Первые открытия в жизни

Оказывается, малыш в этом нежном возрасте вступает в совершенно новые отношения с самим собой и со своей мамой.  


У меня есть тело!

 

К 4-6 месяцам у крохи наконец-то формируется осознание своего тела, теперь ему известно, что у него есть руки, ноги, лицо. Он учится владеть всем этим хозяйством, ведь раньше, он воспринимал себя разрозненно.
Сначала был только ротик, и все остальное пространство, которое он воспринимал как продолжение себя. Что-то вроде «Я – это все, все – это я». Именно ротик удовлетворял многие потребности крохи – захотелось кушать, забеспокоился, вспомнил свои роды, стало прохладно  – покушаю маминого молочка, станет легче, все дургие меры успокоения до поры до времени он не мог осознать, они приходились, что называется «не ко двору».

Позже малыш начинает добавлять в свою собственность ушки, например, может начать хватать себя за них, потом нос - все лицо. Малыш узнает, что у него есть ручки, этот момент мамы никогда не пропускают, потому что их начинает волновать, что ребенок постоянно затягивает свои рученки в рот, но не стоит беспокоиться, когда он познакомится со своими ручками хорошенько, он переключится на игрушки. После ручек очередь для осознания ножек, детки во время кормления могут начать упираться ими в маму. Только после этого малыш начинает осознавать все свое тело. С этого момента, в своем понимании кроха перестает быть всем пространством, а у него теперь есть «конец и начало».


Итак, малыш знакомится со своим целостным образом. Вот этот ротик, носик, ручки, ножки – это я сам.


А вот это моя мама 

 

Примерно то же самое происходит и с восприятием своей дорогой мамочки. Почти до 5 месяцев кроха не способен воспринимать ее целостно, как умеем делать это мы - взрослые. При взаимодействии с мамой, кроха в каждый определенный момент выделял что-то одно для себя. То есть малыш воспринимал ее вразброс - отдельно голос, грудь, глаза, руки, лицо и так далее. Например, когда, мама прикладывала его к груди, он воспринимал маму только как ее грудь, которая дает живительный напиток. А  когда она ласково с ним разговаривала – на первый план выступал ее голос, если же мама поглаживала животик малышу, спинку – это было в представлении маленького крохи еще какое-то существо, ухаживающее за ним.

Все это может странно звучать, поскольку многие знают о том, что малыш, начиная с месячного возраста, способен узнавать мамин голос, к трем месяцам он выделяет ее среди других, а в пять – он совершенно четко реагирует на маму. Все это действительно так, но узнавание крохи происходит по каждому из перечисленный параметров (голос, улыбка, лицо мамы).

Умение крохи воспринимать мать как целостный образ, которому принадлежит и голос, и улыбка, и грудь  возникает примерно после 6-ти месяцев, тогда же, когда у ребенка развивается объемное видение предметов. Малыш начинает, как бы соединять все эти «кусочки» вместе, «вылепливая» из этих составляющих одного человека – свою родную маму.


Рождение своего "Я"

 

Как только это происходит, малыш обнаруживает, что он отделен от мамы, что он не является единым с ней целым. У маленького человечка происходит своего рода кризис – малыш утрачивает ощущение безопасности, которую давала ему связь с мамой, теперь он оказывается отдельным от нее, самостоятельным существом. А раз так, то это означает, что мама может от него отдаляться, и что он вообще ее может потерять.
В этот период многие мамы отмечают, что кроха все чаще стремится быть у нее на руках, и почти не дает ей отойти, начинает капризничать и призывать маму к себе.

Страх потерять свою мать достигает у крохи крайней степени как раз к 6-ти месяцам, и малыш нуждается в заверении, что мама не собирается его покидать. Осознание то, что он теперь САМОстоятельный, болезненно для малыша, но с каждым последующим месяцем беспокойство снижается и к 3-м годам (!) ребенок адаптируется к этому положению.

Одновременно с этими событиями в жизни малыша, его сознание рождает понятие собственного «Я».

Чувства крохи начинают связываться и уравновешивать друг друга, у него возникает умение владеть собой. В случае, если мамы нет рядом, теперь ему это легче пережить, потому что у него в памяти есть образ матери – кормящей его, ухаживающей за ним, опираясь на него малышу легче ее дождаться. Раньше такая ситуация воспринималась им как катастрофа – он один-одинешенек и никого рядом, например, в случае если мамы нет по близости, когда кроха забеспокоился и она не может тут же его взять на руки и успокоить.

Однако у малыша, оказывается, есть не только образ матери – доброй, заботящейся о нем, но и негативный. Такой он маму воспринимает, когда он нуждается в ней, а ее нет рядом, малыш от этого страдает. Эти два образа, положительный и негативный, сливаются в один. Кроха начинает осознавать, что и та и другая – это его дорогая мамочка. Это еще одно открытие для нашего крошки в этот период. Такое тяжело принять, но в этом осознании есть и положительная сторона. У малыша меняется отношение к маме, оно переходит на более качественный уровень.

Если раньше оно было потребительским – крохе плохо, мама должна что-то сделать, чтоб изменить ситуацию, дать грудь, например, или поменять мокрую пеленку. С этого момента любовь крохи меняется  на любящую обеспокоенность: все ли с ней в порядке? Малыш делает первый шаг к более зрелым отношениям с мамой. Он проявляет к ней свою любовь, ту, при которой люди заботятся друг о друге, потому что дорожат. От того, что малыш понял свою «самость» и отдельность себя от матери, в нем пробуждается способность испытывать неподдельную заботу о другом человеке.

Детки, которые не вышли на этот уровень отношений с мамой, продолжают видеть в ней источник удовлетворения личных потребностей, а в последующем переносят такое потребительское отношение ко всем встречающимся людям на его жизненном пути.


Такая нужная поддержка 

 

В этот сложный для малыша период взросления, матери надо постараться найти в себе силы и быть максимально открытой для общения со своим малышом. Войдите в его положение – это же очень страшно остаться одному без спасательного троса в виде мамы. Будьте предельно внимательны к крохе, не уходите далеко, если он хочет на ручки – возьмите, лишний раз приложите его к груди, заверьте его в своей любви. Некоторые мамы боятся быть близкими со своими детьми – взять лишний раз на ручки, укачать на сон – по их мнению, это может только разбаловать малыша, но это далеко не так. Еще будет время, когда вам очень захочется взять малыша на ручки, да он не захочет – у него будет масса дел!


Автор: Ксения Соловей, консультант по грудному вскармливанию, психолог
Статья была опубликована в журнале "Мой ребенок", 2003г.

 

 

25 марта 2011
(0 голосов, средний: 0 из 5 оценок)
Уважаемые посетители, здесь Вы можете написать комментарий к статье. Редакция "Детской" не дает профессиональных консультаций.
Другие статьи
Интенсивная медицинская помощь новорожденному
Продолжение книги «Беременность для «чайников». Дж.Стоун, К.Эддлман, М.МарриГлава 10, продолжение.
Развитие и воспитание
12 июня 2008
ЗРЕНИЕ НОВОРОЖДЕННОГО
(анатомо-физиологические особенности: норма и патология)
Здоровье
11 августа 2007
Заикание у детей. 7 способов помочь заикающемуся ребенку.
Заикание сопровождается прерываниями речи, которые могут выражаться в повторении отдельных звуков, слогов или целых фраз, неестественными растягиваниях звуков. Заикание почти всегда сопровождается...
Здоровье
27 июня 2012