КАК ВЫБИРАТЬ ИМЯ ПО-БОЖИЕМУ

Даруя родителям ребенка и устанавливая день его рождения, Господь уже тем самым указывает на его имя. Определить же Божию волю мы мо­жем по Православному месяцеслову, в который включены имена святых, прославленных Церковью.
Наречение христианского имени, по уставу Церкви, совершается до крещения и составляет одно из первых подготовительных к нему дей­ствий. В старые времена имя нарекали задолго до дня крещения ребенка. Теперь же наречение имени происходит обычно в день крещения, перед чином оглашения.
 
Согласно указанию Требника (гл. 2), имена христианские должны быть нарекаемы младенцам в восьмой день по рождении, по примеру Спаси­теля Христа, принявшего имя Иисус в восьмой день по Своем рождении (Лк. 2, 21), как требо­вал того ветхозаветный закон обрезания и наиме­нования (Быт.  17, 4-15).
 
Впрочем, нарекать младенца именем святого, который воспоминается в восьмой день по рож­дении, не считалось на Руси непременной тради­цией. Часто имя нарекали и в самый день рож­дения, по желанию родителей скорее видеть свое дитя запечатленным святым именем и крестным знамением, которым дитя при этом благословля­ется. Рождение младенца - столь великое и зна­менательное событие в нашей жизни, особенно ввиду опасности самих родов, что остается толь­ко благодарить Бога за эту милость наречением новорожденному имени святого, под осенением ко­торого он родился.
Кроме того, также существовал обычай назы­вать ребенка и в честь святых, память которых приходилась на день крещения. Это обосновыва­лось тем, что по церковному уставу наименова­ние дитяти должно совершаться «во осмый день» по его рождении, а так как в этот день в древ­ности и было совершаемо таинство крещения, то и имя младенцу заимствовалось от святого, праз­днуемого в этот день.
 
Итак, чаще всего ребенка называли в честь святого, память которого приходилась на день рождения или день наречения имени, а также день крещения. Для девочек допускался сдвиг на несколько дней, если не было памяти святых жен.
При таком выборе день рождения и именины чаще всего совпадали и в сознании сливались воедино. До сих пор называют именинниками тех, кто празднует день рождения, но христиане празднуют именины в честь святого.
Были еще случаи, когда ребенка называли по обету, в честь определенного святого, которого избирали заранее и молились ему еще до появле­ния чада. Тогда именины отмечались в день па­мяти этого угодника Божия, а если память праз­дновалась несколько раз в году - то в день, ближайший ко дню рождения.
 
Таким образом, человек получал имя от Цер­кви, при Крещении, и выбиралось оно не произ­вольно, а по одному из нескольких правил.
Теперь крещению предшествует гражданская регистрация новорожденного, и родители всегда сами выбирают имя ребенку, которое вписывает­ся в свидетельство о рождении. Если имя, под которым ребенок зарегистрирован, отсутствует в Православном месяцеслове, это еще не значит, что следует менять его при крещении. Вполне возможно, что родители по неосведомленности дали ребенку православное имя, но в западно­европейской или местной его форме. В таком случае священник обычно переводит его в церковно-славянскую форму и крестит под этим име­нем, предварительно сообщив его родителям крещаемого или ему самому. Вот примеры таких переводов:
Анжела - Ангелина; Жанна - Иоанна; Ок­сана, Аксинья - Ксения; Аграфена - Агриппина; Полина - Пелагея - Апполинария; Лукерия - Гликерия; Егор - Георгий; Ян - Иоанн; Денис - Дионисий; Светлана - Фотина или Фотиния; Марта - Марфа; Аким - Иоаким; Корней - Корнелий; Леон - Лев; Томас - Фома.
В том случае, когда не удается установить подобного соответствия (например Эдуард, Эль­вира, Карл), священник рекомендует родителям или самому крещаемому выбрать православное имя (лучше близкое по звучанию), которое впредь будет его церковным именем.
 
В связи с тем, что в месяцеслове некоторые имена святых совпадают и празднуются несколь­ко раз в году, то празднование одного определен­ного дня Ангела новонаименованному хрис­тианину назначается священником. Обычно это ближайший следующий за днем рождения день памяти святого.
 
Относительно перемены имени уже крещено­му человеку нет общецерковных правил, поэтому можно сослаться на резолюцию митрополита московского Филарета (от 22 мая 1839 г.), соглас­но которой следовало поступить так: «Велеть отроку приготовиться к принятию Святых Тайн и при исповеди и причащении Святых Тайн нарещи ему имя, которое, быв употреблено при таинствах, избудет для него твердым». Так же, по его мнению, следует поступить и в случае пере­мены имени «по неудобопроизносимости».
Из благоговения перед именем Спасителя в Православной Церкви не нарекали именем Иисус в честь Сына Божия. Так же мы относимся и к имени Его Пречистой Матери, поэтому имя Ма­рия дается в честь одной из святых, чья память празднуется 26 января, 1 апреля, 22 июля и других.
24 февраля 2008
(0 голосов, средний: 0 из 5 оценок)
Комментарии (1)
Уважаемые посетители, здесь Вы можете написать комментарий к статье. Редакция "Детской" не дает профессиональных консультаций.
евгений
02 октября 2011
17:23
об днях рождения и именах
Другие статьи
САМАЯ ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ ТРАПЕЗА. КОГДА КРОХА ТОЛЬКО РОДИЛСЯ
Когда кроха только что родился, он нисколько не нуждается в пище. Но первое прикладывание к груди должно состоятся именно на родовом столе. Значение этой первой трапезы долго недооценивали.
Здоровье
06 февраля 2008
Кажется, я беременна…
Глава 2. Кажется, я беременна… В этой главе: Признаки наступившей беременности, Домашние тесты на беременность, Ищем врача
Беременность
23 марта 2008
Календарь имен на февраль месяц
1 февраля - Макар, Савва, Федор2 февраля - Ефим, Инна, Лаврентий, Римма
Православие
30 января 2008