Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Знак креста с глубокой дохристианской древности был символом Божественного и вечной жизни во многих религиях. Но после Голгофы абстрактный иероглиф стал реальным знамением спасения.

           

С непостижимой для язычников быстротой неслась по миру весь о «безумии Креста»; иудеи требовали знамений, эллины – доказательств, но в ответ они слышали: «Мы проповедуем Христа Распятого…».

           

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, - поет Церковь, - и святое Воскресение Твое славим…».

           

Через страдание к радости, через смерть к победе, через жертвенную самоотдачу к выполнению воли Отца – таков путь Искупителя мира, таков и путь всех идущих за Ним. «Кто хочет за Мной идти, да возьмет крест свой и по Мне грядет». Это не просто тяготы и страдания; сами по себе они могут и не быть «крестом». «Взять крест свой» - значит «отвергнуть себя», победить себялюбие, учиться жить для других, учиться мужеству, терпению, всецелой преданности Христу.

           

Песнопения праздника говорят о Кресте, который возносится над миром как «красота Церкви», как «верных утверждение». Он – знак любви Бога к человеку, вестник грядущего преображения природы. «Да возрадуются древа дубравные, освятившуся естеству их, от Него же изначала насадишася» (канон Воздвижения).

           

Происхождение праздника связано с торжеством христианства при Константине Великом (4 век), который воздвиг на месте Голгофы и Гроба Господня храм Воскресения. Это место с первых лет существования Церкви привлекало христианских паломников, но в начале 2 века император Адриан, враждебный как к иудейству, так и к христианству, решил уничтожить все следы обеих неугодных ему религий. Он полностью перестроил Иерусалим, назвав его Элией, срыл Голгофский холм, засыпал пещеру св.Гроба и соорудил там храм Венеры.

           

Когда император Константин принял христианство, он приказал снести капище и начать раскопки на святом месте. «Снимали слой за слоем, - пишет современник событий Евсевий, - вдруг в глубине земли, сверх всякого чаяния, оказалось пустое пространство, а потом – честное и всесвятое знамение спасительного Воскресения». Это была пещера Гроба Господня. Император снабдил иерусалимского епископа Макария средствами для возведения над пещерой храма.

           

Через некоторое время Палестину посетила престарелая мать Константина Елена. У Евсевия нет сообщений о том, что ей удалось найти подлинный Крест Христов. Но во второй половине 4 века эта реликвия уже чтилась в Иерусалиме. Св.Кирилл свидетельствует, что части Креста были разосланы по всей империи. Согласно св.Иоанну Златоусту, признаком, по которому узнали, что это именно Крест Господень, послужила надпись на нем. В начале 5 века Руфин уже определенно связывал находку с именем св.Елены, а историк Созомен около 440 года записал сказание о том, как царица искала Крест и нашла его зарытым в земле близ Голгофы. Чтобы удостоверится в его подлинности, на святыню положили мертвеца, и он ожил. После этого патриарх «воздвиг» Крест над молящейся толпой. Отсутствие сведений у Евсевия дало повод историкам считать рассказ Созомена легендой. Но в том, что Крест был действительно найден, нет ничего невероятного. По иудейскому обычаю орудия казни клали в братскую могилу вместе с телами распятых. Поэтому Крест Христов мог быть захоронен рядом с разбойниками.

           

Как бы то ни было, почитание Креста имеет великое общехристианское значение. В четь этой святыни и был установлен праздник Воздвижения.

           

Накануне его во время всенощной (после Великого славословия) священник выносит изображение Креста на середину храма. В соборных церквах есть обычай «воздвигать» его на четыре стороны света при пении «Господи, помилуй».

           
В день Воздвижения установлен пост.
 
 
Тропарь, глас 1

           

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

 
Кондак, глас 4

           

Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое, оружие мира, непобедимую победу.

 
Величание

           

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия.

 
Задостойник, глас 8
           
Величай, душе моя, Пречестный Крест Господень.

           

Таин еси, Богородице, рай, невозделанно возрастивший Христа, Имже Крестное живоносное на земли насадися древо; тем ныне возносиму, покланяющемуся Ему, Тя величаем.

 

(по материалам детских православных календарей)

 

25 сентября 2008
(0 голосов, средний: 0 из 5 оценок)
Уважаемые посетители, здесь Вы можете написать комментарий к статье. Редакция "Детской" не дает профессиональных консультаций.
Другие статьи
Крещение. Освящение воды
Празднование 19 января. Обычай освящения воды в день Крещения существовал уже в 3 веке. Святой Иоанн Златоуст называет крещенскую воду «агиасмой» - святыней.С древнейших времен известно, что...
Православие
08 января 2020
В предверии Рождества Христова
Если бы завтра у тебя был день рождения какого-нибудь важного для тебя человека или любимого тобой лица, или благодетеля твоего, или твоего отца и матери, то ты, без сомнения, заранее придумал бы,...
Православие
03 января 2008