Аномалии отношений
Что же будет с ребенком, лишенным родительской любви? Последствия могут быть самыми различными, с разными проявлениями, отсроченными по времени. От сложностей в характере до летального исхода. Может стать преступником, а может – просто «холодным» в общении, нелюдимым человеком. Может, будет душой компании, но при этом – бесчувственным и бессовестным эгоистом. Недолюбленный ребенок может «отбиться от рук», попасть под нежелательное влияние, пристраститься к алкоголю, наркотикам. Но даже и тогда, когда у него недостанет сил на такой явный и открытый протест, недостаток любви родителей никогда не пройдет бесследно. «Научные исследования наглядно демонстрируют, что наименьшее количество психологических проблем и стрессов у детей (всего 5 %) возникает в тех семьях, где установились хорошие контакты между родителями и детьми, а также между родителями. Наибольшее число психологических отклонений (90 %) наблюдается там, где те и другие отношения неблагополучны» (Зорин К.В. «И будут два одною плотью…»).
«Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослыми, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни. Анализ многочисленных случаев смерти младенцев в домах ребенка, проведенный в Америке и Европе после Первой мировой войны, привел ученых к выводу: причина – неудовлетворенная потребность детей в психологическом контакте. Если продолжить аналогию с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу. «Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные», - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье» (Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?»).
То есть ребенок может просто умереть, или же болеть, плохо развиваться не из-за плохой экологии или наследственности, а из-за недостатка любви в семье. Помните «народную примету»: отправишь ребенка в детский сад – он начинает часто болеть? Дело не только в изменившейся микрофлоре. Не в последнюю очередь в этом вина неблагоприятной, по сравнению с домом, психологической атмосферы детского учреждения. Ведь отношение к ребенку со стороны даже любящих воспитателей всегда иное, нежели у родителей. Оно лишено близости и теплоты кровного родства. Даже при самом благожелательном отношении персонала ребенок не получит именно той любви, особый вкус которой придают отношения «родитель – малыш».
Ребенок чувствует отношение родителей, особенно матери, с самого раннего возраста. Даже если его внешние проявления скупы и сдержаны. Младенца мать может брать на руки с любовью или равнодушно, менять пеленки с потешками-прибаутками или брезгливо, подолгу тетешкать или вынимать из кроватки лишь при необходимости. Подросшего сорванца дома может встречать улыбка или неприязненный, колючий взгляд, легкое объятие, пусть и мимоходом, или стена отчуждения. Все это впитывается растущим человеком.
«Последние исследования в области изучения агрессивности человека показали, что на формирование данной черты влияют 4 момента:
- Негативизм матери (ее отчужденность от ребенка, постоянная критика, равнодушие);
- Терпимость матери к проявлению агрессивности ребенка по отношению к другим детям и взрослым (т.е. прощение такого поведения);
- Суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, унижение, игнорирование);
- Индивидуальные особенности темперамента ребенка (возбудимость и вспыльчивость).
Лишь малая толика от перечисленного относится к врожденным особенностям, а львиная часть – к социальному окружению ребенка, в котором основная роль отводится матери» (Чижова С.Ю., Калинина О.В. «Детская агрессивность»).
Общение с родителями, в первую очередь – с матерью, является первым социальным опытом и формирует во многом стереотипы социального поведения. Если отношения с ребенком выстроены неправильно, то он может впоследствии оказаться неспособным к нормальному взаимоотношению с окружающими, к сотрудничеству, к обучению.