Детские характеры: от «шустриков» до «черепашек»

Пусть вас не удивляет такое «не психологическое», не научное название: оно достаточно мягко и в то же время точно характеризует гиперактивных и слишком медлительных, флегматичных детей. Особенно ярко эти качества проявляют себя в период с 3 до 7 лет, то есть в возрасте дошколят. К сожалению, для таких ребят отдельно не разработаны ни правила поведения с ними, ни методики воспитания. А значит, и родители и воспитатели в саду поступают с ними так, как диктует им ситуация и собственный опыт. На практике это выглядит примерно так: «Что ты все время носишься! Посиди хоть немножко», или «А ты все копаешься, как всегда самая последняя!». Итак, «шустрик» привыкает, что он – хулиган, а «черепашка», что он всегда - последний. Так и растут они с осознанием собственной неполноценности, в то время, как в таком поведении их вины нет, есть особенности темперамента, характера, реже – воспитания. Давайте рассмотрим каждый их этих типов подробнее и попробуем выделить оптимальный стиль поведения нас, взрослых ,с такими детишками.
Вначале разберемся с «шустриками» (гиперактивными детьми). Трудно с ними всем, но особенно родителям: такой ребенок ни секунды не сидит на месте, задержать на чем-то его внимание просто не возможно, во времени и пространстве он фиксируется с большим трудом. Очень хочется сравнить его с маленьким, подвижным кусочком ртути, вокруг которого все предметы падают, летают и разбиваются сами по себе. Возить такое «чудо» в общественном транспорте или брать с собой в гости сущее наказание. Причин такого поведения может быть множество: начиная от органического поражения мозга и заканчивая эмоциональным стрессом. Бывает и нормальный, без патологии реактивный по складу характера ребенок, Причину определит врач. Родителям надо помнить одно: трудно не только им, трудно и самому ребенку справиться со своей двигательной активностью. Кроме того, их неохотно принимает компания сверстников: им непривычно быстрое соскальзывание «шустриков» со слез к безудержному веселью, нервозное общение, неумение долго играть в одну и ту же игру. Я уже не говорю о тех трудностях в обучении, с которыми «шустрик» сталкивается, пойдя в первый класс. Психологи, занимающиеся проблемой гиперактивных детей, выработали целый ряд практических советов для родителей «шустриков». Перечислю некоторые из них.
Будьте последовательны и постоянны. Старайтесь всегда говорить медленно и спокойно. И не пугайтесь своего гнева или раздражения. Это – нормальные явления и их можно контролировать. Если вы сердитесь, то это не значит, что вы не любите своего непоседливого ребенка. Учитесь отделять его поведение, которое вам не нравится от его личности. Например: «Я люблю тебя. Мне только не нравится, когда ты разбрасываешь игрушки по всему дому». И старайтесь откликаться на любые, пусть и незначительные, позитивные сдвиги в поведении «шустрика», хвалите его за них. Это трудно, но постарайтесь избегать непрерывных одергиваний и запретов – «прекрати», «не смей», «нельзя» и пр.
Ваш ребенок, как никакой другой, нуждается в строгом режиме и распорядке дня. Составьте (желательно, вместе с ним) четкое расписание прогулок, еды, сна, игр, занятий и повседневных обязанностей. Старайтесь следовать этому расписанию, несмотря на все попытки ребенка склонить вас на послабление. Со временем, он привыкнет к размеренной, упорядоченной жизни.
При оформлении комнаты или уголка ребенка избегайте ярких красок и сложных орнаментов. Простота, неяркие, спокойные тона, письменный стол, стоящий не у окна, а у ничем не украшенной стены, создают условия для концентрации. Не давайте ребенку сразу все игрушки, выдайте одну – две из закрытого ящика; если он сел рисовать, уберите все лишнее со стола, потому, что гиперактивный ребенок не умеет сам отсекать все, что ему в данный момент мешает.
Зная о повышенной возбудимости своего ребенка, старайтесь, чтобы в игре принимало участие одновременно не более 2 – 3 человек. Известно, что «шустрики» очень любят подвижные спортивные игры и игрушки (мячи, велосипеды, машинки). Вовсе изымать их из дома, наверное, не стоит, но и ограничить до разумных пределов необходимо. Необходимо, чтобы в игровом арсенале гиперактивного ребенка были различного рода конструкторы, мозаики, всевозможные настольные игры. Не расстраивайтесь, если ребенок не сможет долго сидеть над ними: ваше терпение и готовность играть вместе с ним не в мячик, а , например, в шашки вскоре приучат его сидеть над игрой долгое время. Мы иногда недооцениваем мощнейший стимул – согласие папы или мамы поиграть вместе с малышом. Ради этого он готов оставить и футбол, велосипед, и еще много чего.
Считается, что при условии правильного воспитания гиперактивный ребенок к двенадцати годам превращается во вполне нормального подростка.
Теперь несколько слов о «черепашках». До четырех лет медлительные дети, как правило, не вызывают беспокойства у родителей, все списывается на возраст: дескать, маленький еще, подрастет, научится все делать быстро. Между тем, «черепашки», это особый тип детей, которые нуждаются с самых ранних лет в каждодневной и терпеливой коррекции. Особенно заметна физическая медлительность этих детишек вне дома, в садике, в школе , на фоне сверстников, общих правил и игр. Считается, что «черепашек» формирует не только врожденный темперамент, но и перекосы в воспитании чересчур авторитарных, быстрых, энергичных мам. Впрочем, это только одна из многочисленных гипотез на эту тему. Итак, чем же мы, родители, можем помочь нашим милым «черепашкам»?
Примерно к четырем годам полезно и своевременно познакомить малыша с часами и понятием времени. Конечно, не в полном объеме, достаточно для начала - с понятием «полчаса». Так мы формируем основы восприятия времени. Что можно успеть и чего нельзя успеть за полчаса? Очень полезно параллельно приобрести различные песочные часы (5 – 10 – 20 минутные). И тогда и песочные и обычные часы используются вами, уважаемые родители, весьма часто: ставятся на стол во время обеда, в прихожую во время одевания, в детскую во время сбора игрушек. И не забывайте поощрять ребенка в каждом конкретном случае: «Смотри, ты сегодня успела одеться за десять минут, еще даже не весь песочек прошел!» Тогда в следующий раз ребенок будет соотносить свои неторопливые действия с наглядным течением времени. Так же полезны разного рода соревнования детей и взрослых на тему: кто быстрее. Понятное дело, взрослые слегка поддаются, а ребенок получает свою порцию похвалы за то, что стал первым и самым быстрым. «Черепашки» крайне болезненно ощущают свое отличие от сверстников, гоняющих на велосипеде или играющих в мяч. Вам следует приобрести для малыша всевозможный спортивный инвентарь: мячи, кегли, скакалку, велосипед и пр. Тем более, что «черепашки» в силу своей неторопливости тяготеют к малоподвижным играм: мозаикам, конструкторам, чтению, раскраскам. В результате к 5 –6 годам они, как правило неплохо читают и пишут, радуя близких своей аккуратностью. Но, к сожалению, мысли у них идут впереди движений. В идеале же в первом классе школы нужна синхронность: знаешь, как решить задачу, быстро напиши ее, закрой тетрадь, убери учебник и будь готов воспринимать следующее задание учителя. Вот тут-то нерасторопность и будет мешать «черепашке» стать отличником.
Как видите, мы, родители вполне можем помочь нашим единственным и любимым «шустрикам» и «черепашкам», не ругая их понапрасну, а, пытаясь понять и создать условия, чтобы они компенсировали особенности своего характера и темперамента.

Источник: beautytime.ru; автор: Елена Щербакова, психолог
07 августа 2007
(0 голосов, средний: 0 из 5 оценок)
Уважаемые посетители, здесь Вы можете написать комментарий к статье. Редакция "Детской" не дает профессиональных консультаций.
Другие статьи
Особенности психики
Настанет день, когда вы вдруг почувствуете, что ребенок перестал быть для вас существом непредсказуемым, источником сплошных волнений, перевернувшим вашу привычную жизнь. Вы воспринимаете его...
Здоровье
14 сентября 2007
ДЕФИЦИТ ВНИМАНИЯ У РЕБЁНКА
Нередко родители обращают внимание на то, что ребенок не способен удерживать внимание на деталях из-за отвлекаемости, небрежности, с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время...
Здоровье
12 октября 2007
Дети на приходе
Мы с радостью видим, как постоянно появляются на приходе новые «прихожане», которые, правда, и ходить-то пока еще не умеют – их приносят родители. Как помочь ребенку успешнее совершить первые, а...
Здоровье
18 сентября 2012