Поговорим как большие. Часть 1. Между кнутом и пряником
- В воспитании детей часто встречаются два противоположных направления: авторитарное и либеральное. Какое с точки зрения христианской педагогики более правильное?
- Поиск золотой середины. Как и в духовной жизни, мы ищем средний, царский путь, которым надо пройти, так и в воспитании. Это искусство нельзя освоить раз и навсегда, этому надо постоянно учиться. С одной стороны, есть либерально-попустительский тип воспитания. Тут беда не в свободе, а в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых. Родители не замечают, чем в данный момент ребенок живет. И, как следствие, попустительствуют в явных проказах ребенка. Но при этом апостол Павел в своих посланиях говорит: «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали». Постоянный гнет родительский, постоянное вразумление и одергивание - все это на самом деле приводит к истощению реакции ребенка, его внимания, и в результате - к унынию. Показатель того что родители перегнули палку - не реагирующий на взрослого ребенок. Он уже усвоил, что общение со взрослыми ничего хорошего не сулит. Это грех родительский, если дети начинают унывать.
- А если дети недовольны, обижены в чем-то на своих родителей, они должны как-то это недовольство высказывать?
- Бывает непосредственная эмоциональная реакция ребенка на слова, на какие-то позиции родителей. Родителям стоит внимать тому, что ребенок говорит именно о себе - о своем отношении, о своем переживании, - и это должно быть предметом рассуждения. Но не должно быть навешивания ярлыков на родителей. Осуждение родителей - это уже нарушение заповеди.
Меня потряс один пример из воспоминаний о детстве епископа Сан-Францисского Иоанна (Шаховского). Он пишет о ситуации, на первый взгляд подлежавшей явному осуждению. Его мама, разведясь с первым мужем, выходила замуж за соседнего помещика. А дети были уже в предподростковом возрасте, и все понимали. И он пишет об этом очень деликатно, описывая свои эмоции - печаль, состояние угнетенности от того, что распадается семья, что отец страдает... И в этом нет никакого намека на осуждение матери! А потом у него встречается заметка о том, что пре¬подобный Серафим Саровский рекомендовал даже о явных грехах родителей молиться очень осторожно, чтобы не впасть в осуждение.
Если мы стараемся воспитать у ребенка православное мироощущение, это надо делать с раннего детства. И если в подростковом воз¬расте ребенок что-то высказывает своим родителям, это уже плоды предыдущего воспитания. Может быть, в детстве не было реакции на его эмоциональный отклик, когда-то с ним не считались - тогда в подростковом возрасте у ребенка появляется негативизм, и он по полной программе выдает родителям свои претензии.
Часто в подростковом возрасте причиной раздражения детей на родителей бывает нежелание последних признавать, что ребенок меняется. Они уже освоили привычные методы воздействия на ребенка. И вдруг это не работает! Родитель не хочет видеть, что перед ним уже другой человек. А у ребенка возникает протест: почему меня не замечают? А вообще, подростковый возраст - это первый экзамен родительского воспитания.
-То есть тут ребенок может высказывать родителям недовольство?
- Ну, и родители ему тоже высказывают - это взаимный процесс. И потом, высказываются же не для того, чтобы очернить родителей, а для того, чтобы простить. А где же еще учиться прощать, как не в семье?
- Поиск золотой середины. Как и в духовной жизни, мы ищем средний, царский путь, которым надо пройти, так и в воспитании. Это искусство нельзя освоить раз и навсегда, этому надо постоянно учиться. С одной стороны, есть либерально-попустительский тип воспитания. Тут беда не в свободе, а в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых. Родители не замечают, чем в данный момент ребенок живет. И, как следствие, попустительствуют в явных проказах ребенка. Но при этом апостол Павел в своих посланиях говорит: «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали». Постоянный гнет родительский, постоянное вразумление и одергивание - все это на самом деле приводит к истощению реакции ребенка, его внимания, и в результате - к унынию. Показатель того что родители перегнули палку - не реагирующий на взрослого ребенок. Он уже усвоил, что общение со взрослыми ничего хорошего не сулит. Это грех родительский, если дети начинают унывать.
- А если дети недовольны, обижены в чем-то на своих родителей, они должны как-то это недовольство высказывать?
- Бывает непосредственная эмоциональная реакция ребенка на слова, на какие-то позиции родителей. Родителям стоит внимать тому, что ребенок говорит именно о себе - о своем отношении, о своем переживании, - и это должно быть предметом рассуждения. Но не должно быть навешивания ярлыков на родителей. Осуждение родителей - это уже нарушение заповеди.
Меня потряс один пример из воспоминаний о детстве епископа Сан-Францисского Иоанна (Шаховского). Он пишет о ситуации, на первый взгляд подлежавшей явному осуждению. Его мама, разведясь с первым мужем, выходила замуж за соседнего помещика. А дети были уже в предподростковом возрасте, и все понимали. И он пишет об этом очень деликатно, описывая свои эмоции - печаль, состояние угнетенности от того, что распадается семья, что отец страдает... И в этом нет никакого намека на осуждение матери! А потом у него встречается заметка о том, что пре¬подобный Серафим Саровский рекомендовал даже о явных грехах родителей молиться очень осторожно, чтобы не впасть в осуждение.
Если мы стараемся воспитать у ребенка православное мироощущение, это надо делать с раннего детства. И если в подростковом воз¬расте ребенок что-то высказывает своим родителям, это уже плоды предыдущего воспитания. Может быть, в детстве не было реакции на его эмоциональный отклик, когда-то с ним не считались - тогда в подростковом возрасте у ребенка появляется негативизм, и он по полной программе выдает родителям свои претензии.
Часто в подростковом возрасте причиной раздражения детей на родителей бывает нежелание последних признавать, что ребенок меняется. Они уже освоили привычные методы воздействия на ребенка. И вдруг это не работает! Родитель не хочет видеть, что перед ним уже другой человек. А у ребенка возникает протест: почему меня не замечают? А вообще, подростковый возраст - это первый экзамен родительского воспитания.
-То есть тут ребенок может высказывать родителям недовольство?
- Ну, и родители ему тоже высказывают - это взаимный процесс. И потом, высказываются же не для того, чтобы очернить родителей, а для того, чтобы простить. А где же еще учиться прощать, как не в семье?