УКЛОНЕНИЕ И ПРЯМОЙ РАЗГОВОР

Когда мы избегаем разговоров о том, что огорчает нас, дети часто не решаются затрагивать эту тему или задавать вопросы, с ней связанные. Ребенок может объяснить себе эту ситуацию, например, так: "Если мама и папа не могут говорить об этом, это, должно быть, плохо, так что и я лучше не буду говорить об этом тоже." В результате умолчания мы вместо того, чтобы защитить наших детей, можем создать причины для их большего беспокойства и не даем им возможности рассказать нам о том, как они себя чувствуют, что думают. Если дети боятся неизвестности, это гораздо хуже, чем если они встречают реальность лицом к лицу. Кроме того, детская фантазия может создать ужасающие образы, и особый вклад в стимулирование фантазии вносят фильмы-ужасы, всевозможные монстры: герои мультфильмов и игрушки, герои компьютерных игр и комиксов. А мы, отказываясь обсуждать эти трудные для нас самих темы, не имеем возможности узнать о проблемах детей и помочь им. С другой стороны, неблагоразумно обрушивать на детей информацию, которую они не могут понять или не хотят знать. Дети очень чувствительны и нам необходимо тактично искать правильные слова, чтобы поддержать их, стремиться к необходимому именно в данной ситуации равновесию между уклонением от обсуждения и прямым, открытым разговором. Подобного баланса нелегко достигнуть, и нам может быть полезно помнить о следующем:

  • чутко улавливать стремление детей общаться, когда они готовы к этому;
  • поддерживать открытость, способствуя таким образом попыткам детей обсуждать то, что их волнует;
  • слушать и принимать детские страхи;
  • когда мы по-настоящему расстроены, давать детям честные объяснения;
  • отвечать на вопросы простым языком, соответствующим их возрасту;
  • стараться находить краткие простые ответы, соответствующие вопросам детей, и избегать многословия;

Возможно, труднее всего обсуждать именно вопросы, связанные со смертью, т.к. при этом подвергаются испытанию наши собственные чувства и убеждения. Но, когда возникает удобный случай, мы имеем возможность говорить с нашими детьми более естественно.

Источник:Данная брошюра является адаптированным переводом брошюры "Talking to children about death", изданной Office of Clinical Center Communications, Clinical Center National Institutes of Health, USA в 1990 г.

02 сентября 2007
(0 голосов, средний: 0 из 5 оценок)
Уважаемые посетители, здесь Вы можете написать комментарий к статье. Редакция "Детской" не дает профессиональных консультаций.
Другие статьи
УСКОРЕННЫЙ ЦИКЛ ОБУЧЕНИЯ: МЕТОД ТРЕНИРОВКИ ВО ВРЕМЯ ОТПУСКА
Большинство родителей предпочитают постепенно приучить своего малыша к горшку в течение нескольких недель или даже месяцев с подходящей для ребенка скоростью. Но некоторые пытаются внедрить и здесь...
Развитие и воспитание
02 августа 2007
Контакты в ходе совместных действий
Контакты в ходе совместных действий к началу этапа становления речи также составляют значительную часть социального опыта ребенка.
Здоровье
12 сентября 2007