Тест на счастье

Рисуночный тест «Моя семья» основан на осознании того, что дети по-своему оценивают поведение родителей. Видя, казалось бы, то же, что и взрослые, они не воспринимают происходящее так же, не делают аналогичные нашим выводы. Особенно детские осмысления вызывают эмоциональные реакции, непонятные для взрослых и не принимаемые ими. Во внутреннем мире ребенка сплетается, казалось бы, несовместимое, случайное, создаются фантастические образы, собственные «теории». Опираясь на них, дети и ведут себя своеобразно. Родители, не догадываясь об этой особенности, удивляются и беспокоятся за поступки и душевное развитие отпрысков. Итак, вручите малышу стандартный лист бумаги, набор цветных карандашей (простой карандаш лучше не давать) и попросите: «Нарисуй, пожалуйста, нашу семью». Недоуменные вопросы «А кого это?», «А что это такое?» очень показательны, они говорят о несформированности у ребенка понятия «семья» либо о наличии тревожности, связанной с семейными отношениями. В случае явного противодействия можно попросить кроху нарисовать семью зверушек.

 

            

Ребенок на момент проведения теста должен пребывать в обычном настроении. Не следует давать это задание после семейных конфликтов, ссор, встрясок. Иначе вы получите ситуативный рисунок, актуальный только на данный момент. Не стойте над малышом во время выполнения задания, не контролируйте его, иначе информативно такой рисунок будет искажен. А лучше попросите провести этот тест кого-то из своих добрых знакомых. Не обсуждайте результаты при ребенке – тест предназначен именно для вас, для анализа и лучшего понимания эмоциональных проблем крохи. В ходе рисования обязательно отслеживайте порядок изображения персонажей и предметов. (Важно, кого он начал рисовать первым, последним, а не только то, как это выглядит на рисунке).

           
 
Правила интерпретации
 
Используйте бумагу для рисования, без линеек и клеток, и карандаши (так лучше виден нажим).
 
Правило № 1. В рисунке ничего случайного быть не может. Ребенок рисует не предметы с натуры, а выражает свои эмоции и переживания по поводу близких ему людей и значимых предметов. Оговорки «А брата я просто забыл на­рисовать» или «Сестра не поместилась» не принимаются.
 
Отсутствие кого-то из членов семьи на рисунке объясняется по-разному.
 
  • Наличие бессознательных негатив­ных чувств к этому человеку, которые ребенок, однако, воспринимает как за­претные. Например, сильная ревность к младшему брату или сестре. Малыш как бы рассуждает: «Я должен любить брата, но он меня раздражает, и это плохо. По­тому лучше я его вообще не нарисую».
  • Полное отсутствие эмоционального контакта с «забытым» на рисунке чле­ном семьи. Этого человека как бы про­сто нет в эмоциональном мире ребенка.

 

Правило №2. Если на рисунке отсут­ствует сам автор, то вы можете строить гипотезу в двух направлениях.

 

  • Либо это трудности самовыражения в отношениях с близкими: «Меня не заме­чают», «Мне трудно найти свое место».
  • Либо «Я и не стремлюсь найти здесь свое место или способ выражения», «Мне и без них неплохо».

 

Правило №3. Размер изображенного персонажа выражает сто субъектив­ную значимость для ребенка, то есть определяет, какое место отношения с этим персонажем или предметом зани­мают в данный момент в детской душе. Например, если на рисунке кошка пли бабушка по линейным размерам боль­ше мамы с папой, то, значит, сейчас от­ношения с родителями для малыша - на втором плане.

 

Правило №4. После того как кроха за­кончит, обязательно спросите его, кто есть кто на рисунке, даже если кажется, что вы и так все поняли. Это необходи­мо и в том случае, если количество пер­сонажей равно количеству членов се­мьи. Кто-то из реальных родственников может отсутствовать, а вместо него на картинке появится вымышленный пер­сонаж (например, Дед Мороз или фея).

 

Правило №5. Вымышленные персона­жи говорят о неудовлетворенных по­требностях ребенка, которые он ком­пенсирует своей фантазией в вообража­емых отношениях.

 

Если увидели подобное, подробно рас­спросите малыша - так вы узнаете, чего крохе не хватает. Это не означает, что вы сможете немедленно «додать» ребен­ку недостающее или что в неудовлетво­ренности его желаний виноваты именно вы. Например, образ феи может симво­лизировать детскую потребность в беспрепятственном, непрерывном и немед­ленном волшебном удовлетворении всех возникающих у него потребностей. Невозможность этого ребенку еще предстоит для себя принять, чтобы на­учиться полагаться па свои силы.

 

Правило №6. Внимательно рассмот­рите, кто на листе расположен выше, а кто - ниже. Наиболее высоко на рисун­ке расположен персонаж, обладающий, по мнению малыша, большей властью в семье (хотя он может быть и самым ма­леньким но линейным размерам). На­пример, если на листе выше всех изоб­ражен телевизор или шестимесячная се­стра, то, значит, в сознании ребенка именно они «управляют» остальными членами семьи.

 

Правило №7. Расстояние между пер­сонажами однозначно связано с дистан­цией психологической. Иными слова­ми, кто малышу в психологическом от­ношении ближе всех, того он и изобра­зит ближе к себе. То же относится и к другим фигурам: кого кроха восприни­мает как близких между собой, тех он нарисует рядом друг с другом.

 

Правило №8. Если ребенок рисует се­бя очень маленьким в пространстве ли­ста, то у него в данный момент низкая самооценка.

 

Правило №9. Персонажи, непосредст­венно соприкасающиеся друг с другом на рисунке, например, руками, пребыва­ют в столь же тесном психологическом контакте. Те, кто не соприкасается друг с другом, таким контактом, по мнению ребенка, не обладают. Например, для одного малыша папа контактирует только с автомобилем, а для другого - мама ближе всего к бабушке.

 

Правило №10. Персонаж или предмет, вызывающий у автора рисунка наи­большую тревожность, изображается либо с усиленным нажимом карандаша, либо сильно заштрихован, либо его кон­тур обведен несколько раз. Но бывает и так, что эта фигура обведена очень то­ненькой, дрожащей линией, словно ре­бенок не решается ее изобразить.

 

Правило №11. Голова - важная и ценнейшая часть тела. Самым умным членом своей семьи малыш считает то­го человека, кого он наделил самой большой головой.

 

Глаза - не только для того, чтобы смот­реть. С детской точки зрения, они даны, чтобы «ими плакать. Плач - первый ес­тественный способ выражения ребен­ком эмоций. Поэтому глаза - орган вы­ражения печали и просьбы об эмоциональной поддержке. Персонажи с большими, расширенными глазами воспри­нимаются малышом как тревожные, нуждающиеся в поддержке. Те, у кого глазки – «точки» или «щелки», несут в себе внутренний запрет на плач, выра­жение потребности в зависимости, они не решаются попросить о помощи.

 

Правило №12. Уши - орган восприя­тия критики и любого мнения другого человека о себе. Персонажи с самыми большими ушами должны больше всех слушаться окружающих.

 

Правило №13. Зачем человеку рот? Чтобы есть и говорить? Нет, еще для то­го, чтобы выражать агрессию: кричать, кусаться, ругаться, обижаться. Так что рот - это еще и «орган» нападения. Персонаж с большим и/или заштрихо­ванным ртом воспринимается как ис­точник угрозы (необязательно только через крик). Если рта вообще нет или он обозначен «точечкой», «черточкой» - это значит, что такой человек скрывает свои чувства, не может их озвучить или не способен влиять на других.

 

Правило №14. Шея символизирует способность к рациональному самоконтролю разума над чувствами. Тот, у кого она есть, способен управлять сво­ими эмоциями.

 

Правило №15.Функции рук - взаи­модействовать с окружающими людьми и предметами, то есть быть способ­ным что-то делать, менять. Чем боль­ше пальцев на руках персонажа, тем больше малыш ощущает его способность быть сильным, могущим что-ли­бо сделать (если на левой руке - в сфере общения с близкими, в семье, ес­ли на правой - в мире за пределами се­мьи, в детском саду, во дворе и др.). Чем значительнее и могущественнее персонаж воспринимается ребенком, тем больше у него руки.

 

Правило №16. Ноги нужны для ходь­бы, передвижения в расширяющемся жизненном пространстве, они для опоры в реальности. Чем больше площадь опоры у ног, тем тверже и увереннее персонаж стоит на земле. «Повисшие в воздухе», по мнению ребенка, не имеют самостоятельной опоры в жизни. Если персонажи изображены в один ряд, то мысленно проведите горизонтальную линию по самой точке ног, и вы увидите, у кого опора тверже.

 

Правило №17.Солнце на рисунке - символ защиты и тепла, источник энергии. Люди и предметы между ребенком и солнцем - то, что мешает ощущать себя в полной безопасности, пользоваться теплом. Изображение множества мелких пред­метов демонстрирует зацикленность малыша на правилах, порядке, склон­ность к сдерживанию в себе эмоций. Изображение большого количества за­крытых деталей (шарфы, пуговицы, ок­на) сигнализирует для ребенка запреты, тайны, к которым он не допускается. Разглядывая рисунок, вам будет над чем поразмышлять! Ведь именно с возраста 4 - 6 лет родители и педагоги мо­гут отследить проявления эмоциональных проблем у детей, которые ме­шают общаться, гармонично разви­ваться и радоваться жизни: это агрес­сивность, замкнутость, страхи и кон­фликтность. Но в таком возрасте еще не поздно все исправить. Проводите рисуночный тест приблизи­тельно раз в полгода. II пусть это помога­ет вам лучше понимать своего ребенка.

 

Елена Евсеева, психолог
 
(По материалам журнала «Мой ребенок»)
 

 

18 сентября 2008
(0 голосов, средний: 0 из 5 оценок)
Уважаемые посетители, здесь Вы можете написать комментарий к статье. Редакция "Детской" не дает профессиональных консультаций.
Другие статьи
Если дети дерутся между собой
Тем, у кого есть братья или сестры, волей-неволей приходится с раннего возраста учиться строить отношения с ними. Конфликты здесь неизбежны, и это абсолютно нормально. Как в этой ситуации вести...
Развитие и воспитание
26 августа 2011
«Заботливая мать»
Родители, чрезмерно опекающие своих детей, дос¬тойны отдельной главы. Нередко женщина всю свою жизнь посвящает воспитанию детей. С момента появления их на свет вся ее любовь и забота переключаются...
Развитие и воспитание
06 мая 2010
Уважительность – основа нравственности
Одно из самых размытых понятий современной педагогики – «нравственность». Педагоги и родители ратуют за «нравственное воспитание», ругают молодое поколение за «безнравственность». Прежде чем...
Семья и отношения
16 мая 2008