Как опыт, полученный ребенком в семье, влияет на его отношения с Богом
Важно подчеркнуть, что опыт семейных взаимоотношений играет для ребенка важную роль не только в формировании его личности и жизненного сценария. Он также является важнейшим фундаментом; на котором ребенок формирует и строит свое восприятие Бога и общение с Ним.
Безусловно то, что Бог невидим и непознаваем при помощи обычного восприятия. В то же время, Он - наш Отец, Родитель. О том, какими бывают родители, мы узнаем из опыта общения с нашими отцами и матерями. В связи с этим мы очень часто неосознанно перекосим опыт отношений с земными отцами в ситуацию общения с Отцом Небесным. При этом неважно, что говорят родители ребенку о Боге на словах; для ребенка важнее не то, что он слышит от них, а то, что чувствует и переживает в своей семье. Если родители, приучая свое дитя к вере, говорят, что Бог есть Любовь, но при этом излишне строги, а порой и незаслуженно жестоки с ребенком, то слова о любви для него так и останутся словами, пустыми и непонятными. А вот то, что жестокость есть непременная часть детско-родительских отношений, он четко усвоит. Более того, он может исказить свое понимание вещей настолько, что начнет думать, будто суровые наказания и есть проявления той самой любви, о которой говорят родители. А далее логика понятна: раз мы дети Бога, то Он - наш Родитель, а отношения с родителями полны несправедливости и жестокости с их стороны, и это есть не что иное, как проявления любви. В результате формируется искаженный образ Бога как жестокого и несправедливо наказывающего существа, которого нужно бояться, а не любить.
По-другому обстоят дела в семьях, где родители проявляют любовь и уважение по отношению друг к другу и к детям. Вот что пишет Н.Н. Соколова, дочь известного ученого-химика и писателя-богослова Н.Е. Пестова о своем отце: «До чего же мне с ним было хорошо! Через ласку отца я познала Божественную Любовь - бесконечную, терпеливую, нелепую, заботливую. Мои чувства к отцу с годами перешли в чувство к Богу: чувство полного доверия, чувство счастья быть смеете с Любимым, чувство надежды, что все уладится, все будет хорошо, чувство покоя и умиротворения души, находящейся в сильных и уверенных руках Любимого» (Н.Н. Соколова «Под кровом Всевышнего» М., 1999, с. 15).
Приведенный отрывок очень хорошо иллюстрирует идею, подробно описанную психиатром и теологом Джеймсом Шаллером в книге «Потеря и обретение отца». Его главная мысль состоит в том, что отношения ребенка с отцом являются фундаментально значимыми для всей жизни любого человека, - формирования его самосознания, выбора профессии, построения собственной семьи, а также для обретения верь: в Бога. Шаллер приводит интереснейшие результаты исследований, основанных на изучении сведений из жизни известных в истории атеистов. Так вот, оказывается, что у многих выдающихся атеистов, активно опровергающих существование Бога и «разоблачающих» веру в Него, были или «дефективные отцы»: агрессивные или слабые, или отсутствовавшие, или умершие. К числу этих знаменитостей относятся Вольтер, Людвиг Фейербах, Карл Маркс, Фридрих Ницше, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Бертран Рассел, Зигмунд Фрейд и другие.
Мы уже говорили о роли родительских предписаний в формировании личности ребенка. Эти же самые предписания играют существенную роль и в формировании его отношений с Богом. Давайте проследим, как различные базовые сообщения, полученные детьми от своих родителей, влияют па формирование у них образа Бога и на взаимоотношения с Ним.
Предписание «Не делай».
В религиозных семьях установка «Не делай» часто передается ребенку через искаженное трактование принципов послушания и подчинения воле Божьей и родительской. «Ты не должен делать то, что хочешь ты, а только то, что велят тебе родители, ведь они лучше тебя разбираются в жизни»: таков обычный посыл детям в подобных семьях. Обратная сторона этого сообщения «Ты слаб, глуп и беспомощен, а потому ничего не можешь решить правильно», - становится основой для самооценки детей, которую они впоследствии переносят во взрослую жизнь,
Более жестокой формой подавления воли ребенка, а впоследствии и взрослого человека, его ответственности за свои поступки являются формулировки типа «Бог хочет от тебя», «Богу угодно, чтобы ты...», «Так хочет Бог», в тех случаях, когда другой человек (родители или священнослужитель) от имени Бога выражает свои собственные взгляды или желания. В этом случае человек, к которому обращаются с подобным утверждением, оказывается почти в безнадежном положении: ведь можно еще не согласиться с волей родителей, но не принять «волю Бога», - это уже слишком.
Типичная жизненная схема человека, воспитанного на основе предписания «Не делай», - стремление переложить ответственность за свою жизнь на чужие плечи, а жизненная пассивность проникает и в духовную сферу. Такой человек обычно перекладывает ответственность за все происходящее с ним на Бога. «Так Богу было угодно» - наиболее типичное для него объяснение собственных жизненных ситуаций. Отношения с духовником строятся по тому же принципу: он пытается превратить священника в советчика по всем своим житейским проблемам, переложить на него ответственность за принятие решении.
Образ Бога у этих людей сильно искажен. Бог для них это тот же самый родитель, лишающий их собственной воли. С одной стороны, они ему покоряются, а с другой, - у них внутри очень много невыраженного протеста, который мешает им по-настоящему видеть и принимать Божью волю.
Предписание «Не будь».
Отношения с Богом у людей, чьи жизненные схемы основаны на родительском предписании «Не будь», носят, как правило, негативный характер. Если они и признают существование Творца, то очень сильно обижены на Него за допущенную несправедливость. Образ Бога для них - это образ не любящего, порой даже жестокого и отвергающего родителя. Такое восприятие либо развивает депрессию у этих людей, либо приводит к желанию выразить свой протест через неприемлемые формы поведения (как и в отношениях с родителями) - суицид, наркотики, алкоголь и т.д.
Другая защитная установка в этом случае - воинствующий атеизм. Для того чтобы вычеркнуть из своей жизни боль отвержения и жестокости со стороны родителей, ребенок, повзрослев, может отказаться от своих родителей и одновременно от всего, что с ними связано. Он как бы вычеркивает их из своей жизни, говоря: «Я живу не благодаря вам, а вопреки». Если Бог для такого человека похож на его лее родителей, то, отрицая Его, он тем самым как бы защищает себя от несправедливости и жестокости, которые приписывает Богу.
Предписание «Не будь значимым».
Образ Бога для людей, воспитанных на основе данного предписания - это образ отвергающего родителя, который озабочен своими проблемами и которому нет никакого дела до нужд и потребностей собственного дитя.
Такие люди считают, что Богу они не нужны, потому что страшно грешны. Вспомним, что в их семьях главным «грехом» считалась попытка ребенка привлечь к себе внимание родителей, попросить их о чем-нибудь. Они уверены, что Господь не услышит их молитв, а потому не решаются Его просить о помощи в решении своих проблем, если же и делают это, то с большим неверием.
В церковном и религиозном воспитании очень часто используется своеобразный вариант предписания «Не будь значимым», который звучит так: «Не будь значимым для Бога». Умаление человеком своего Я, признание своего несовершенства, слабости, немощи - очень важная ступень на пути обретения веры и живого общения с Богом. Но слабость и несовершенство не являются поводом для отвержения. Ребенок мал и слаб, он не в состоянии решить многих проблем, но это не означает, что родители должны отвернуться от него за это. Напротив, для любящих родителей, дети - главная ценность. Точно также и для любящего Отца Небесного мы все с нашими слабостями и несовершенством являемся детьми, которых Он ценит и любит.
Зачастую же людям, переступившим порог церкви, неопытными духовниками (или некомпетентными в христианстве прихожанами) внушаются чувства противоположные, формируется этакий комплекс «духовной неполноценности». Общий смысл таких послании следующий: «Мы все слишком греховны, и потому Бог не слышит наших молитв». Это означает, что «в силу пошей греховности и удаленности от Бога мы ничего не значим для Него. Правда, у нас есть шанс быть услышанными. Для этого нужно обратиться к кому-то, кто ближе к Богу (равносильно - более ценен для Него) - к какому-либо святому или батюшке. Их молитвы Он услышит быстрее, чем наши». Получается, что мы настолько незначимы для своего Небесного Отца и недостойны Его внимания, что не стоит и пытаться обращаться к Нему напрямую, а делать это следует только через посредников. Таким образом, как бы накладывается негласный запрет на прямые и личные отношения каждого человека с Богом. Примером другого распространенного послания из этой же области является предостережение о том, что не следует пытаться самому вникать и постигать Слово Божие, а необходимо понимать его только через призму святоотеческих толкований.
Не вдаваясь в богословские тонкости, связанные с обсуждением данного вопроса, отмечу здесь только два следствия, которые проистекают из предписания «Не считай себя значимым для Бога». Во-первых, оно порождает у человека, обращающегося к Богу, чувство покинутости и ненужности своему Создателю. В результате человек молится просто потому, что это положено, но не верит в то, что его молитва - его личное и прямое обращение к Богу - может быть услышана. Отсюда возникает чувство безнадежности: «Зачем я такой грешный нужен Богу? Какое Ему дело до моих молитв? Я не заслуживаю того, чтобы Он меня заметил». Вполне естественно, что при этом сама молитва становится формальным занятием - человек не находит для обращения к Господу своих собственных слов, искренне идущих от сердца, а просто вычитывает правило по молитвослову. (Как часто мы употребляем эти слова «вычитать правило»! Не помолиться, не попросить или поблагодарить Господа, а прочитать правило).
Во-вторых, подобный подход приводит к тому, что многие люди, сами того не замечая, начинают больше верить в того или иного святого, чем в Господа Иисуса Христа. А это опасная подмена, от которой часто недалеко и до ереси.
Небольшой пример. Некоторое время назад в Москве вышла книжка с акафистом царю-мученику Николаю Второму под названием «Акафист Царю-Искупителю». И это при том, что Искупитель у нас Один - Иисус Христос.
Другой пример. Недавно мне попали в руки красивые и красочные журналы с православной символикой, издателем которых оказалась Православная Церковь... Иконы Божьей Матери «Державная». Я не ошибся. Не храм, освященный в честь этой иконы, а целая церковь, где главным лицом является не Христос, а лик Богородицы «Державная».
Не слишком ли здесь сгущены краски? Я думаю, что нет, потому что если принять за истину то, что есть хотя бы один человек, незначимый для Бога, то это означает очень сильно исказить все христианское вероучение.