ЛОВЦЫ ДУШ

Люблю работать с семьями, которые ожидают малыша. Будущие родители открыты для получения нового – знаний, эмоций, впечатлений. Особенно, когда на уровне государственной политики пропагандируется осознанное родительство, планирование семьи и т.п. Хотя не новость, что эти правильные слова часто воспринимают как некую роскошь, позволить которую могут себе не только образованные, но и обеспеченные люди. И если подготовка к родам понятна даже с позиции финансовой экономии (благополучная беременность и роды экономически выгодны как для государства, так и для семьи, ожидающей малыша), то вопрос о том, что нужно готовиться к воспитанию еще нерожденного малыша часто встречает протест.
        
Нет, конечно, на занятиях нет транспарантов «Нам это не нужно!», наоборот, у всех образованных людей сейчас принято говорить о воспитании «с пеленок». Но на уровне семейных рассуждений и мыслей наедине с собой более важными становятся вопросы выбора производителя детского питания и марки подгузников, нежели целесообразности занятий и общения с малышом в первые месяцы его жизни. Не страдай я сама подобными мыслями и сомнениями, наверное, не подняла бы этот вопрос вообще. Посему, подключив не только способность как можно адекватнее воспринять окружающую нас сейчас социальную ситуацию, но и фантазию, попробую ответить на невысказанный вопрос «Зачем нужно общаться, понимать, воспитывать… малыша с рождения?».
        
Современную информационную среду принято называть агрессивной. Журналы, телевидение, компьютеры… Их количества достаточно даже для того, чтобы свести с ума здорового взрослого человека. Их агрессивность заключается, во-первых, в самом факте наличия – более ста ТВ-программ, тысячи единиц видео-продукции. Во-вторых, все они создаются с целью понравиться, завлечь, привлечь – то есть, с максимальным учетом психологии внимания. Будучи далекой от мысли изоляции детей от «этого агрессивного окружения», и больше беспокоясь о том, как в таких условиях вырастить самостоятельного, уверенного и свободного человека, попробую изложить следующее. Старшее поколение в этом вопросе, да не в обиду будет сказано, не всегда компетентный советчик, поскольку дает единственный совет – «оградить!». Хорошо, последуем этому совету, заодно и пофантазируем:
        
От чего - ведь с возрастом окружающих объектов все больше и больше, а если ребенок неожиданно встретится один на один с тем, от чего мы его все время ограждали?
        
Какими способами – аргументы «это плохо» - неубедительны, потому что, как правило, это интересно, и ребенку нравится. Что делать в отсутствие оградителей? И до какого возраста ограждать и что делать потом? Опыт показывает, что оградительных намерений хватает лет до 3-5, а потом родители «расслабляются», а ребенок с удовольствием наверстывает упущенный «запретный плод».
        
Традиционная родительская функция защиты трансформируется в современных условиях: вместо защиты от физической опасности от диких зверей и врагов на защиту от более невидимого, но не менее агрессивного информационного пространства. Детская открытость миру с одинаковым доверием как непреложную истину воспримет всем своим существом и семейные ценности, и заявление рекламы о «лучшей в мире жевательной резинке». Формирование критичности мышления происходит достаточно поздно в развитии ребенка – начиная с 5 лет. А до этого функцию критичности выполняют родители – за малыша и для малыша.
        
Если, не углубляясь в детальный анализ, рассмотреть функциональное назначение информационных объектов, то одной из ведущих их функций будет воспитательная функция. Да, в учебниках черным по белому написано, что даже реклама несет воспитательную функцию, не говоря уже о фильмах, журналах и книгах. Нетрудно догадаться, кто будет самым благодатным объектом этого воспитания. Как Вы думаете, что нужно делать, чтобы стать достойным конкурентом этим воспитателям? И когда нужно начинать?
        
Обозначив скрытую агрессию информационной среды (надеюсь, у Вас не возникло желания выбросить телевизор, компьютер и телефон и не учить ребенка читать), направимся в своих размышлениях дальше. Десятками лет взрощенное в наших согражданах желание передать ответственность за воспитание наших детей садику, школе, пионерской организации вытравливается очень медленно. А организаций, которые с радостью возьмутся за это (не обязательно за деньги) стало значительно больше. Немного статистики: в Украине более 300 организаций крупного масштаба, из которых более ста детских и молодежных (например, скауты, пионеры), около ста развивающих и лидерских организаций, до двухсот – религиозных организаций (читай – секты). Не все из них несут конструктивные цели (например, около 40 организаций, разрешенных в Украине, запрещены в Европе как деструктивные). Но даже вполне позитивная и развивающая организация может способствовать психологической зависимости от нее. Они вовлекают в свои ряды детей, начиная с 11-12 лет. Практически каждая из них предлагает ребенку доверительную, свободную, понимающую, одобряющую и любящую модель отношений. И если у ребенка в семье не было такой атмосферы, а его потребность в любви не удовлетворялась, то устоять перед такой организацией он будет не в силах. И снова возникает вопрос, вполне в духе рыночной экономики – как родителям конкурировать с новоявленными, часто профессиональными, воспитателями?
  • С ребенком нужно уметь общаться, удовлетворяя его потребность, иначе в окружающей среде найдутся те, кто это сделает за нас.
  • Ребенка нужно понимать, иначе в окружающей среде найдутся те, кто это сделает за нас.
  • Ребенка нужно принимать, иначе в окружающей среде найдутся те, кто это сделает за нас.
И этому всему невозможно обучиться, не делая этого с рождения! Поэтому отношения с ребенком, начиная с рождения и даже раньше – жизненная необходимость и главная родительская задача.
 
(По материалам журнала «Для будущих мам»)
15 марта 2008
(0 голосов, средний: 0 из 5 оценок)
Уважаемые посетители, здесь Вы можете написать комментарий к статье. Редакция "Детской" не дает профессиональных консультаций.
Другие статьи
Питание после родов
Каждая женщина, родившая ребенка, должна знать, как правильно питаться. Если вы кормите грудью, здоровая пища особенно необходима вам, чтобы обеспечить потребность вашего организма и организма...
Здоровье
24 июня 2008
Слова, которые могут быть опасны
Как часто вы в детстве слышали от своих родителей фразу: «Горюшко ты мое!», «За что мне такое наказание!», «Ну когда ты наконец повзрослеешь!», «Тебе что, больше всех надо?» и т.д. и т.п. – список...
Семья и отношения
29 августа 2007
Молитва для беременных
Молитва во время беременности
Здоровье
02 марта 2012