ДЕТСКИЙ САД: ГОТОВНОСТЬ № 1
Подготовка ребенка к садику не менее важна, чем к школе. Станет ли младшая группа для крохи вторым домом, зависит не только от воспитателей, общей атмосферы и интерьера помещений, но и от вас. Малыш стоит на пороге нового мира – мира обязанностей и дисциплины, занятий и утренников, симпатий и конфликтов. Не волнуйтесь: крохе будет в нем тепло и уютно. Немного помогите ему.
Контрольная для родителей
Для того чтобы подготовительный этап дал желаемые результаты, ответьте себе на один простой вопрос: «Готовы ли вы отправить ребенка в детский сад?». Если хотя бы у одного из вас возникнут сомнения по этому поводу, знайте: вам еще необходимы время и информация, чтобы принять окончательное решение. Малютка всегда перенимает душевное состояние родителей. Он безошибочно угадывает все, что вы чувствуете. Если кроха увидит, что вы позитивно настроены по отношению к детскому саду, то адаптационный период пройдет для него легко. Поэтому выбирайте то учреждение, которое внушает доверие. Спокойствие и оптимизм помогут вам преодолеть возможные проблемы.
Два часа самостоятельности
Определитесь, как долго вам понадобится готовить ребенка. По мнению специалистов, малышу, в зависимости от особенностей характера и темперамента, необходимо от 2 до 4 месяцев. Этого времени родителям должно хватить для того, чтобы отрегулировать режим дня, постепенно приучить кроху к своему отсутствию, сводить его «на экскурсию» в выбранный садик. Если по истечении этого срока малыш будет по утрам спокойно и радостно отправляться туда, вы сможете поставить себе «отлично»!
Мама, папа, бабушка и дедушка – привычный круг общения ребенка. Безусловно, мама – самый главный для него человек. У крохи может сложиться впечатление, что это и есть его мир, который останется неизменным. Чтоб этого не случилось, начинайте выходить в свет: посещайте вместе с малышом друзей, у которых есть дети, желательно ровесники вашего. Не мешайте им общаться, предоставьте полную свободу действий хотя бы на час. Пусть учатся играть, делиться и решать конфликты самостоятельно.
Когда такие визиты станут привычными, осваивайте следующую ступеньку: оставляйте кроху на несколько часов в доме у приятелей, друзей, добрых соседей. Так ребенок постепенно привыкнет к мысли, что какое-то время он может обойтись без присутствия родителей, а вы получите возможность решать неотложные дела. Только не опаздывайте и всегда возвращайтесь, когда пообещали крохе: он должен знать, что мама и папа о нем помнят и обязательно придут вовремя. Тогда в будущем ему будет легче отпускать вас, а ожидание в детском саду не станет тягостным.
Внимание – темперамент!
Если на характер человека влияют воспитание, образ жизни, обстоятельства, то темперамент нам дается раз и навсегда. Характер можно подкорректировать, в то время как темперамент – это константа, пытаться влиять на которую бесполезно. Он проявляется практически с первых же дней жизни маленького человечка.
Поверьте, важно учитывать особенности психического склада ребенка. От темперамента в немалой степени зависит то, как он будет чувствовать себя в коллективе.
МЕЛАНХОЛИК: «Мне нужно замереть и притаиться»
Нерешительный и замкнутый человечек, он часто капризничает, плачет, жалуется. Нет, кроха не слабохарактерный. Просто малыш остро нуждается в повышенном внимании к нему. Ребенок не любит резких перемен, любое нововведение в распорядке дня ему не по душе. Все новое он воспринимает настороженно. Завоевать его доверие непросто. Зато привязанности носят стойкий характер: меланхолики, как правило, преданные и верные друзья.
Время «Ч»
Если у вас есть такая возможность, не отдавайте маленького в садик до 5 лет. Атмосфера любви и понимания нужна ему как воздух, а кто же поймет его лучше, чем мама и папа? Тем не менее, не стоит отказываться от сада совсем, ведь впереди – школа.
Возможные проблемы
Кроха может начать протестовать против похода в детский сад еще с вечера, а утром удариться в слезы. Когда же вам, наконец, удастся убедить его и ваш капризуля останется в группе, возможно, он попытается «отомстить» воспитателю и детям за разлуку с мамой.
Что делать?
Любые попытки воздействовать на меланхолика силой обречены. Договаривайтесь с ним – это самый эффективный и безболезненный способ. Заранее рассказывайте ему о предстоящих событиях, акцентируя его внимание на положительных сторонах. За неделю до пробного посещения садика расскажите малышу о том, как интересно играть с другими детьми, учиться читать, слушать сказки, которые рассказывает воспитатель. Ребенка важно заранее подготовить к первому дню в новой обстановке.
ФЛЕГМАТИК: «Так и буду здесь сидеть!»
Ваш малыш обычно спокоен и рассудителен. Его не увлекают шумные игры со сверстниками, он любит в одиночестве заниматься тем, что ему по душе: конструированием, лепкой, рисованием. Ему интересно с самим собой. Кроха обожает мечтать и фантазировать. Отличительные черты – сдержанность и зрелость. Иногда может показаться, что он покоряется обстоятельствам, и это не доставляет ему неудобств. Не заблуждайтесь: просто сын или дочка не любит делиться своими переживаниями. Малютка долго привыкает к детскому саду, но редко выражает явное недовольство.
Время «Ч»
Адаптация маленького флегматика к детскому обществу успешнее всего пройдет в 3 года. В этом возрасте коллектив в саду еще не сформировался, поэтому стеснительный, неторопливый и деликатный ребенок легко найдет в нем свое место.
Возможные проблемы
В период привыкания малыш часто погружается в себя и первое время плохо идет на контакт с детьми и воспитателем. Так он демонстрирует неприятие новой ситуации. Малютка не станет плакать по утрам и без лишних эмоций помашет маме ручкой при расставании. Все чувства он оставит при себе, но это не значит, что его переживания менее сильны, чем у других.
Что делать?
Для того чтобы крохе было легче приспособиться к новым условиям, принесите в детский садик любимого плюшевого мишку, пижаму, тапочки, стаканчик или чашку. Маленькому тихоне необходимо чувствовать себя так же комфортно, как дома.
ХОЛЕРИК: «Ах, проявите интерес к моей персоне!»
Ребенок – легковозбудимый. Ему нравится быть на публике и эпатировать окружающих. Малыш быстро привыкает к новой обстановке и людям, однако по-настоящему хорошо он чувствует себя только тогда, когда знает, что владеет ситуацией. Холерик не из робкого десятка. Негативные эмоции он выплескивает сразу и на того, кто оказался поблизости.
Время «Ч»
Потребность в общении формируется к 3-4 годам. К этому возрасту кроха готов мириться с общими для всех правилами поведения и уже умеет сдерживаться.
Возможные проблемы
Во время адаптации маленький задира, возможно, будет вести себя агрессивно по отношению к сверстникам и воспитателю. Так карапуз демонстрирует недовольство новой ситуацией. Позже в группе он непременно станет лидером. Приготовьтесь к тому, что время от времени воспитатель будет сообщать вам о его шалостях.
Что делать?
Не ругайте ребенка за драчливость и несдержанность. Ваша задача – направить его энергию в мирное русло. Объясняйте малютке последствия его агрессивного поведения.
САНГВИНИК: «Улыбчивый, мурлывчивый, со многими на ты»
Дети этого типа – самые «садиковые». Если ваш малыш сангвиник, считайте, что вам повезло: адаптация к коллективу у него пройдет легче, чем у ровесников. Кроха весел, любопытен, легок в общении, незлопамятен. Его общительность помогает ему заводить друзей и находить общий язык со взрослыми. Он редко бывает в подавленном состоянии, в палитре его эмоций преобладают светлые тона. Ребенок непостоянен. Присущая ему «поверхностность» не дает надолго сосредоточиться на одном занятии: он любит разнообразие и быстро устает от монотонности.
Время «Ч»
Чем раньше вы отдадите сангвиника в детский сад, тем лучше и для него и для вас. Кроха обожает общество и будет хорошо себя чувствовать в группе со своими сверстниками.
Возможные проблемы
Малышу надоедает однообразие, поэтому садик ему может быстро наскучить. Свое недовольство карапуз скрывать не станет, и вы очень скоро узнаете все, что он думает по этому поводу.
Что делать?
При выборе учреждения для крохи обратите внимание на то, какие там занятия. Танцы, музыка, физкультура, рисование, логика… Вашему непоседе по нраву все. Он будет с удовольствием ходить в детский сад, если там достаточно интересно.
Пора или не пора?
Наш несложный тест в сочетании с вашей наблюдательностью поможет ответить на этот вопрос. Варианты ответов: «да», «не совсем», «нет». За каждое «да» добавьте 2 очка, «не совсем» - 1 очко, «нет» - 0.
- Ребенок умеет самостоятельно есть и пить.
- Он с младенчества окружен большим количеством людей.
- Малыш управляется в туалете сам или с вашей помощью.
- Он с легкостью остается на пару часов без мамы.
- Кроха с интересом относится к незнакомым детям.
- Обычно малыш соблюдает режим.
- Дневной сон для него проблема.
- Вашего ребенка можно назвать общительным и открытым.
Подсчитайте баллы
14-16 баллов – ваш малыш готов к садику практически на сто процентов. Смело отводите его в выбранное учреждение. Не создавайте малютке искусственных сложностей: если видите, что ребенок с удовольствием ходит в садик, не затягивайте адаптационный период. Возможно, кроха уже через неделю будет спокойно оставаться на целый день.
9-13 баллов – ребенок еще недостаточно готов к тому, что вскоре ему предстоит отправиться в детский сад. Обратите особое внимание на формирование базовых навыков и дайте ему возможность быть самостоятельным. Говорите о детском коллективе только хорошее. И готовьтесь к важному событию сами: от вашего внутреннего настроя зависит отношение к садику крохи.
1-8 баллов – пока маленький кенгуренок не представляет себе, что целый день он может провести вне дома, без внимания родителей. Вам спешить с детским садом не стоит. Приучайте карапуза к автономности постепенно и деликатно. Постарайтесь избегать ситуаций, вследствие которых у ребенка может сформироваться негативное отношение к коллективу. Обучите малыша элементарным навыкам самообслуживания. Читайте книги и смотрите фильмы, в которых речь идет о детском садике. Крохе нужно время.
(по материалам журнала «Хорошие родители»)