ЖИВОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО

Эта книга родилась не в кабинете, заставленном кни¬гами по церковной педагогике, но в результате живого взаимодействия с детьми и подростками. Мое внимание было приковано к реальности, иногда довольно печальной, реальности отношений родителей и детей, а ответы я искал в живом общении с практиками, родителями, которым удалось успешно разрешить эти вопросы. Одно из таких свидетельств родительской мудрости мне хотелось бы привести ниже.
«Благодаря своей невинности, дети являются безжалостными учителями искренности и любви. И пока вы не станете поистине любящим родителем, не имеет значения, каким заповедям вы их обучаете, - они бу¬дут мертвыми правилами, от которых ребенок откажет¬ся, как только не будет того, кто требует от него послушания.
Когда наши дети были еще совсем маленькими, мы с женой обнаружили, что инстинктивно следуем правилам, из которых впоследствии выкристаллизова¬лись определенные принципы:
* Мы учили наших детей воспринимать Бога как реальность, как бесконечный Источник Любви, который с нежностью поддерживает их.
* Мы не оказывали на них никакого давления для того, чтобы они добились успеха в общепринятом понимании этого слова. Таким образом, мы пытались до¬нести до них мысль о том, что Бог любит и ценит их та¬кими, какие они есть, а не за то, что они делают.
* Мы никогда не испытывали потребности их на¬казывать, хотя всегда давали им понять, когда мы рассержены, задеты или разочарованы их поведением. Мы обучали их с помощью реагирования нашего, а не с по¬мощью «правильных правил».
* Мы всегда помнили, что наши дети - это пода¬рок Божий и давали им понять, что именно так воспринимаем их. Мы подчеркивали им, что для нас большая честь помогать им расти и развиваться. Мы не вели се¬бя как их собственники, мы не распространяли на них наших ожиданий.
* Мы никогда не сравнивали их ни в хорошем, ни в плохом, с кем бы то ни было.
* Мы поощряли их мечты, их веру в то, что с Бо¬гом в этой жизни для них все возможно.
* Мы не требовали повиновения и не настаивали на том, чтобы быть для них авторитетами во всех во¬просах.
* Мы не подавляли своих чувств  к ним и друг ко другу и не требовали этого от детей.
* Мы старались воспитать их так, чтобы они про¬жили свои собственные жизни, а не продолжили наши.
Не будучи совершенными родителями, мы с же¬ной нашли способ вырастить детей по вдохновению. Показывать, что значит жить "в духе" - вот истинный смысл слова "вдохновенный", то "есть дышит тем, чем дышит Бог". Подобным образом можно объяснить, что значит "обладать энтузиазмом", поскольку слово "энтузиазм" происходит от греческого "en Theos" - "в Боге".
Последнее кажется нам наиболее важным. Если вы хотите передать своим детям законы духовной жизни, посмотрите, насколько вы сами являете образ вдохновения и энтузиазма».
Продолжение книги «Аномалии родительской любви»
Игумена Евмения

 

29 октября 2009
(1 голосов, средний: 5.0 из 5 оценок)
Комментарии (1)
Уважаемые посетители, здесь Вы можете написать комментарий к статье. Редакция "Детской" не дает профессиональных консультаций.
Светлана
30 июля 2018
13:13
Хорошо, но иногда дискутабельно.
Другие статьи
Детский катехезис - продолжение
спрашивают дети
Православие
11 сентября 2008
СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЦЕРКВИ
Трудно осмыслять сегодня, что такое брак, что такое христианская семья. Многие молодые люди дезориентированы. Часто они не знают, что нужно понимать под названием «христианская семья»....
Православие
22 октября 2009
Серафимо-Дивеевский женский монастырь
Этот монастырь находится в селе Дивееве Нижегородской области.
Православие
22 августа 2008