, как правило, ближе. И все же можно считать, что нагрузка на глаз от монитора немного ниже, чем от телевизора.

Поэтому время, проведенное за компьютером, и время, поведенное перед телевизором, следует суммировать.

СТЕСНЕННАЯ ПОЗА

Вторым по вредности фактором, влияющим на здоровье, является стесненная поза. Сидя за компьютером, ребенок должен смотреть с определенного расстояния на экран и одновременно держать руки на клавиатуре или органах управления. Это вынуждает его тело принять определенное положение, и не изменять его до конца работы. В этом отношении компьютер гораздо опаснее телевизора, который позволяет свободно двигаться. Из-за стесненной позы возникают следующие нарушения:

Затрудненное дыхание. Это самый коварный из всех врагов. Вынесенные вперед локти не дают свободно двигаться грудной клетке, и это приводит к астме, развитию приступов кашля и иным проявлениям.

Остеохондроз. При длительном сидении с опущенными плечами возникает стойкое изменение костно-мышечной системы. Иногда возникает искривление позвоночника.

Заболевания суставов кистей рук. Это профессиональное заболевание, ранее преследовавшее машинисток в редакциях, а ныне - операторов компьютеров. При работе за компьютером рука человека вынуждена совершать множество мелких движений, сильно устает, а при длительной работе развиваются хронические заболевания.

КАК ПОМОЧЬ ШКОЛЬНИКУ УМЕНЬШИТЬ ВРЕДНОЕ ВЛИЯНИЕ?

Самое важное в уменьшении нагрузки - это правильно подобранная мебель. И столы, и стулья, и прочие аксессуары должны быть специализированны, причем подобраны именно для детей.

Стул. Хороший стул снимает половину нагрузки. Специальный операторский стул на роликах, с регулируемой спинкой, без подлокотников и вращающийся вокруг своей оси позволяет ребенку изменять позу во время работы. Дети с удовольствием ерзают на таких стульях, а значит, их грудная клетка и позвоночник работают. Газовый патрон дает возможность регулировать высоту строго индивидуально, и это так же снимает утомление.

Стол должен быть только специализированным, со специальной выдвижной доской под клавиатуру. Дело в том, что когда ребенок пишет, рисует, работает мышкой или играет, ему нужен высокий стол. Для печатания клавиатура должна быть расположена на 7-10 см. ниже. Выдвижная доска позволяет соблюсти все требования, и плюс к тому заставляет ребенка периодически изменять позу.
Проекционное оборудование на уроке - тоже не блажь. Если при работе на уроке давать задание через индивидуальное рабочее место, то нагрузка повышается. Использование демонстрационного проектора или телевизора нагрузку снижает.

ПСИХИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА

Третий по важности фактор - это психическая нагрузка. Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Интересные игры требуют огромного напряжения, которого практически не бывает в обычных условиях. Эта область весьма мало изученная, поскольку современная мультимедиа-техника появилась лишь недавно. И все же можно психическую нагрузку уменьшить.

Во-первых, в работе следует делать перерывы. На уроке за этим следит учитель, дома на компьютере следует поставить таймер, например, из пакета Norton Utility. Каждые 30 минут - перерыв на 15 минут.

Во-вторых, следует внимательно следить за содержательной стороной игр, в которые играет ребенок, за тем, что он программирует, и какие сайты он посещает.

В дальнейшем мы постараемся шире развить эту тему. Но сейчас помните, что хотя в общественном сознании укоренилась мысль о том, что самое вредное в компьютере - это излучения, на самом деле психическое воздействие может оказаться намного серьезнее.

ИЗЛУЧЕНИЕ

Радиация от компьютерного монитора - это вечное пугало всех родителей. На самом деле, как Вы убедились из вышеизложенного, есть факторы гораздо более серьезные. У современных мониторов приняты выдающиеся меры по обеспечению безопасности. В частности, того излучения, которое собственно называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны) монитор вообще, в принципе, не производит. В нем нет устройств со столь высокой энергией. Так же практически ничего не излучает системный блок.

Вредными для человека являются следующие факторы:

  • Электростатические поля. На электронно-лучевой трубке кинескопа имеется потенциал около 20 000 вольт (в 100 раз выше напряжения в сети). Сам по себе потенциал не страшен, но этот потенциал создается между экраном дисплея и лицом оператора, и разгоняет осевшие на экран пылинки до огромных скоростей. И эти пылинки, как пули, врезаются в кожу того, кто сидит перед экраном.
    Имеются следующие способы борьбы с этим явлением:
    Снижение количества пыли в помещении. В частности, в компьютерных классах крайне нежелательно применение мела, поскольку мел постепенно переходит с доски на лица детей путем разгона статическими полями. Обратите внимание - хороший компьютерный класс оборудован маркерной доской, кондиционером и пылеуловителем, а иногда "Люстрой Чижевского". Эти устройства снижают количество пыли в помещении, а "Люстра Чижевского" еще и подавляет статические поля.
    Ну, а самый постой способ борьбы - после занятий на компьютере умыться холодной водой.
  • Высокочастотные электромагнитные поля. Их воздействие сравнимо с радиацией, но, к счастью, они очень быстро уменьшаются с расстоянием, элементарно экранируются и управляются. Основной их источник - отклоняющая электромагнитная система кинескопа. В современных мониторах все излучение отводится вверх и частично назад. Вперед не излучается ничего. Поэтому в школах компьютеры расставляют вдоль стен таким образом, чтобы люди не могли находиться возле их задних стенок. А вот наклоняться над монитором, чтобы поглядеть на него сверху, не рекомендуется.
  • Низкочастотные электромагнитные поля. Низкочастотные электромагнитные излучения до сих пор не считались вредными, поскольку от компьютера они ниже, чем, скажем, от электрического утюга. Однако по данным PC Week за февраль 2000 следует, что взаимодействие собственных полей монитора и внешних электромагнитных полей может вызывать интерференцию, из-за которой изображение на экране начинает мерцать, вызывая ухудшение зрения и головную боль. Радикальные способы борьбы с этим явлением пока, по сведениям журнала, не найдены.

Следует отметить, что дисплеи на жидких кристаллах лишены большинства этих недостатков - напряжение на них значительно ниже, а электромагнитного излучения почти нет.

ОБЩИЕ НОРМЫ ПРИ РАБОТЕ

Если Вы внимательно прочитали все вышеизложенное, то поняли, что безопасная продолжительность работы ребенка за компьютером зависит от многих обстоятельств. При хорошем оборудовании рабочего места и правильном подборе рода занятий время безопасной работы может быть значительно продлено, в два-три раза по сравнению со старыми нормами. И, наоборот, при плохой организации рабочего места даже общепринятые нормы могут быть вредны для здоровья.

Мы предлагаем Вам три вида нормативов:

  • Вариант 1 - это стандартные нормы, рассчитанные Министерством здравоохранения в расчете на компьютерные классы выпуска ранее 1997 года (Данные России). Они предполагают обыкновенную школьную мебель, устаревшие дисплеи, простое программное обеспечение и отсутствие динамических игр.
  • Вариант 2 - это более современные нормы, соответствующие нормам Лицея и примерно соответствующие специализированному домашнему рабочему месту. Они предполагают высококонтрастный дисплей, специальную мебель, наличие кондиционера и систем пылесбора, а так же работу в учебных программах (но не в Интернет).
  • Вариант 3 - это вариант экстра-класса, предусматривающий работу с ЖК-дисплеем.

ВОЗРАСТ, КЛАСС

 

 Возраст, класс  1  2  3
 1 класс  запрещено  30 мин/нед.  45 мин/нед.
 2-3 классы  30 мин/нед.  45 мин/нед.  45 мин/нед.
 4-6 классы  1 час/нед.  1,5 часа в нед., но не более 45 мин в день  2 часа в нед., 1 час в день
 7-9 классы  2 час/нед.  2,5 часа в нед., не более 1 часа в день  2,5 часа в нед., 1 час в день
 10-11 классы  4 часа/нед.  6 часов в нед., не более 1 часа в день.  7 часов в нед., 1 час в день

 

В процессе обучения применяется следующая система для старших классов: компьютерный урок занимает 1,5 астрономических часа в день.

Он начинается с 15-минутной теоретической части, затем 30 минут работы, 15 минут перерыв, еще 30 минут работы.

Как снизить вредность компьютера

Итак, вкратце резюмируем, какие бывают вредности и как их снизить:

Снижение утомляемости глаз:

  • хороший дисплей 15 дюймов (14 и 17 дюймовый мониторы более утомительны);
  • правильное расстояние до дисплея (45-60 см);
  • ограничение времени игры в Doom и работы в Интернете (самое вредное для зрения);
  • поощрение мультимедиа со звуком (расслабляет зрение).

Снижение физического утомления (стесненная поза):

  • специальный компьютерный стул на газпатроне, без подлокотников;
  • специальный компьютерный стол с выдвижной доской под клавиатуру.

Снижение психического напряжения:

  • ограничение времени игры в Doom и работы в Интернете;
  • регулярные перерывы по 15 минут через каждые 30 минут.

Снижение электромагнитного излучения:

  • установка монитора задней стенкой к стене;
  • исключение пыли в помещении;
  • умывание холодной водой после работы.

КАК ПРОКОНТРОЛИРОВАТЬ РЕБЕНКА

В последнее время на Западе достаточно часто встает вопрос, какую именно информацию получил ребенок из Интернета и что делал. Есть несколько простейших систем контроля.
Первое. Когда ребенок работает, изредка смотрите на содержимое экрана. Как ни прост этот совет, многие родители, оставляя ребенка наедине с компьютером, напрочь забывают о нем.
Второе. Есть такая интересная папка - C:/WINDOWS/Temporary Internet Files. Если в этой папке вдруг появились файлы с расширением .jpg, содержащие изображение голых женщин - значит, Ваше чадо посещало порносайты.
Третье. Если ребенок завел себе отдельного пользователя, зайдите под его логином и паролем. И посмотрите, какие игрушки находятся на рабочем столе. Если логина и пароля не знаете, проверьте папки c:/Program Files и c:/games, а так же корневой каталог. Там тоже видны установленные игры.

03 сентября 2007
Источник:  school.org.ru
(0 голосов, средний: 0 из 5 оценок)
Уважаемые посетители, здесь Вы можете написать комментарий к статье. Редакция "Детской" не дает профессиональных консультаций.
Другие статьи
Конкуренция начинается с колыбели
Сегодня большинство молодых мам, выходя из роддома, получают в подарок набор рекламных буклетов и бесплатных образцов подгузников, детского питания и косметики для самых маленьких. Чаще всего...
Развитие и воспитание
06 августа 2007
Диагностика развития мышления у дошкольников и младших школьников (от 3 до 10 лет)
Окружающий мир, в который входит ребенок, подбрасывает с каждым годом все более сложные задачки, для решения которых недостаточно просто видеть, слышать, чувствовать, а очень важно выделять связи,...
Развитие и воспитание
10 августа 2007