КАК ВЫБИРАТЬ ИМЯ ПО-БОЖИЕМУ

Даруя родителям ребенка и устанавливая день его рождения, Господь уже тем самым указывает на его имя. Определить же Божию волю мы мо­жем по Православному месяцеслову, в который включены имена святых, прославленных Церковью.
Наречение христианского имени, по уставу Церкви, совершается до крещения и составляет одно из первых подготовительных к нему дей­ствий. В старые времена имя нарекали задолго до дня крещения ребенка. Теперь же наречение имени происходит обычно в день крещения, перед чином оглашения.
 
Согласно указанию Требника (гл. 2), имена христианские должны быть нарекаемы младенцам в восьмой день по рождении, по примеру Спаси­теля Христа, принявшего имя Иисус в восьмой день по Своем рождении (Лк. 2, 21), как требо­вал того ветхозаветный закон обрезания и наиме­нования (Быт.  17, 4-15).
 
Впрочем, нарекать младенца именем святого, который воспоминается в восьмой день по рож­дении, не считалось на Руси непременной тради­цией. Часто имя нарекали и в самый день рож­дения, по желанию родителей скорее видеть свое дитя запечатленным святым именем и крестным знамением, которым дитя при этом благословля­ется. Рождение младенца - столь великое и зна­менательное событие в нашей жизни, особенно ввиду опасности самих родов, что остается толь­ко благодарить Бога за эту милость наречением новорожденному имени святого, под осенением ко­торого он родился.
Кроме того, также существовал обычай назы­вать ребенка и в честь святых, память которых приходилась на день крещения. Это обосновыва­лось тем, что по церковному уставу наименова­ние дитяти должно совершаться «во осмый день» по его рождении, а так как в этот день в древ­ности и было совершаемо таинство крещения, то и имя младенцу заимствовалось от святого, праз­днуемого в этот день.
 
Итак, чаще всего ребенка называли в честь святого, память которого приходилась на день рождения или день наречения имени, а также день крещения. Для девочек допускался сдвиг на несколько дней, если не было памяти святых жен.
При таком выборе день рождения и именины чаще всего совпадали и в сознании сливались воедино. До сих пор называют именинниками тех, кто празднует день рождения, но христиане празднуют именины в честь святого.
Были еще случаи, когда ребенка называли по обету, в честь определенного святого, которого избирали заранее и молились ему еще до появле­ния чада. Тогда именины отмечались в день па­мяти этого угодника Божия, а если память праз­дновалась несколько раз в году - то в день, ближайший ко дню рождения.
 
Таким образом, человек получал имя от Цер­кви, при Крещении, и выбиралось оно не произ­вольно, а по одному из нескольких правил.
Теперь крещению предшествует гражданская регистрация новорожденного, и родители всегда сами выбирают имя ребенку, которое вписывает­ся в свидетельство о рождении. Если имя, под которым ребенок зарегистрирован, отсутствует в Православном месяцеслове, это еще не значит, что следует менять его при крещении. Вполне возможно, что родители по неосведомленности дали ребенку православное имя, но в западно­европейской или местной его форме. В таком случае священник обычно переводит его в церковно-славянскую форму и крестит под этим име­нем, предварительно сообщив его родителям крещаемого или ему самому. Вот примеры таких переводов:
Анжела - Ангелина; Жанна - Иоанна; Ок­сана, Аксинья - Ксения; Аграфена - Агриппина; Полина - Пелагея - Апполинария; Лукерия - Гликерия; Егор - Георгий; Ян - Иоанн; Денис - Дионисий; Светлана - Фотина или Фотиния; Марта - Марфа; Аким - Иоаким; Корней - Корнелий; Леон - Лев; Томас - Фома.
В том случае, когда не удается установить подобного соответствия (например Эдуард, Эль­вира, Карл), священник рекомендует родителям или самому крещаемому выбрать православное имя (лучше близкое по звучанию), которое впредь будет его церковным именем.
 
В связи с тем, что в месяцеслове некоторые имена святых совпадают и празднуются несколь­ко раз в году, то празднование одного определен­ного дня Ангела новонаименованному хрис­тианину назначается священником. Обычно это ближайший следующий за днем рождения день памяти святого.
 
Относительно перемены имени уже крещено­му человеку нет общецерковных правил, поэтому можно сослаться на резолюцию митрополита московского Филарета (от 22 мая 1839 г.), соглас­но которой следовало поступить так: «Велеть отроку приготовиться к принятию Святых Тайн и при исповеди и причащении Святых Тайн нарещи ему имя, которое, быв употреблено при таинствах, избудет для него твердым». Так же, по его мнению, следует поступить и в случае пере­мены имени «по неудобопроизносимости».
Из благоговения перед именем Спасителя в Православной Церкви не нарекали именем Иисус в честь Сына Божия. Так же мы относимся и к имени Его Пречистой Матери, поэтому имя Ма­рия дается в честь одной из святых, чья память празднуется 26 января, 1 апреля, 22 июля и других.
24 февраля 2008
(0 голосов, средний: 0 из 5 оценок)
Комментарии (1)
Уважаемые посетители, здесь Вы можете написать комментарий к статье. Редакция "Детской" не дает профессиональных консультаций.
евгений
02 октября 2011
17:23
об днях рождения и именах
Другие статьи
Именины на сентябрь
по новому стилю
Православие
04 сентября 2009
Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца (ок. 345)
Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец, прославился как великий угодник Божий. Он родился в городе Патаре Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова), был...
Православие
19 декабря 2009
Нужно ли бременной православной христианке наблюдаться у врача
Да, действительно, ведь рожали же двести лет назад здоровые русские женщины здоровых детей? Но где теперь найти такую женщину в нашем мире, отравленном выхлопными газами и нитратами? Многие...
Беременность
04 ноября 2008