Поговорим как большие. Часть 1. Между кнутом и пряником

- В воспитании детей часто встречаются два противоположных  направления: авторитарное и либеральное. Какое с точки зрения христианской педагогики более правильное?

- Поиск золотой середины. Как и  в  духовной  жизни,  мы  ищем средний,  царский путь,  которым надо пройти, так и в воспитании. Это искусство нельзя освоить раз и навсегда,  этому надо постоянно учиться. С одной стороны, есть либерально-попустительский   тип воспитания. Тут беда не в свободе, а в недостаточном внимании к ребенку со  стороны взрослых. Родители не замечают, чем в данный   момент   ребенок   живет.   И, как следствие, попустительствуют в явных проказах ребенка. Но при этом апостол Павел в своих посланиях говорит: «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали». Постоянный гнет родительский, постоянное вразумление и одергивание - все это на самом деле приводит к истощению реакции ребенка, его внимания, и в результате - к унынию. Показатель того что родители перегнули палку - не реагирующий на взрослого ребенок. Он уже усвоил, что общение со взрослыми ничего хорошего не сулит. Это грех родительский,    если   дети   начинают унывать.

-  А если дети недовольны, обижены в чем-то на своих родителей, они должны как-то это недовольство высказывать?

- Бывает непосредственная эмоциональная реакция ребенка  на слова, на какие-то позиции родителей. Родителям  стоит  внимать тому, что ребенок говорит именно о себе - о своем отношении, о своем переживании, - и это должно быть предметом рассуждения. Но не должно быть навешивания ярлыков на родителей. Осуждение родителей - это уже нарушение заповеди.

Меня потряс один пример из воспоминаний о детстве епископа Сан-Францисского Иоанна (Шаховского). Он пишет о ситуации, на первый взгляд подлежавшей явному осуждению. Его мама, разведясь с первым мужем, выходила замуж за соседнего помещика. А дети были уже в предподростковом возрасте, и все понимали. И он пишет об этом очень деликатно, описывая свои эмоции - печаль, состояние угнетенности от того, что распадается семья, что отец страдает... И в этом нет никакого намека на осуждение матери! А потом у него встречается заметка о том, что пре¬подобный Серафим Саровский рекомендовал даже о явных грехах родителей молиться очень осторожно, чтобы не впасть в осуждение.

Если мы стараемся воспитать у ребенка православное мироощущение, это надо делать с раннего детства. И если в подростковом воз¬расте ребенок что-то высказывает своим родителям, это уже плоды предыдущего воспитания. Может быть, в детстве не было реакции на его эмоциональный отклик, когда-то с ним не считались - тогда в подростковом возрасте у ребенка появляется негативизм, и он по полной программе выдает родителям свои претензии.

Часто в подростковом возрасте причиной раздражения детей на родителей бывает нежелание последних признавать, что ребенок меняется. Они уже освоили привычные методы воздействия на ребенка. И вдруг это не работает! Родитель не хочет видеть, что перед ним уже другой человек. А у ребенка возникает протест: почему меня не замечают? А вообще, подростковый возраст - это первый экзамен родительского воспитания.

-То есть тут ребенок может высказывать родителям недовольство?

- Ну, и родители ему тоже высказывают - это взаимный процесс. И потом, высказываются же не для того, чтобы очернить родителей, а для того, чтобы простить. А где же еще учиться прощать, как не в семье?

12 июня 2008
(0 голосов, средний: 0 из 5 оценок)
Уважаемые посетители, здесь Вы можете написать комментарий к статье. Редакция "Детской" не дает профессиональных консультаций.
Другие статьи
СТРАСТИ И СТРАДАНИЯ
С церковнославянского языка слово «страсть» переводится как «страдание». Отсюда, например, слово «страстотерпец», то есть терпящий страдания, мучения. И...
Православие
29 октября 2009
Тест на счастье
Ели вы хотите лучше понимать своего малыша, знать, как он воспринимает мир вокруг, попросите его нарисовать… вашу семью.
Развитие и воспитание
18 сентября 2008