Тест на счастье
Рисуночный тест «Моя семья» основан на осознании того, что дети по-своему оценивают поведение родителей. Видя, казалось бы, то же, что и взрослые, они не воспринимают происходящее так же, не делают аналогичные нашим выводы. Особенно детские осмысления вызывают эмоциональные реакции, непонятные для взрослых и не принимаемые ими. Во внутреннем мире ребенка сплетается, казалось бы, несовместимое, случайное, создаются фантастические образы, собственные «теории». Опираясь на них, дети и ведут себя своеобразно. Родители, не догадываясь об этой особенности, удивляются и беспокоятся за поступки и душевное развитие отпрысков. Итак, вручите малышу стандартный лист бумаги, набор цветных карандашей (простой карандаш лучше не давать) и попросите: «Нарисуй, пожалуйста, нашу семью». Недоуменные вопросы «А кого это?», «А что это такое?» очень показательны, они говорят о несформированности у ребенка понятия «семья» либо о наличии тревожности, связанной с семейными отношениями. В случае явного противодействия можно попросить кроху нарисовать семью зверушек.
Ребенок на момент проведения теста должен пребывать в обычном настроении. Не следует давать это задание после семейных конфликтов, ссор, встрясок. Иначе вы получите ситуативный рисунок, актуальный только на данный момент. Не стойте над малышом во время выполнения задания, не контролируйте его, иначе информативно такой рисунок будет искажен. А лучше попросите провести этот тест кого-то из своих добрых знакомых. Не обсуждайте результаты при ребенке – тест предназначен именно для вас, для анализа и лучшего понимания эмоциональных проблем крохи. В ходе рисования обязательно отслеживайте порядок изображения персонажей и предметов. (Важно, кого он начал рисовать первым, последним, а не только то, как это выглядит на рисунке).
- Наличие бессознательных негативных чувств к этому человеку, которые ребенок, однако, воспринимает как запретные. Например, сильная ревность к младшему брату или сестре. Малыш как бы рассуждает: «Я должен любить брата, но он меня раздражает, и это плохо. Потому лучше я его вообще не нарисую».
- Полное отсутствие эмоционального контакта с «забытым» на рисунке членом семьи. Этого человека как бы просто нет в эмоциональном мире ребенка.
Правило №2. Если на рисунке отсутствует сам автор, то вы можете строить гипотезу в двух направлениях.
- Либо это трудности самовыражения в отношениях с близкими: «Меня не замечают», «Мне трудно найти свое место».
- Либо «Я и не стремлюсь найти здесь свое место или способ выражения», «Мне и без них неплохо».
Правило №3. Размер изображенного персонажа выражает сто субъективную значимость для ребенка, то есть определяет, какое место отношения с этим персонажем или предметом занимают в данный момент в детской душе. Например, если на рисунке кошка пли бабушка по линейным размерам больше мамы с папой, то, значит, сейчас отношения с родителями для малыша - на втором плане.
Правило №4. После того как кроха закончит, обязательно спросите его, кто есть кто на рисунке, даже если кажется, что вы и так все поняли. Это необходимо и в том случае, если количество персонажей равно количеству членов семьи. Кто-то из реальных родственников может отсутствовать, а вместо него на картинке появится вымышленный персонаж (например, Дед Мороз или фея).
Правило №5. Вымышленные персонажи говорят о неудовлетворенных потребностях ребенка, которые он компенсирует своей фантазией в воображаемых отношениях.
Если увидели подобное, подробно расспросите малыша - так вы узнаете, чего крохе не хватает. Это не означает, что вы сможете немедленно «додать» ребенку недостающее или что в неудовлетворенности его желаний виноваты именно вы. Например, образ феи может символизировать детскую потребность в беспрепятственном, непрерывном и немедленном волшебном удовлетворении всех возникающих у него потребностей. Невозможность этого ребенку еще предстоит для себя принять, чтобы научиться полагаться па свои силы.
Правило №6. Внимательно рассмотрите, кто на листе расположен выше, а кто - ниже. Наиболее высоко на рисунке расположен персонаж, обладающий, по мнению малыша, большей властью в семье (хотя он может быть и самым маленьким но линейным размерам). Например, если на листе выше всех изображен телевизор или шестимесячная сестра, то, значит, в сознании ребенка именно они «управляют» остальными членами семьи.
Правило №7. Расстояние между персонажами однозначно связано с дистанцией психологической. Иными словами, кто малышу в психологическом отношении ближе всех, того он и изобразит ближе к себе. То же относится и к другим фигурам: кого кроха воспринимает как близких между собой, тех он нарисует рядом друг с другом.
Правило №8. Если ребенок рисует себя очень маленьким в пространстве листа, то у него в данный момент низкая самооценка.
Правило №9. Персонажи, непосредственно соприкасающиеся друг с другом на рисунке, например, руками, пребывают в столь же тесном психологическом контакте. Те, кто не соприкасается друг с другом, таким контактом, по мнению ребенка, не обладают. Например, для одного малыша папа контактирует только с автомобилем, а для другого - мама ближе всего к бабушке.
Правило №10. Персонаж или предмет, вызывающий у автора рисунка наибольшую тревожность, изображается либо с усиленным нажимом карандаша, либо сильно заштрихован, либо его контур обведен несколько раз. Но бывает и так, что эта фигура обведена очень тоненькой, дрожащей линией, словно ребенок не решается ее изобразить.
Правило №11. Голова - важная и ценнейшая часть тела. Самым умным членом своей семьи малыш считает того человека, кого он наделил самой большой головой.
Глаза - не только для того, чтобы смотреть. С детской точки зрения, они даны, чтобы «ими плакать. Плач - первый естественный способ выражения ребенком эмоций. Поэтому глаза - орган выражения печали и просьбы об эмоциональной поддержке. Персонажи с большими, расширенными глазами воспринимаются малышом как тревожные, нуждающиеся в поддержке. Те, у кого глазки – «точки» или «щелки», несут в себе внутренний запрет на плач, выражение потребности в зависимости, они не решаются попросить о помощи.
Правило №12. Уши - орган восприятия критики и любого мнения другого человека о себе. Персонажи с самыми большими ушами должны больше всех слушаться окружающих.
Правило №13. Зачем человеку рот? Чтобы есть и говорить? Нет, еще для того, чтобы выражать агрессию: кричать, кусаться, ругаться, обижаться. Так что рот - это еще и «орган» нападения. Персонаж с большим и/или заштрихованным ртом воспринимается как источник угрозы (необязательно только через крик). Если рта вообще нет или он обозначен «точечкой», «черточкой» - это значит, что такой человек скрывает свои чувства, не может их озвучить или не способен влиять на других.
Правило №14. Шея символизирует способность к рациональному самоконтролю разума над чувствами. Тот, у кого она есть, способен управлять своими эмоциями.
Правило №15.Функции рук - взаимодействовать с окружающими людьми и предметами, то есть быть способным что-то делать, менять. Чем больше пальцев на руках персонажа, тем больше малыш ощущает его способность быть сильным, могущим что-либо сделать (если на левой руке - в сфере общения с близкими, в семье, если на правой - в мире за пределами семьи, в детском саду, во дворе и др.). Чем значительнее и могущественнее персонаж воспринимается ребенком, тем больше у него руки.
Правило №16. Ноги нужны для ходьбы, передвижения в расширяющемся жизненном пространстве, они для опоры в реальности. Чем больше площадь опоры у ног, тем тверже и увереннее персонаж стоит на земле. «Повисшие в воздухе», по мнению ребенка, не имеют самостоятельной опоры в жизни. Если персонажи изображены в один ряд, то мысленно проведите горизонтальную линию по самой точке ног, и вы увидите, у кого опора тверже.
Правило №17.Солнце на рисунке - символ защиты и тепла, источник энергии. Люди и предметы между ребенком и солнцем - то, что мешает ощущать себя в полной безопасности, пользоваться теплом. Изображение множества мелких предметов демонстрирует зацикленность малыша на правилах, порядке, склонность к сдерживанию в себе эмоций. Изображение большого количества закрытых деталей (шарфы, пуговицы, окна) сигнализирует для ребенка запреты, тайны, к которым он не допускается. Разглядывая рисунок, вам будет над чем поразмышлять! Ведь именно с возраста 4 - 6 лет родители и педагоги могут отследить проявления эмоциональных проблем у детей, которые мешают общаться, гармонично развиваться и радоваться жизни: это агрессивность, замкнутость, страхи и конфликтность. Но в таком возрасте еще не поздно все исправить. Проводите рисуночный тест приблизительно раз в полгода. II пусть это помогает вам лучше понимать своего ребенка.