Позитивный жизненный сценарий

            В значительной степени именно от отца зависит, «выберет» ли дочь сценарий «победителя» или «жертвы», «золушки» или «злой мачехи», «Герды» или «Снежной королевы». Задумайтесь над тем, как часто вы одобряете поведение дочери, применяете по отношению к ней такие воспитательные меры, как «запрещение», «разрешение» или «требование быть такой-то или такой-то».

            Избегайте крайностей. Если, например, жестко и неукоснительно требовать от дочери никогда не перебивать взрослых, не встревать в их разговоры, не высказывать своего мнения («молчи, пока тебя не спросят»), то в конце концов можно получить забитого, безынициативного ребенка, а потом и взрослого с комплексом ненужности, у которого сформируется жизненная позиция: «Я – плохая, все остальные – хорошие» - в неверном, депрессивном значении этого выражения. И наоборот, если ребенку позволено все, если выполняется его любой каприз, со временем вы получите «принцессу на горошине», которая будет относиться к окружающим, и к вам в первую очередь, как к прислуге.

            Постарайтесь отследить эффект применения вами разных приемов. В работе над собой не помешает и взгляд со стороны. Попросите свою жену выступить в роли эксперта и оценить ваш стиль общения с дочерью. Совместное обсуждение сделанных выводов поможет вам в дальнейшей работе «над ошибками».

            Для того, чтобы у ребенка сформировался позитивный сценарий будущей жизни, необходимо совмещение множества факторов. Одним из важнейших является низкий уровень «базисной тревоги». Ребенок, которого хотели и ждали, которого любят «просто так», потому что он есть, а не за успехи в школе или в музыке; который растет и знает, что бы с ним не случилось, родители всегда будут на его стороне, такой ребенок, глобально доверяя родителям, в дальнейшем будет доверять окружающему миру и, по выражению известной исследовательницы женской психологии Карен Корни, будет «двигаться к другим людям».

            Похвалу, одобрение, восхищение любят и взрослые, и дети независимо от пола. Конечно, всем понятно, что мальчика принято хвалить за силу мышц, а девочку – за красоту волос. Чаще хвалите свою дочку и просто так, и по делу. Для неокрепшей детской души похвала результатов деятельности («какой красивый у тебя рисунок!») неотделима от похвалы личности в целом («раз рисунок красивый, значит, я хорошая!»). Любые одобрения для маленького мозга будут означать: «Я хорошая, меня принимают, меня любят, я в порядке, я не хуже всех, я имею такое же право на жизнь и счастье, как и все». Любой ребенок, получавший с раннего детства такой «витамин принятия и одобрения» в нужном количестве, никогда не станет придерживаться в жизни негативного сценария типа «я неудачница», «я не имею права, а они все имеют» или «раз вы считаете меня плохой, то получайте!».

            Такой подход характерен при критике ребенка – негативная оценка результатов действий соединяется в его сознании с оценкой личности, именно поэтому так болезненно в детстве переживается плохая школьная отметка. В этой ситуации, как пишет Карен Корни в своей работе «Базисный конфликт», «ребенок движется от людей, его единственное желание – держаться в стороне. Он строит мир из самого себя – в соответствии со своими куклами, книгами и мечтами, своим характером».

            Если ваша дочь уже школьница, то интересуйтесь не столько ее оценками, сколько тем, что важного и полезного для себя она сегодня узнала в школе. Пусть растет самостоятельно мыслящим человеком, а не магнитофоном, аккуратно записывающим и воспроизводящим чужие мысли. Если ей что-то не нравится в школьной программе, то предложите самостоятельно составить свои, более интересные учебные задания, например по той же биологии, истории или литературе, а потом самой и выполнить их. Научите ее пользоваться дополнительными источниками информации. Но лучше рыться в книгах или в Интернете совместно – даже если вы целый день на работе, обязательно найдите для этого время вечером или в выходные дни. Главное – вместе с дочерью. И пусть вашим девизом будет: никакая школа не помешает нам интересно учиться и познавать мир!

            Пройдитесь вместе с фотоаппаратом по лесу, по городу, глядя на мир вокруг глазами биолога, фотохудожника или историка-краеведа. Интересные кадры можно потом отправить в Интернет, открыть там свою домашнюю страничку. Если хотите, вы можете отпечатать фотоснимки, сделать к ним подписи, наклеить на бумагу, сброшюровать – и вот вам ваш первый домашний журнал, где вы с дочкой выступаете в роли журналистов, дизайнеров и редакторов! Можно устроить соревнование: кто напишет больше слов за пять минут, сочиняя рассказ или сказку на произвольную тему, - вы или дочка, а может быть, мама?

            Практикуя разные методы воспитания, не забывайте, уважаемые папы, давать дочери, по мере ее возрастания и развития, свободу и для личностного роста. Таким образом, вы вместе напишете сценарий ее жизни, который можно назвать: «Я самостоятельная личность, прочно стоящая на ногах».

 

17 декабря 2007
(1 голосов, средний: 5.0 из 5 оценок)
Уважаемые посетители, здесь Вы можете написать комментарий к статье. Редакция "Детской" не дает профессиональных консультаций.
Другие статьи
«Не плачь, малыш, я скоро вернусь…»
«Утро, утро. Все бегом, все на бегу, столько всего надо сделать, что лучше бы и не ложиться совсем. Все равно рубашки не поглажены, осталась посуда, да и отчет по работе сам собой почему-то не...
Семья и отношения
03 февраля 2010
Детки - погодки
В каждой семье бытует свое, особенное мнение, - когда обзаводиться вторым ребенком...Одни считают, что лучше это делать, когда первенец становится подростком, а то и совсем зрелым человеком - в...
Здоровье
13 апреля 2008
Три основных типа детского отношения к сотрудничеству со взрослыми
В этот статье мы поговорим о разных типах взаимоотношений: Тип «беспризорника Дети-сироты Дети-«сыновья»
Семья и отношения
25 января 2008