Поговорим как большие. Часть 1. Между кнутом и пряником

- В воспитании детей часто встречаются два противоположных  направления: авторитарное и либеральное. Какое с точки зрения христианской педагогики более правильное?

- Поиск золотой середины. Как и  в  духовной  жизни,  мы  ищем средний,  царский путь,  которым надо пройти, так и в воспитании. Это искусство нельзя освоить раз и навсегда,  этому надо постоянно учиться. С одной стороны, есть либерально-попустительский   тип воспитания. Тут беда не в свободе, а в недостаточном внимании к ребенку со  стороны взрослых. Родители не замечают, чем в данный   момент   ребенок   живет.   И, как следствие, попустительствуют в явных проказах ребенка. Но при этом апостол Павел в своих посланиях говорит: «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали». Постоянный гнет родительский, постоянное вразумление и одергивание - все это на самом деле приводит к истощению реакции ребенка, его внимания, и в результате - к унынию. Показатель того что родители перегнули палку - не реагирующий на взрослого ребенок. Он уже усвоил, что общение со взрослыми ничего хорошего не сулит. Это грех родительский,    если   дети   начинают унывать.

-  А если дети недовольны, обижены в чем-то на своих родителей, они должны как-то это недовольство высказывать?

- Бывает непосредственная эмоциональная реакция ребенка  на слова, на какие-то позиции родителей. Родителям  стоит  внимать тому, что ребенок говорит именно о себе - о своем отношении, о своем переживании, - и это должно быть предметом рассуждения. Но не должно быть навешивания ярлыков на родителей. Осуждение родителей - это уже нарушение заповеди.

Меня потряс один пример из воспоминаний о детстве епископа Сан-Францисского Иоанна (Шаховского). Он пишет о ситуации, на первый взгляд подлежавшей явному осуждению. Его мама, разведясь с первым мужем, выходила замуж за соседнего помещика. А дети были уже в предподростковом возрасте, и все понимали. И он пишет об этом очень деликатно, описывая свои эмоции - печаль, состояние угнетенности от того, что распадается семья, что отец страдает... И в этом нет никакого намека на осуждение матери! А потом у него встречается заметка о том, что пре¬подобный Серафим Саровский рекомендовал даже о явных грехах родителей молиться очень осторожно, чтобы не впасть в осуждение.

Если мы стараемся воспитать у ребенка православное мироощущение, это надо делать с раннего детства. И если в подростковом воз¬расте ребенок что-то высказывает своим родителям, это уже плоды предыдущего воспитания. Может быть, в детстве не было реакции на его эмоциональный отклик, когда-то с ним не считались - тогда в подростковом возрасте у ребенка появляется негативизм, и он по полной программе выдает родителям свои претензии.

Часто в подростковом возрасте причиной раздражения детей на родителей бывает нежелание последних признавать, что ребенок меняется. Они уже освоили привычные методы воздействия на ребенка. И вдруг это не работает! Родитель не хочет видеть, что перед ним уже другой человек. А у ребенка возникает протест: почему меня не замечают? А вообще, подростковый возраст - это первый экзамен родительского воспитания.

-То есть тут ребенок может высказывать родителям недовольство?

- Ну, и родители ему тоже высказывают - это взаимный процесс. И потом, высказываются же не для того, чтобы очернить родителей, а для того, чтобы простить. А где же еще учиться прощать, как не в семье?

12 июня 2008
(0 голосов, средний: 0 из 5 оценок)
Уважаемые посетители, здесь Вы можете написать комментарий к статье. Редакция "Детской" не дает профессиональных консультаций.
Другие статьи
Православный ребенок в светском мире
Вопросы - ответы. Отвечает протоиерей Николай Соколов
Развитие и воспитание
30 сентября 2008
Православный ребенок в светском мире
Вопросы - ответы. Отвечает протоиерей Николай Соколов
Развитие и воспитание
30 сентября 2008