Дети на приходе

 

 

 

– Всем родителям знакома ситуация, когда после тяжелой трудовой недели ребенок категорически отказывается вставать в воскресенье, чтобы пойти в храм. Что делать? Осознать всю ответственность за ребенка и разбудить, или пожалеть чадо и оставить его отдыхать?

– О. А. Нужно прежде всего уточнить, какого ребенка мы имеем в виду. Если это совсем маленький ребенок, то мы его просто-напросто разбудили и пошли в храм. Если ребенок этот уже почти взрослый человек, 16–17 лет, он прекрасно понимает, что он сейчас должен делать, как поступить.

Надо понять, что главное – это воспитание. Чтобы в ребенке с младенчества воспитали правильное отношение к храму. А если человек, будучи подростком, приходит к Богу, то вот так насильно будить – этого ведь и не потребуется. У него уже совсем другое отношение к храму.

– И. Е. «Ищите прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6, 33). Если мы ищем для детей именно этого, то встать в 7–8 часов утра, чтобы пойти на 9-часовую службу, вовсе не рано. Без Церкви, без спасительных Таинств, без помощи Божией не сможем мы воспитать наших детей для жизни будущего века. А это главная обязанность родителей. Дети живут жизнью семьи, и то, что составляет жизнь их родителей, становится естественным и для них.

Когда ребенок растет в православной семье, то каждое воскресное утро вся семья просыпается и идет на службу. Случаи, конечно, бывают разные, все дети тоже разные. Поэтому у матери и подходы к детям должны быть разными. Какими? Сердце подскажет. Как-то никак не могла наша маленькая дочка проснуться. Я ей говорю: «Выйдет сейчас отец диакон на амвон, посмотрит, все ребятишки в храме, а Леночки нет. Вот он расстроится». Не захотела Лена отца диакона расстраивать, тут же проснулась: «Давайте одеваться». Если дети с младенчества в храм ходят, то такие ситуации возникают нечасто. Иногда, в воспитательных целях, надо и дома оставить (естественно, без компьютера и телевизора). Невольник – не богомольник! Мы так делали пару раз. Реакция детей на это примерно одинаковая: «Мне было очень грустно, что я с вами не пошел». Другое дело, когда родители с детьми раз в месяц или раз в год на службу ходят. Тут два раза оставил дома, а он уже и вырос. Или когда дети до часу ночи в «социальных сетях» сидят. Мне таких больше жалко, чем тех, которые рано встают. В таких семьях уклад жизни менять надо. Детей раньше спать укладывать.

Нам, взрослым, нужно стараться быть не только родителями, но и друзьями с нашими детьми, больше с ними общаться, участвовать вместе в жизни прихода, в каких-то делах и мероприятиях, совершать паломничества по святым местам, тогда и многие вопросы будет легче решить. С подростками лучше заранее оговаривать, что мы от них хотим. С вечера решить, кто на какую службу идет. Для них важна внутренняя свобода. Иногда наши старшие дети с нами на службу едут, а бывает, мы спрашиваем: «Ну что, вы на какую завтра службу, на раннюю или на позднюю? Мы на позднюю». «А мы на раннюю», –отвечают. И дело тут, получается, вовсе не во сне. А в том, что им одним хочется поехать, без родителей, или они какие-то дела себе наметили. Это родителям принимать надо. Но главное, чтобы дети полюбили богослужение. Чтобы оно им не в тягость, а в радость было. Для этого надо чаще бывать на службах, приступать к святым Таинствам. Начать воцерковление ребенка как можно раньше, чтобы в юности, когда придет время творческих и духовных исканий, его сердце не осталось глухим и выбрало правильный путь.

– Часто в храме можно наблюдать картину, когда пожилые женщины пропускают вперед уже взрослых девчат 10–12 лет. А как же уважение к старшим? Ведь взрослый – это всегда авторитет для них. А тут, получается, наоборот.

– О. А. Как я уже говорил, у нас прервалась связь правильного духовного воспитания в семьях. Яркий пример нашего советского прошлого – лозунг: «Всё лучшее – детям». И этот лозунг сейчас перекочевал в церковную среду. Всё лучшее, первое – детям. А потом они вырастают и впоследствии становятся настоящими эгоистами. Бывший ребенок помнит, что родители ему должны. И он начинает требовать от родителей. И не только от родителей, но и от всех остальных.

Конечно, это неправильно. Надо отрокам и отроковицам объяснять, что первыми причащаются младенцы, потому что они безгрешные, они всегда готовы ко встрече со Христом. Потом, проявляя уважение, мы должны пропустить стариков. Раньше так и было: отроки и отроковицы причащались самыми последними. Этим они проявляли свое уважение к старшим. Если у них с детства складывается такое отношение к старшему поколению, то и на протяжении всей жизни оно сохранится. А сейчас же сами родители, бабушки и дедушки воспитывают в своих детях неуважение к старшим. Так не должно быть.

– Что делать, если ребенок не хочет идти в храм без своей любимой игрушки, а уж в храме не выпускает ее из рук, отвлекая прихожан? Ото-брать и заставить стоять смирно? Но ведь все равно стоять смирно он не будет.

– И. Е. Игрушки бывают разные. Однажды мы собирались на праздничную службу. Дочь, ей было тогда лет 5, стоит у двери с куклой в руках. Говорю ей: «Ты куклу-то зачем взяла?» А она: «Это мой ребенок, неужели мы его в храм не возьмем?» Ну как «ребенка» в храм не взять? Играя, дети учатся жить. Думаю, если ребенок отказывается идти в храм без игрушки, то можно взять небольшую, может быть, мягкую. У детей очень быстро переключается внимание с одной вещи на другую. Пока вы едете или идете на службу, он может отдать вам игрушку и вообще забыть про нее. Не отдал в дороге? Придя в храм, вы покупаете свечи. Дети охотно меняют игрушки на свечи. Для них это тоже интересные занятия: молиться вместе с мамой, зажигать свечу, прикладываться к иконе. Вместе петь «Верую» и «Отче наш…» Если уж и тогда не отдает, то маме придется приложить максимум усилий, чтобы ее чадо не отвлекало прихожан от молитвы. Что же делать, у мамы работа такая! Нельзя идти с игрушкой к Причастию. Но дети понимают важность этого момента (если не понимают, надо объяснить), отдают игрушки, складывают руки на груди и идут причащаться.

– Допустим, игрушка изъята. Но что делать, когда дети объединяются в «стайку» и все вместе беспрестанно ходят по храму, подходят к икон-ной лавке, выбегают на улицу? На мамины замечания чадо отвечает, что все так поступают.

– О. А. Если дети начинают играть во время богослужения целой компанией, то родители должны выводить их из храма, чтобы не смущать окружающих людей. Господь сказал: «дом Мой есть дом молитвы» (Лк. 19, 46). Люди приходят в храм, чтобы поучаствовать в богослужении, помолиться. А когда дети начинают играть, бегать во время богослужения, человек, который видит их, в соблазн приходит – вот дети играют, а родители стоят и спокойно на это смотрят. Так что по возможности таких детей нужно уводить из храма и приводить только тогда, когда они могут постоять. Хоть чуть-чуть, хоть 5 минут, но посто-ят спокойно. Это ведь огромный труд. У них кровь кипит, энергии очень много, постоянно нужно что-то делать, чем-то заниматься. И вот так постоять спокойно 5 минут – для них это подвиг. Такой же, как и взрослому человеку 2 часа на службе постоять.

Бывают и конфликтные ситуации, когда люди делают замечания этим детям, а родители начинают заступаться за них: «Это же дети, пусть они поиграют, ничего в этом страшного нет». На самом деле это страшно. Дети начинают мешать молитве, а значит, такое происходит и дома. Когда родители молятся, ребенок видит их отношение к молитве, к Богу. И эту модель поведения, увиденную дома, ребенок и приносит в храм. Тут главное для родителей – воспитать страх Божий. Как я помню с детства, у меня знакомство с Богом, с верой началось именно со страха.

– Как же воспитать страх Божий?

– И. Е. Воспитать в ребенке можно только то, что имеешь сам. Нам, взрослым, в первую очередь в себе страх Божий воспитывать надо. Если дети будут видеть наше почтение к Богу, благоговейное отношение к святыням, если в семьях будет любовь и уважение, тогда, думаю, и страх Божий воспитается. Ведь в человеческой природе он есть. Посмотрите на малышей. Они, если что-нибудь натворят, сразу бегут: «Мамочка, прости, пожалуйста! Ты не обиделась?» Боятся огорчить, потерять родительскую любовь. Главное, это не растерять, а приумножить. Чтобы в будущем они боялись Господа оскорбить, Его любовь потерять… Молить об этом надо Господа и Пресвятую Богородицу. Молить о помощи в воспитании достойных наследников Царства Небесного.

– Принято считать, что ребенок должен начинать исповедоваться в 7 лет. Но не редки случаи, когда ребенок может начинать исповедь раньше. Как понять, что ребенок готов к такому серьезному шагу?

– О. А. Если у ребенка есть такое желание, то препятствовать не нужно. Даже если ему 5 лет. Это же, наоборот, хорошо, когда ребенок видит пример своих родителей и хочет ему последовать. Ребенок в младшем возрасте очень живо, реально воспринимает и ощущает свою какую-то ошибку, вину. Пусть он идет на исповедь. Священник просто не читает разрешительную молитву, когда ребенок в таком возрасте исповедуется. Разрешительную молитву читают только с семилетнего возраста.

А у нас бывает по-другому. Родители, руководствуясь знанием того, что ребенок начинает исповедоваться с 7-ми лет, до этого возраста никак не готовят его к этому Таинству. Но вот 7 лет наступает, и родители начинают усиленно готовить дитя к исповеди и сами себе задают вопрос: а как же его подготовить? Что с ним делать-то? Сразу возникает много недоумений. В лучшем случае всё просто перекладывается на священника: «Вот наш ребенок, ему исполнилось 7 лет. Объясните ему, расскажите всё». Но ведь сами родители должны позаботиться о первой исповеди ребенка. И лучше начинать с такого возраста, когда еще нет 7-ми. Пусть он ходит на исповедь, потихонечку привыкает. У человека должна быть потребность в исповеди. Без нее человек чувствует себя неполноценным, и чего-то ему в жизни не хватает. Вот и у детей так же.

– Часто ребенок подходит к взрослым и просит помочь ему вспомнить какие-нибудь грехи. Как воспитать в ребенке самостоятельное, серьезное и благоговейное отношение к исповеди?

– О. А. Здесь опять же всё упирается в общение с родителями. Родители должны объяснить ребенку, в чем сущность греха, чем он опасен для нас. Говоря о грехе, мы не поясняем этого. Для нас это понятие становится абстракцией, особенно для маленьких детей. Они пока не осознают, что такое грех. Хотя, да-же в детском возрасте, человек прекрасно понимает, что он делает плохо. Совесть ему подсказывает. А родители порой не дают действовать ребенку свободно, нагружают его сложной литературой: «В помощь кающимся» и другой. Они говорят – это грех, а это – не грех, тем самым навязывая ребенку свой собственный взгляд на исповедь.

У ребенка же немного другое отношение к этому Таинству. Ему только надо помочь, чтобы он сам осознал свою ошибку. Именно осознал. Пусть в чем-то единственном, но это будет от чистого сердца. Всё остальное он пока не замечает. А дело родителей объяснить, почему это является грехом. Ведь для детей важно знать – почему. У детей есть такой возраст – «почемучек»: почему, зачем, откуда, кто, когда, куда? В этот период родителям надо набраться терпения и отвечать на все эти вопросы правильно, обдуманно. Им надо постараться объяснить детям, что грех – это ошибка. Помочь ребенку понять, в чем он ошибся. И опять же, если мы сами будем с благоговением, со страхом Божиим, осознанно приступать к Таинству Покаяния, к Таинству Причащения, то и дети будут так же относиться к этим Таинствам, так же будут готовиться. Наша серьезная ошибка в том, что мы сами в Царство Небесное не идем, а своих детей загнать туда хотим. Но так ничего не получится. Дети всегда идут за родителями.

-- Как бороться с легкомысленным отношением ребенка к исповеди?

– И. Е. Мне кажется, не надо брать на себя ответственность оценивать, была ли исповедь ребенка легкомысленной или нет. Исповедь – это Таинство. О том, что происходит в душе ребенка, знает только Бог. Давайте Ему оставим право оценивать и судить. А мы лучше будем молиться о том, чтобы ребенок был в Церкви, учился видеть свои грехи и приступал к спасительным Таинствам.

– Надо ли объяснить ребенку ход богослужения? Что лучше: пользуясь специальной литературой, пояснять, что же происходит на службе, или посоветовать стоять спокойно и молиться своими словами?

– О. А. Объяснять нужно тогда, когда сами родители увидят у ребенка потребность в этом объяснении. Тогда он поймет, что происходит на богослужении и воспримет это. Сколько таких примеров, когда ребенок ходил в храм много лет, а потом, повзрослев, по каким-то жизненным обстоятельствам, он всё оставляет, забывает на долгие годы. Но впоследствии, когда скорби появляются в жизни человека, он вспоминает свое детство, свою радость – ту радость, которую он чувствовал в храме. Такие воспоминания есть всегда. И он может снова возвратиться к Богу, снова пойти в храм. И старается быть христианином.
Самое главное, надо объяснить детям, что участие в богослужении человеку необходимо. А необходимость заключается в том, чтобы прийти к Богу и поблагодарить Его. Божественная литургия – это благодарность Богу. И мы приходим в храм для того, чтобы просто поблагодарить Его за то, что Он для нас делает. Вот такое живое восприятие Бога должно быть у ребенка. Ведь служба – это не просто долг какой-то, как иногда детям кажется. Прежде всего благодарность, а потом уже какие-то свои прошения. Самая совершенная молитва – молитва Ангелов: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф». Непрестанная благодарность Богу.

– А надо ли тогда вообще вдаваться в подробности того, что происходит на службе?

– О. А. Надо, если родители сами это знают. Ведь многие бабушки и дедушки, полжизни проведя в храме, не знают, что сейчас происходит во время богослужения. А объяснять это нужно, конечно. Но не сухо – тогда ребенок, однозначно, ничего не уяснит, не запомнит. Объяснять нужно тогда, когда ребенок будет более всего восприимчив к этому, когда он способен будет слушать и понимать. В одном возрасте ребенку нужно одно, в другом – другое. Они как младенцы. И мы им не даем твердую пищу. Так что не надо, если ребенок только пришел в храм, ему весь ход богослужения объяснять, суть Таинств. Ему нужно знать главное: храм – это место встречи с Богом, и мы приходим сюда для того, чтобы встретиться с Ним. С радостью.

– Как поступать родителям, если ребенок отказывается причащаться, начинает плакать, устраивает истерики на службе? Допустимо ли причащать плачущего ребенка (не младенца)?

– О. А. Здесь нужно смотреть на самого ребенка. Кого-то нужно причащать, а кого-то нет. Сами родители должны определить для себя, есть ли необходимость в том, чтобы сделать это сейчас. 
Бывает, что ребенка водят в храм, периодически причащают, а тут ни с то-го ни с сего в один из воскресных дней он просто-напросто начинает какую-то истерику перед Причастием: «Я не хочу, не пойду». Ну, не хочет, и не надо заставлять. Пусть лучше постоит в сторонке, посмотрит спокойно. Другое дело, когда малыш никогда не причащался. Родители его привели в храм, он видит непривычное окружение. И когда такого ребенка начинают причащать, ему становится страшно, не по себе, потому что он не знает, что с ним сейчас будут делать. Вот в таком случае ребенка надо причастить. Он поймет, что ничего плохого ему не делают, и в другой раз будет вести себя уже намного спокойней. Так вот потихонечку ребенок и начнет привыкать к Таинству Причащения.

– В храмах сейчас представлен большой выбор православной литературы для детей, в том числе и детские Евангелия и молитвословы в красочных обложках, с красивыми картинками. Как быть, если ребенок реагирует только на иллюстрации и не хочет слушать то, что написано в книге?

– И. Е. Здесь не надо смущаться, нужно вместе разглядывать картинки. Любой взрослый найдет пару-тройку предложений, чтобы объяснить ребенку, что изображено. Собственно, картинки за тем и нужны, чтобы заинтересовать детей. В следующий раз можно подольше задержаться на какой-то иллюстрации и больше рассказать. Рассмотрение картинок – это как бы подготовка к чтению. Потом, глядишь, и книгу осилите.

– И в заключение…

– О. А. Я сейчас вспоминаю одну историю, имеющую отношение к теме нашей беседы. Когда-то к преподобному Серафиму Саровскому пришла семейная пара с вопросом о воспитании своего ребенка. Никак они его в храме успокоить не могут. И так его уговаривают, и этак, а ему хоть бы что – продолжает резвиться. Преподобный Серафим ответил просто. Он объяснил родителям, что они в своем возрасте этой радости детской от присутствия Бога ощутить не могут, потому что являются людьми не безгрешными. А у ребенка душа чистая, светлая – вот он и радуется. Просто у него радость такая, через край. Особенно в храме. Дети радуются и веселятся, а мы, взрослые, так радоваться уже не умеем, не можем. Детям надо дать волю – пусть радуются, только лучше во дворе церковном. Ведь где Господь – там всегда и радость.

Беседовала Юлия Ульянова
Источник "Православие и современность"

 

18 сентября 2012
(0 голосов, средний: 0 из 5 оценок)
Уважаемые посетители, здесь Вы можете написать комментарий к статье. Редакция "Детской" не дает профессиональных консультаций.
Другие статьи
ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ: РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ СНА ВАШЕГО РЕБЕНКА
Если вы перепробовали все способы, а ребенок по-прежнему не спит, вот что надо делать.
Развитие и воспитание
14 сентября 2007
Влияние фантазии на развитие детей и взрослых
Отнесение фантазии к эмоциональной сфере еще раз обращает наше внимание на то, что игры так же развивается под эгидой этого элемента нашей психики.
Здоровье
11 августа 2007
Поведение во время беременности
Как должна вести себя православная христианка во время беременности в религиозном отношении
Беременность
21 октября 2008