ЛЮБОВЬ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ
Подробно обсудив период беременности и родов, мы естественным образом переходим к тому, что «после». Хотя здесь с каждым шагом разговор становится все труднее. Все большая разноголосица во мнениях, сомнения переходят в открытые конфронтации, советчики со всех сторон уже не советуют, а настаивают, требуют и уверяют, что иначе «вы угробите ребенка». И если по поводу дородового воспитания можно в большей или меньшей степени сомневаться, то уж после родов избегать воспитательных моментов сложнее. Конечно, в первые дни они скрываются за многочисленными вопросами ухода и кормления, однако с каждым днем все слышнее рекомендации «не приучать», «не баловать» и угрозы «безнадежно испортить». И у каждой стороны - весомые аргументы, многочисленные примеры, восхищающие достижения и пугающие провалы.
Поэтому и наш разговор будет несколько иным, чем это было ранее.
Мы постараемся коснуться основных вопросов. Но - коснуться, обсудить и - оставить решение за родителями. Продолжая утверждать, что лишь за ними - право выбирать ответ на все эти вопросы. Слушайте свое сердце и старайтесь услышать ребенка. Эта рекомендация будет актуальна всегда. Именно это внимательное вслушивание может помочь избежать ошибок в стремлении строго следовать какой-либо избранной заранее концепции. Нет одинаковых детей. Все они похожи только в одном - им жизненно необходима любовь. В остальном то, что «проглотит» один, травмирует другого. Одного спартанский режим сделает бойцом, другого - убьет. Одному невмоготу жить без «обнимашек», другому они кажутся посягательством на его свободу и независимость. Важно найти верную интонацию, нащупать путеводную нить к сердцу малыша.
Любовь к ребенку, зародившись, растет и изменяется. У кого-то проклевываются ее первые росточки, кто-то терзается в сомнениях и изнемогает под грузом вдруг свалившейся ответственности, кто-то вынашивает вместе со сладкой земной любовью проблески любви небесной. Растет и меняется ребенок - меняются и отношения. Не только их суть, но и проявления.
Первое время родителям обычно не до анализа эмоций и чувств. Не в последнюю очередь потому, что этих самых эмоций им более чем достаточно, и отнюдь не только положительных. И сверх того - постоянное напряжение, возрастающая усталость, смутная тревога и колоссальная ответственность. «Длительный период неповоротливого недомогания завершают болезнь и боли, беспокойные ночи и дополнительные расходы. Утрачен покой, исчез порядок, нарушено равновесие бюджета. Вместе с кислым запахом пеленок и пронзительным криком новорожденного забряцала цепь супружеской неволи. Тяжело, когда нельзя договориться и надо додумывать и догадываться. Но мы ждем, быть может, даже и терпеливо. А когда он, наконец, начнет ходить и говорить, - путается под ногами, все хватает, лезет во все щели, основательно-таки мешает и вносит непорядок - маленький неряха и деспот. Причиняет ущерб, требует и понимает лишь то, что его душеньке угодно. Не следует пренебрегать мелочами: обида на детей складывается и из раннего вставания, и смятой газеты, пятен на платьях и обоях, обмоченного ковра, разбитых очков и сувенирной вазочки, пролитого молока и духов, и гонорара врачу. Спит не тогда, когда нам желательно, ест не так, как нам хочется; мы-то думали - засмеется, а он испугался и плачет. [...] Как редко ребенок бывает таким, как нам хочется, как часто рост его сопровождается чувством разочарования!». И это - вовсе не о маленьком тиране, в которого иногда превращают детей необоснованная опека близких, а о самоощущении очень многих заботливых родителей.
Кормить грудью или из бутылочки, успокаивать или дать накричаться, носить на руках или приучать к самостоятельности - на все эти вопросы гораздо легче ответить, если ясна цель, к которой мы стремимся. К удобству ли, к далеким воспитательным целям (самостоятельности, независимости) или к тому, чтобы уже сейчас быть вместе и радоваться этой близости? В чем больше нуждается ребенок - в надежном и любящем окружении или в умении во всем полагаться лишь на себя и понимании, что твои проблемы - они только твои? Это непростые вопросы. Тем более что так хочется всего и сразу - чтобы и умным был, и ловким, и добродушным, и стойким, и любящим, и независимым. Хочется приласкать - но как же самостоятельность? Хочется лелеять - но не изнежим ли, не навредим? Давайте попробуем посмотреть на ситуацию немного со стороны, разобраться в ней не только с воспитательной, но и с физиологической, и с психологической точек зрения.
Младенец беспомощен и совсем не знает ни мира, в который он пришел, ни даже собственного тела. Первым опытом самоопределения и общения с другими людьми будет опыт взаимоотношений в семье. Это его первый социум, его модель Вселенной, где в относительно тепличной обстановке человек учится жить. Все, что вынесет он из этого опыта в первые часы, дни и годы, будет основой для дальнейшего формирования личности.
Ребенок попадает из привычного мира утробы в новый, чужой и пугающий мир. В этом мире страдают от холода, голода, боли и одиночества. Но есть и привычные звуки, запахи и ощущения, источником которых служит мама. Она может спасти от всех зол и вернуть радость жизни. Младенец учится подавать сигналы маме, мама учится их распознавать. Чем более тесная взаимосвязь в паре «мама-ребенок», тем быстрее и точнее удовлетворяются нужды младенца, тем меньше в его жизни плохого, больше радости и больше сил для роста и развития. С маминой помощью малыш учится распознавать свои потребности, и то, что сначала было для него общим ощущением дискомфорта, обретает постепенно различные нюансы: холодно, жарко, мокро, голодно, больно, одиноко... Одновременно появляется стойкая убежденность: я не один, есть кто-то, кто откликнется на мой зов и вернет ощущения дородового блаженства.
Если же младенец лишен помощи взрослых, процесс освоения мира, вхождения в этот мир идет медленнее, требует отдачи всех сил. Да, ребенок постепенно учится не звать на помощь, потому что появляется уверенность - помощи ждать неоткуда. Это самостоятельность, построенная на обреченности и отверженности, самостоятельность сироты. Одну чуткую женщину, усыновившую младенца из дома малютки, поразило, что он, проснувшись, продолжал спокойно и молча лежать в кроватке. Она, вырастившая двух родных детей, понимала, о каком неблагополучии это говорит, к чему может привести. К сожалению, родителей, ориентированных на собственное удобство, или просто не понимающих происходящих в сознании ребенка процессов, такое поведение очень часто радует. Младенец научился обходиться без них - прекрасно, цель достигнута. Они уверены, что были правы, когда не бежали к малышу по первому писку и не брали на руки. Однако способность этого же ребенка и в дальнейшем жить своими интересами, обходиться без родительского участия, активное противостояние попыткам родителей вторгнуться в его жизнь в подростковом возрасте радует почему-то значительно реже. И еще реже родители понимают, что такие отношения установили именно они, в те самые нежные годы, приучив ребенка к «самостоятельности».
Почему мы поставили «самостоятельность» в кавычки? Да потому, что о какой самостоятельности можно говорить, когда малыш лежит в колыбели? Даже само слово «самостоятельность» указывает на способность хотя бы стоять - самому. Надо ли воспитывать самостоятельность? Конечно. Даже не воспитывать, а - подпитывать, давать развиваться тем задаткам, которые есть в ребенке и рвутся наружу. Если младенец естественным образом перекочевал из утробы на руки родителям, то он таким же естественным образом с этих рук спустится. В нем заложено стремление учиться и покорять пространство, и если это желание не отбить тревожностью, критикой или невниманием, то оно будет только крепнуть. Ведь никто не боится, что можно приучить ребенка к материнской утробе, и он не захочет рождаться? И по этому поводу никто не торопится извлечь его оттуда побыстрее, с первыми признаками жизнеспособности, месяце эдак на пятом-седьмом, чтобы учился жить самостоятельно. Выживет такой младенец, рожденный на месяц-другой раньше срока? С большой вероятностью - да. Благо ли для него такое раннее «обучение самостоятельности»? Вряд ли.
Также и с остальными возрастными особенностями. Не получив чего-то вовремя, не сформировавшись, ребенок рискует в некоторых отношениях остаться психологически «недоношенным». Например, по результатам исследования мозговых структур было отмечено, что детдомовские дети в среднем обладают лучшими качествами выживания (развитые стволовые структуры), умеют бороться и отстаивать свое место под солнцем, однако у них практически не сформированы участки, отвечающие за эмоциональное восприятие. Это те самые детки, которые с раннего возраста лишены тесного контакта с любящим взрослым, которые приучены не кричать в кроватке. Понимая, что ребенку должно отделиться от родителей, не стоит спешить совершать это отделение сразу, превращать его с младенчества в детдомовца в родном доме. Процесс этого отделения, сепарации, постепенный и долговременный. Если бы детям нужно было быть отделенными от родителей сразу после появления на свет, мы бы, наверное, метали икру, подобно рыбам. А нашим деткам нужно пестование, нужны любящие родители, надежный тыл. И, ощущая этот надежный, защищенный форпост семьи, ребенок шагает навстречу новому и неизведанному гораздо более уверенно и в свое время становится самостоятельным. Если же уверенности ни в ком нет, тогда тревожность существования, постоянная готовность к опасности отнимает силы и не способствует открытому стремлению к познанию мира - напротив, найдя какую-то относительно спокойную зону, ребенок всеми силами стремится сохранить ее. Поэтому «приучить к рукам» можно лишь в том случае, если брать на руки редко и только после упорного крика. Тогда ребенок вряд ли отдаст без боя с таким трудом занятую «высоту» и будет напряженно следить, чтобы родители не отошли слишком далеко, не начали брать на руки кого-то другого и т.д. То же с родительской постелью - дети, забравшиеся туда в результате изматывающих ночных боев месяцев в шесть, могут не желать покидать ее многие годы, особенно если это - единственный способ получить желанную родительскую близость. Что же касается деток, для которых пребывание на руках у родителей или рядом с ними является естественным для обеих сторон продолжением внутриутробного существования, то они спокойно и с радостью отправляются осваивать окружающее пространство, будучи уверенными, что родители никуда не денутся, в случае необходимости окажутся рядом и помогут. Такие уверенные в своем окружении дети растут намного спокойнее и самостоятельнее тех сверстников, которых взрослые пытались насильно и раньше времени сделать самостоятельными и независимыми, давая им накричаться и пренебрегая потребностью в близости и помощи родных.
Представление ребенка о нем самом, его самооценка формируется на основе того, как к нему относятся окружающие люди, в первую очередь - самые близкие. «Поначалу сам для себя ребенок не существует, являясь как бы «слепым пятном». Первый этап в осознании человеком факта своего существования в этом мире начинается через других людей. Это они замечают, что «Я» есть, выделив ребенка из фона окружающей жизни как значимую фигуру и назвав его по имени. Для полноценного психического развития ребенку исключительно важно убедиться в том, что место, занимаемое его «Я» в этом мире, - самое хорошее, ма-ма - самая лучшая, дом - самый родной. Главной личностной задачей младенческого периода является формирование так называемого «базового доверия к жизни» - интуитивной уверенности человека в том, что «жить хорошо и жизнь хороша», а если станет плохо, то ему помогут, его не бросят. Уверенность в своей желанности, защищенности, в гарантированности положительного отклика окружающего мира на его нужды младенец приобретает в ходе повседневных взаимодействий с матерью. Постоянство присутствия матери, точность понимания ею нужд младенца и скорость отклика на них, теплота отношения к ребенку, многообразие телесного и словесного общения с матерью имеют очень важный смысл для всей его будущей жизни. На этом глубинном чувстве базового доверия к жизни будет основан потом жизненный оптимизм взрослого, его желание жить на свете вопреки всем невзгодам и его иррациональная уверенность в том, что все кончится хорошо вопреки обстоятельствам. И наоборот, отсутствие этого чувства может в будущем привести к отказу от борьбы за жизнь даже тогда, когда победа в принципе возможна». Получается, что, напитав ребенка в первые годы любовью и уверенностью, мы ставим надежный внутренний заслон дальнейшим нестроениям. Как часто сегодня родители задаются вопросом: как уберечь, как защитить выходящего в мир ребенка? Оказывается, заложив надежный фундамент доверия к родителям и к миру, мы одеваем ребенка в доспехи, помогающие выстоять перед злыми ветрами отрочества.
Конечно, важно не окунуться в противоположную крайность, когда вместо спартанского отвержения вокруг младенца царит атмосфера эгоистического любования, а любовь заменяется чувством собственности, патологической привязанностью. Маме приятно с младенчиком, он такой маленький и беспомощный, так нуждается в ее заботе. И так не хочется, чтобы он вырастал, так приятно быть всегда необходимой помощницей и защитницей для любимого несмышленыша. Или же мама сама неуверенна и напугана, и этот страх, эту тревогу она подспудно внушает ребенку, не отпуская его ни на шаг, стремясь обезопасить его существование не разумными мерами, а непрестанным контролем, одергиванием, запретами. Малыш растет и стремится штурмовать все новые высоты, а любящие взрослые ограждают каждый шаг, стремясь продлить период младенчества, когда в них так нуждались. Происходит все совсем как во всем известной детской книжке Е. Чарушина «Тюпа, Томка и Сорока»: Тюпу побили. Это Непунька, Тюпкина мама, его отшлепала. Сейчас ей не до него. Непунька ждет-пождет, скоро ли у нее будут другие, новые маленькие сосунки. Она и местечко приглядела - корзинку. Там она будет их кормить, песни петь. Тюпа теперь ее боится. И близко не подходит. Никому неохота получить шлепка. У кошки обычай: маленького кормит, а взрослого гонит. Но у Непуньки-кошки новых сосунков отобрали. Непунька ходит, котят ищет, зовет. Молока у Непуньки много, а кормить некого. Искала она их, искала и как-то невзначай увидела Тюпку. Он от нее в это время прятался, боялся трепки. И тут Непунька решила, что Тюпа - это не Тюпа, а ее новый маленький сосунок, который потерялся. И обрадовалась Непунька, и мурлычет, и зовет маленького, и хочет покормить, приласкать. А Тюпа - ученый, он близко не подходит. Его еще вчера так приласкали - до сих пор помнит! А Непунька поет: «Иди, покормлю» - легла на бочок. Молоко у Непуньки теплое. Вкусное! Тюпа облизнулся. Он давно сам научился есть, а помнит. Уговорила Непунька Тюпу. Насосался он молочка - заснул. И тут начались другие чудеса. Ведь Тюпа взрослый. А для Непуньки он маленький. Она перевернула Тюпку и моет его, вылизывает. Тюпка проснулся, удивился - зачем это, для чего это - он сам может. Хотел уйти. А Непунька уговаривает: «Лежи, ты маленький, запнешься, потеряешься». Песни пела-пела и сама заснула. Тут Тюпа выбрался из корзинки и занялся разными своими делами. То да се. Бабочек пошел ловить. К воробью подкрадывается. Проснулась Непунька. Ах, где же ее Тюпонька? Выбежала на двор, зовет. А Тюпа взобрался на крышу и там ползает, бегает - пугает какую-то пичужку. Непунька скорее к нему: «Не упади! Не свались!» А Тюпа не слушает. Взяла Непунька Тюпку за шиворот и понесла, как маленького, с крыши. Тюпа отбивается, упирается, не желает с крыши идти. Никак не может понять Непунька, что Тюпа уже не маленький.
Кошка по воле людей лишилась потомства и направила весь свой нереализованный пыл родительской любви, заботы и ласки на выросшего отпрыска. Так порой и некоторые родители, не имеющие много детей для приложения своих родительских усилий, не дают взрослеть своему ребенку, желая еще понянчиться. Чаще всего даже не отдавая себе в этом отчета. Они кажутся себе, а часто и окружающим, просто заботливыми и ответственными родителями (или бабушками-дедушками) и осуждают зачастую тех, кто «не смотрит за детьми», дает им больше свободы, позволяет расширять границы познания. Однако такая показная заботливость очень часто представляет собой просто недореализованные родительские задатки. «Родительский инстинкт потому так и горяч, потому и дан нам с таким мощным избытком, что природа, не знающая противозачаточных средств, вменяет нам в обязанность проявить его не какие-нибудь один - два раза, а много раз. Много раз должна беременеть и рожать нормальная женщина, много раз зачинать и воспитывать нормальный мужчина. Нормальная природная семья - многодетная, с несколькими поколениями детей - ранними, средними, поздними... Так рассчитан и организм человеческий, и психика с ее инстинктами. По идее, мы все должны быть многодетными отцами и матушками-героинями! И так ведь оно и было на протяжении тысяч предшествовавших поколений. Год за годом - ребенок, еще ребенок, еще... Старшие уже самостоятельны и имеют своих детей, младшие еще вынашиваются и вынянчиваются. Общий труд и борьба за существование. Невозможность повышенного внимания ни к кому из детей, кроме самых малых, грудных. У каждого ребенка свои права соответственно возрасту, но еще больше обязанностей... И вот если посмотреть на дело так, то оказывается, что у горячего родителя избытка родительской любви не так уж и много, а, пожалуй, и вовсе нет. Основной, массовый, нарастающий факт: родительская любовь из естественно экстенсивной, то есть широко распределенной, в приблизительной равномерности, между множеством детей, сделалась неестественно интенсивной - узконаправленной на одного - двух. То, что тысячелетиями распределялось между семью-двадцатью, теперь получает один, в лучшем случае - двое-трое. Всю любовь, все внимание. И не только, заметим, всю любовь и внимание. Ведь и тревожность, и чувство вины, и требовательность, и агрессивность, и потребность властвовать и подчинять тоже...». Может, в этом разгадка многих случаев, когда «в нем души не чаяли, в лепешку разбивались, а вырос негодяем». Может, слишком «разбивались»? И даже не «для него» вовсе, а для себя, своих амбиций, своих целей? Конечно, жалко детишек, до которых никому нет дела, которые предоставлены сами себе. Дети нуждаются в мудром или хотя бы опытном и любящем руководителе, родителе или педагоге. Однако нередко детей, которыми чересчур уж «занимаются», жалко бывает не меньше. Потому что случается, что ребенок получает не помощь в самораскрытии и самореализации, а прессинг, формирующий его по неким внешним, заранее заготовленным стандартам. В этом случае личность, со всеми ее особенностями, талантами, с ее неповторимостью, уничтожается в угоду требованиям социума или представлениям воспитателя. Любовный же подход - иной! Любящий ценит все самобытное в любимом. Любящий взор, проникая в самое существо, отсекает наносное и дурное, помогая вырасти и проявиться потаенному Образу.
Ребенок взрослеет и выходит за порог дома. Роль родителей на всем протяжении взросления - не отгораживать от мира и не выталкивать в мир, а помочь войти и освоиться. Это не один-единственный шаг, после которого можно вздохнуть и расслабиться, а постоянное сотрудничество и постепенное увеличение дистанции одновременно с увеличением освоенного пространства. Сотрудничество родителей и ребенка можно образно представить как обучение езде на двухколесном велосипеде. Сначала родитель бежит рядом и держит руль и седло, ребенок только крутит педали и держится за руль. По мере обретения уверенности в своих силах ребенок все самостоятельнее управляется с рулем, родитель постепенно выпускает его из рук и придерживает только седло. Постепенно и эта поддержка становится номинальной. Какое-то время родитель еще бежит рядом для моральной поддержки, и вот настает момент, когда велосипед освоен и поддержка больше не нужна. Что же будет, если родитель раньше времени отпустит ребенка, а то и с самого начала скажет: вот тебе велосипед, это руль, это сиденье, это педали, смотри, как я, а теперь давай сам? В 99% случаев это кончится многочисленными падениями. Такое начало если и не отобьет напрочь желание кататься, то уж наверняка омрачит воспоминания. Лишь один из сотни поедет после такого «инструктажа». Один из тысячи, возможно, поедет и безо всяких инструкций, сам собой. Ему только не мешай. Но из-за него одного не стоит оставлять без поддержки и помощи прочих. Не лучшим будет и противоположный вариант: когда родитель слишком долго поддерживает, не дает двигаться вперед, приобретать новые навыки. Ребенок либо теряет веру в собственные силы («если родители так меня опекают, наверное, я сам слаб, и мир слишком опасен»), либо ему просто становится скучно пассивно кататься, не ощущая свободы передвижения, легкости и азарта. Эти образы легко перенести на любые наши занятия с детьми, на всю нашу совместную жизнь, и почаще спрашивать себя: что я уже могу отдать ребенку, в чем поддержать, а где просто «пробежать рядом»?
Важно не пропустить взросления малыша, его желания выйти в мир, не заслонить этот мир собой. В этом сокрыт очень большой соблазн, тем больший, что подмена так незаметна для самого взрослого а часто и для ребенка. Нам трудно бывает отделить собственное мироощущение от мира как такового. Мы слишком часто передаем близким именно наше видение и поражаемся непредсказуемости реакций, которые были бы куда более предсказуемы, имей мы возможность взглянуть на ситуацию глазами другого человека. Но чужая душа потемки, остается только догадываться и достраивать неизвестную мозаичную картину. И здесь хорошо бы вспомнить - что мы берем за образец, за эталон, идеал, к которому устремляем наши надежды? Если лепим ребенка с себя - очень велик риск потерпеть неудачу или продублировать наши недостатки вдобавок к тому, что щедро подобрала природа и цепкая детская память. «Любовь - это «переживание» другого человека во всем его своеобразии и неповторимости. В любви любимый человек воспринимается по самой своей сути как единственное в своем роде и неповторимое существо». Именно при таком взгляде матери на ребенка ей удается разглядеть зернышки дарований, засеянных Богом и могущих дать могучие всходы при надлежащем попечении. И только при таком бережном, даже лелеющем подходе она видит сокровенный замысел Божий о ее дитяти, и уже не поднимается рука вместо этого замысла ваять «по образу своему». «Самая ответственная и трудная часть воспитания - не та, когда мы стараемся вложить что-то свое в наших детей, научить их тому, что мы считаем важным, а когда мы бережно, с любовью и уважением стараемся способствовать росту «талантов», вложенных Богом в наших детей, стараемся распознать их и предоставить им возможность раскрыться в семейной жизни». Единственное, что можем и непременно должны сделать, - это донести непреложные истины (всем известные, но далеко не всеми принятые): «не убий» и «не укради», все десять заповедей. Именно эти сокровища вложить, впечатать в сердца детей, а не свои вкусы, пристрастия и привычки, не собственное, часто искаженное, видение жизни, стремительно меняющейся.
Но эта ужасающая своей неподъемностью сверхзадача требует ежесекундного напряжения всех душевных сил и постоянного труда. «Любовь, материнскую любовь надо в себе умножать и не давать ей иссякнуть! Уж, казалось бы, куда больше? Но эта аксиома («Мать любит дитя свое») мнимая, потому что и она, любовь эта, куда-то исчезает, когда усаживается мать перед телевизором, отправляет детей в садик или на улицу погулять. И у этой любви также есть вспышки, затухания, приливы и отливы... Но так не должно быть! Нельзя отдавать себя разного рода развлечениям, вроде телевизора да легкого чтива. Детей жалко... Куда бы ни отправлялись мои дети - в школу ли, на прогулку или к соседскому мальчику в гости, я обязательно благословляю их с краткой молитвой. Старший и сам уже привык перед выходом за порог креститься на иконку, висящую в прихожей. Про себя я думаю: «Невозможно всюду сопровождать детей. Да и какие они вырастут, привязанные к материнской юбке? Сильный защищает себя сам, а слабого - Бог. Крест Христов оградит их от лютого человека, от неосторожности на улице, от похабной картинки, которую протянет им приятель, вытащив из кармана, от дружеской драчки, когда детей порой так жестоко бьют. Меня рядом с ними не будет, а Господь крестом Своим защитит их от зла. Царица Небесная сокроет их под Своим покровом. Это моя непостыдная надежда».
(Г.Калинина, А.Наумова «Как мы любим
наших детей?», «Яуза-прсс» Москва, 2006)
ф