Нужен ли малышу детский сад?

Специалисты называют период привыкания к саду – адаптационным периодом. Адаптация бывает легкая, быстрая и почти безболезненная, а бывает - тяжелая, максимально выраженная. Какой вид адаптации будет у вашего ребенка, зависит от многих факторов, начиная с условий протекания беременности и кончая особенностями центральной нервной системы ребенка и стиля воспитания принятого в семье. Обычно опытный врач-педиатр может точно определить, легко или сложно будет протекать адаптационный период у вашего малыша. Но при любом прогнозе негативные сдвиги в организме ребенка все же будут происходить, сдвиги на всех уровнях и во всех системах организма. То, что вы наблюдаете в поведении малыша - лишь надводная часть айсберга. Весь организм и психика ребенка в это время постоянно находится под током сильного нервно-психического напряжения, не прекращающегося ни на минуту. Можно сказать, что ваш ребенок все это время находится, в лучшем случае, на грани стресса, а, скорее всего, - ощущает его в полной мере.

Если выраженность стресса у ребенка минимальна, то в скором времени вы позабудете о негативных сдвигах адаптационного периода, как о страшном сне. Но это в случае легкой адаптации. Если же стресс в полной мере овладел ребенком (при тяжелом типе адаптации), то будьте готовы - в скором времени произойдет срыв и ребенок, скорее всего, заболеет.

Теперь немного подробнее о том, что происходит с психикой ребенка в этот период. Вашего малыша как будто подменили. По любому поводу – истерики и капризы. Он растерял все навыки самообслуживания, которые знал, у него опять намокают штанишки, он как будто забыл, как пользоваться ложкой, он почти перестал говорить, по крайней мере, - предложениями. Полное ощущение, что вашему ребенку не три года, а едва исполнилось два. Психологи называют это явление регресс. Так любой человек, особенно ребенок, реагирует на стресс, как бы «отступает» в своем развитии на шаг назад, теряет все то, что приобрел. Обычно все возвращается на свои места очень быстро, как только заканчивается адаптационный период. А еще ваш ребенок становится нервным и пугливым, а самое главное – почему-то, совсем не хочет ходить в детский сад. Еще вчера он торопил вас, спрашивал, когда же он пойдет играть с другими детками, а сегодня… Он по утрам изводит вас плачем, да таким горьким, что сердце кровью обливается, он просит не вести его никуда, что он будет хорошим, пусть только мама оставит его дома. Да он просто боится идти в сад. Страх – обычный спутник адаптационного периода. В новой обстановке ребенок во всем видит скрытую угрозу для себя. Он боится незнакомых детей, нового помещения, чужих взрослых, которых он должен теперь слушаться, боится сделать что-то не так и быть наказанным. И, наконец, он панически боится, что вы его забудете, не придете за ним. А еще большинству детей очень нелегко дается налаживание контакта с незнакомыми детьми. До сих пор рядом всегда была мама, за которую, в случае чего, можно было спрятаться. А теперь он сам за себя. Кстати, как только ваш малыш наладит контакт со сверстниками в группе – адаптационный период, считайте, прошел. Это самый мощный стимул, отвлекающий от любых страхов и тоски по маме. Вы и оглянуться не успеете, как настанет такой момент: отпросившись с работы вы летите в детский сад, с ужасом представляя себе, как ваш малыш стоит под дверью, ждет вас и плачет, плачет… Вы залетаете в группу и с удивлением видите свое чадо вовсе не плачущим, а весело играющим с другими детьми. Мало того: он слезно молит вас не забирать его, а дать поиграть еще немного.
Но это еще впереди. А пока над вашим малышом властвует стресс. Что же провоцирует стресс ребенка в период адаптации к детскому саду? Это - отрыв от матери. Вы, конечно, знаете, что в этом возрасте малыш неразрывно связан с мамой. Мама - это самое главное, что есть у него, его воздух, его жизнь. И вдруг мама «обменяла» его на какую-то работу. Предала. Именно так расценивает эту ситуацию трехлетний ребенок. Такая любимая и самая лучшая мама на свете, можно сказать, бросила его на произвол судьбы среди ужасной новой обстановки и незнакомых детей. Чтобы в этой обстановке «выжить» необходимо вести себя здесь не так, как дома. Но малыш еще не знает этой новой формы поведения и оттого страдает, боясь сделать что-то не так. При легкой степени адаптации ребенок быстро (до 1 мес.) вырабатывает новый стиль поведения. Если этот первый урок выживания пройден успешно, то в дальнейшем ваш малыш будет быстро адаптироваться в любой новой обстановке на протяжении всей жизни. И это один из основных аргументов сторонников детского сада. Стресс первых недель провоцирует быстрое развитие всех адаптационных механизмов ребенка, что является для него отличной школой жизни и «заделом» на долгие годы.

Итак, общая схема такова: разлука с матерью - страх незнакомой обстановки - стресс - либо быстрая адаптация, либо - срыв. Если специалист предупредил вас о возможности тяжелой формы адаптации у вашего ребенка, то лучше отдать его в детский сад не в три года, а немного позже, по мере совершенствования его адаптационных механизмов.

Психологи выдвигают еще один довод против того, чтобы отдавать малыша в сад в три года, как это почему-то принято. О кризисе трех лет написано и сказано много и любая мало-мальски грамотная мама об этом кризисе наслышана. В одной из следующих статей я подробно расскажу об этом нелегком для всей семье периоде, а пока несколько слов о том, что имеет непосредственное отношение к теме нашей статьи.

В возрасте трех лет малыш впервые начинает ощущать себя как личность и хочет, чтобы это видели и другие. Но нам, по крайней мере, на первых порах легче и привычней, чтобы все оставалось по-старому. Поэтому малыш вынужден отстаивать перед нами свою личность и психика его в этот период находится в крайней степени напряжения. Она становится ранимее, чем прежде, острее реагирует на различные обстоятельства окружающей среды. И вот как раз именно в то время, когда ваш ребенок как никогда нуждается в вас, в вашем понимании, а главное – поддержке, когда вам необходимо щадить его ослабленную нервную систему, вы, как будто бы специально, дополнительно к психологической нагрузке кризиса трех лет, невольно взваливаете на плечи малыша еще один тяжелый груз. Груз адаптации к детсаду. По законам нашей страны мать может выходить на работу, когда ребенку исполнится три года. Для кого-то этот выход, возвращение к прежней жизни является желанным и долгожданным, для кого-то - необходимостью. Но прежде, чем принимать решение о выходе на работу посмотрите внимательно на своего малыша: если кризис трех лет в полном разгаре, то лучше переждать этот период, тем более, что длится он не так долго.

Можно ли как-то облегчить нашему малышу период привыкания к новой обстановке? Можно и нужно. Вот несколько советов, как это сделать.

Постарайтесь как можно раньше, буквально с самого рождения тренировать систему адаптационных механизмов ребенка, приучая его заранее к условиям и ситуациям, в которых ему надо менять форму поведения. И не бойтесь – ваш малыш вовсе не такое тепличное существо, как вам кажется. Хотя вам вполне по силам сделать из него такового.

Ни в коем случае не обсуждайте при ребенке волнующие вас проблемы, связанные с детским садом. Не показывайте ему, что вы волнуетесь, боитесь или в чем-то не уверены. Дети в этом возрасте крайне чувствительны к малейшим нюансам нашего настроения легко «считывают» эмоции близких, особенно матери, как бы она не старалась скрыть свое состояние за улыбкой или словами.

Узнайте заранее все новые моменты в режиме дня в детском саду и введите их в режим дня ребенка заранее, пока он находится дома.

Как можно раньше познакомьте малыша с детьми в детском саду и воспитателями в группе, куда он в скором времени придет. Очень хорошо, если в группе окажутся дети, с которыми ваш ребенок уже играл раньше, например во дворе.

Настраивайте ребенка как можно положительнее к его поступлению в детсад. Готовьте его к временной разлуке с вами и давайте ему понять, что это неизбежно, потому, что он уже большой. Говорите ему о том, как это здорово, что он уже такой взрослый. И самое главное – все время объясняйте ребенку, что он для вас, как и прежде, дорог и любим.

Раскройте малышу «секреты» возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми.

Ни в коем случае не угрожайте ребенку садом, как наказанием за то, что он плохо себя ведет!

Постарайтесь спланировать свое время так, чтобы в первую неделю посещения детсада ребенок не оставался там более, чем 2-3 часа.

В семье в этот период необходимо создать спокойный и бесконфликтный климат для вашего малыша. Щадите его ослабленную нервную систему! Не реагируйте на его выходки и не наказывайте за капризы. Лучше на время отменить походы в кино, цирк, в гости, сократить время просмотра телевизора. Постарайтесь в выходные дни соблюдать дома такой же режим, какой был в детском саду.

Итак, вы прочитали эту статью, и у вас может сложиться впечатление, что детский сад это нечто ужасное и лучше, чтобы в жизни вашего ребенка его вообще не было. Не спешите с выводами. Для того, чтобы принять решение необходимо знать все доводы и «за» и «против», а «тот, кто предупрежден, тот – вооружен». Плюсов в посещении детского сада ничуть не меньше. Например, психологи уверены (и уверенность эта опирается на конкретные научные данные), что дети, посещающие детский сад и физически и психически гораздо более устойчивы и гораздо быстрее развиваются. Никакие «супер-няни», ни какое дозированное общение со сверстниками в песочнице во дворе под присмотром бабушки не дадут вашему ребенку такой школы жизни, как пребывание в детском саду. А период привыкания обязательно заканчивается.

Источник: beautytime.ru; автор: Елена Щербакова, психолог
07 августа 2007
(0 голосов, средний: 0 из 5 оценок)
Уважаемые посетители, здесь Вы можете написать комментарий к статье. Редакция "Детской" не дает профессиональных консультаций.
Другие статьи
Процедура определения психологической готовности к школе
Процедура определения психологической готовности к школе может быть различной в зависимости от условий, в которых работает психолог.
Здоровье
07 сентября 2007
Нравственная готовность к школьному обучению
Нравственное формирование дошкольника тесно связано с изменением характера его взаимоотношений со взрослыми и рождением у них на этой основе нравственных представлений и чувств, названных...
Развитие и воспитание
23 сентября 2007
СОБИРАЕМСЯ В ДЕТСКИЙ САД
Начало осени — время «перемен» для большинства детей. Многие малыши в этом году впервые узнают о детском садике. Кто-то уже пошел в садик с начала сентября, кто-то только собирается с середины...
Развитие и воспитание
02 октября 2007