ЛОВЦЫ ДУШ

Люблю работать с семьями, которые ожидают малыша. Будущие родители открыты для получения нового – знаний, эмоций, впечатлений. Особенно, когда на уровне государственной политики пропагандируется осознанное родительство, планирование семьи и т.п. Хотя не новость, что эти правильные слова часто воспринимают как некую роскошь, позволить которую могут себе не только образованные, но и обеспеченные люди. И если подготовка к родам понятна даже с позиции финансовой экономии (благополучная беременность и роды экономически выгодны как для государства, так и для семьи, ожидающей малыша), то вопрос о том, что нужно готовиться к воспитанию еще нерожденного малыша часто встречает протест.
        
Нет, конечно, на занятиях нет транспарантов «Нам это не нужно!», наоборот, у всех образованных людей сейчас принято говорить о воспитании «с пеленок». Но на уровне семейных рассуждений и мыслей наедине с собой более важными становятся вопросы выбора производителя детского питания и марки подгузников, нежели целесообразности занятий и общения с малышом в первые месяцы его жизни. Не страдай я сама подобными мыслями и сомнениями, наверное, не подняла бы этот вопрос вообще. Посему, подключив не только способность как можно адекватнее воспринять окружающую нас сейчас социальную ситуацию, но и фантазию, попробую ответить на невысказанный вопрос «Зачем нужно общаться, понимать, воспитывать… малыша с рождения?».
        
Современную информационную среду принято называть агрессивной. Журналы, телевидение, компьютеры… Их количества достаточно даже для того, чтобы свести с ума здорового взрослого человека. Их агрессивность заключается, во-первых, в самом факте наличия – более ста ТВ-программ, тысячи единиц видео-продукции. Во-вторых, все они создаются с целью понравиться, завлечь, привлечь – то есть, с максимальным учетом психологии внимания. Будучи далекой от мысли изоляции детей от «этого агрессивного окружения», и больше беспокоясь о том, как в таких условиях вырастить самостоятельного, уверенного и свободного человека, попробую изложить следующее. Старшее поколение в этом вопросе, да не в обиду будет сказано, не всегда компетентный советчик, поскольку дает единственный совет – «оградить!». Хорошо, последуем этому совету, заодно и пофантазируем:
        
От чего - ведь с возрастом окружающих объектов все больше и больше, а если ребенок неожиданно встретится один на один с тем, от чего мы его все время ограждали?
        
Какими способами – аргументы «это плохо» - неубедительны, потому что, как правило, это интересно, и ребенку нравится. Что делать в отсутствие оградителей? И до какого возраста ограждать и что делать потом? Опыт показывает, что оградительных намерений хватает лет до 3-5, а потом родители «расслабляются», а ребенок с удовольствием наверстывает упущенный «запретный плод».
        
Традиционная родительская функция защиты трансформируется в современных условиях: вместо защиты от физической опасности от диких зверей и врагов на защиту от более невидимого, но не менее агрессивного информационного пространства. Детская открытость миру с одинаковым доверием как непреложную истину воспримет всем своим существом и семейные ценности, и заявление рекламы о «лучшей в мире жевательной резинке». Формирование критичности мышления происходит достаточно поздно в развитии ребенка – начиная с 5 лет. А до этого функцию критичности выполняют родители – за малыша и для малыша.
        
Если, не углубляясь в детальный анализ, рассмотреть функциональное назначение информационных объектов, то одной из ведущих их функций будет воспитательная функция. Да, в учебниках черным по белому написано, что даже реклама несет воспитательную функцию, не говоря уже о фильмах, журналах и книгах. Нетрудно догадаться, кто будет самым благодатным объектом этого воспитания. Как Вы думаете, что нужно делать, чтобы стать достойным конкурентом этим воспитателям? И когда нужно начинать?
        
Обозначив скрытую агрессию информационной среды (надеюсь, у Вас не возникло желания выбросить телевизор, компьютер и телефон и не учить ребенка читать), направимся в своих размышлениях дальше. Десятками лет взрощенное в наших согражданах желание передать ответственность за воспитание наших детей садику, школе, пионерской организации вытравливается очень медленно. А организаций, которые с радостью возьмутся за это (не обязательно за деньги) стало значительно больше. Немного статистики: в Украине более 300 организаций крупного масштаба, из которых более ста детских и молодежных (например, скауты, пионеры), около ста развивающих и лидерских организаций, до двухсот – религиозных организаций (читай – секты). Не все из них несут конструктивные цели (например, около 40 организаций, разрешенных в Украине, запрещены в Европе как деструктивные). Но даже вполне позитивная и развивающая организация может способствовать психологической зависимости от нее. Они вовлекают в свои ряды детей, начиная с 11-12 лет. Практически каждая из них предлагает ребенку доверительную, свободную, понимающую, одобряющую и любящую модель отношений. И если у ребенка в семье не было такой атмосферы, а его потребность в любви не удовлетворялась, то устоять перед такой организацией он будет не в силах. И снова возникает вопрос, вполне в духе рыночной экономики – как родителям конкурировать с новоявленными, часто профессиональными, воспитателями?
  • С ребенком нужно уметь общаться, удовлетворяя его потребность, иначе в окружающей среде найдутся те, кто это сделает за нас.
  • Ребенка нужно понимать, иначе в окружающей среде найдутся те, кто это сделает за нас.
  • Ребенка нужно принимать, иначе в окружающей среде найдутся те, кто это сделает за нас.
И этому всему невозможно обучиться, не делая этого с рождения! Поэтому отношения с ребенком, начиная с рождения и даже раньше – жизненная необходимость и главная родительская задача.
 
(По материалам журнала «Для будущих мам»)
15 марта 2008
(0 голосов, средний: 0 из 5 оценок)
Уважаемые посетители, здесь Вы можете написать комментарий к статье. Редакция "Детской" не дает профессиональных консультаций.
Другие статьи
ПРАВОЙ? ЛЕВОЙ!
Отдать ребенка на английский или на французский – решать родителям. Какой рукой брать ложку или ножницы, малыш определит сам.
Здоровье
04 марта 2008
Подросток и компьютер
Существует совершенно ложное мнение, что чем скорее мы приобщим ребенка к компьютеру, тем лучше.Прочел как-то в газете, как одна мама спрашивает психолога, можно ли играть в компьютер ребенку трех...
Здоровье
23 мая 2011
Мифы о беременности
Так уж повелось, что беременность окружена неким мисти­ческим ореолом. Этот удивительный процесс прошли мил­лионы женщин, однако предсказать, какой будет беременность у каждой конкретной женщины -...
Беременность
02 сентября 2008