Телевидение и дети
Существует ли реальная угроза психическому и физическому здоровью ребенка, с раннего возраста привыкшего часами просиживать перед экраном телевизора? Какое влияние оказывает телевидение на психику подростков и взрослых? И можно ли говорить о «золотой середине»? Давайте попробуем в этом разобраться.
Безусловно, стремиться к упразднению телевидения, компьютерных игр или интернета – абсурд! Новые технические достижения дают человеку новые возможности, и отказаться от чего-то уже открытого, освоенного, а, значит, востребованного жизнью, просто невозможно. Но, осознав весь спектр последствий, как положительных, так и отрицательных, наверное, можно и должно попытаться снизить влияние негативных факторов этих замечательных открытий.
Геронтологи, специалисты изучающие проблемы старения, выяснили, что люди пожилого возраста, проводящие возле экранов телевизоров больше 1,5 часов в день, вдвое чаще страдают нарушениями психики, чем их ровесники, которые в силу обстоятельств или по собственному выбору, лишены такого «удовольствия». Печально, но факт. Но все-таки взрослые люди сами отвечают за свой выбор и его последствия.
А дети? Кто и до какого возраста отвечает за их выбор?
Сейчас многие родители жалуются, что дети не хотят читать. Такая ситуация наблюдается даже в тех семьях, где книги были всегда в почете, и семейная библиотека собиралась не одним поколением родственников. Ослабление привычки читать, снижает способность мыслить, поскольку именно чтение является комплексной ключевой способностью, обеспечивающей психическое, социальное и интеллектуальное развитие человека. И здесь речь идет не только о знаниях, но и воображении, памяти, интуиции, фантазии. Связана ли эта проблема с телевидением? Безусловно.
Термин «TV –kids» у американских психологов стал ассоциироваться с детьми, ставшими жертвами опустошительного воздействия телевидения на структуры мозга. Они полностью лишены творческого начала, воображения, неспособны нарисовать по памяти даже простейшие бытовые предметы, круг их интересов и интеллектуальные способности весьма ограничены.
Американский военный психолог Дейв Гроссмен считает, что показ насилия в масс-медиа и, пропитанные насилием, интерактивные видеоигры запускают у детей и подростков те механизмы, с помощью которых профессиональных солдат учат убивать. Ведь в насилии и убийстве нет ничего естественного, этому нужно учить, целенаправленно формировать условный рефлекс, опирающийся на выработку бесчувствия и жестокости. Это и происходит, в конечном счете, с нашими детьми перед экранами телевизоров при многократном просмотре подобных сцен. И даже если мы никогда об этом не думали, стоит прислушаться к мнению специалиста и задуматься.
Размышляя о том, как тот или иной видеосюжет может повлиять на ребенка, очень важно помнить, что ребенок это - не взрослый в миниатюре. Все импульсы внешнего мира, весь поток информации ребенок воспринимает не умом, не головным мозгом, а всем своим существом. И все, что ребенок воспринимает в первые годы своей жизни, накладывает печать на его организм вплоть до структуры отдельных органов.
Малыш целиком и полностью представляет собой орган восприятия, все его существо как бы влито в окружающий мир и отождествлено с ним. При этом чувственное восприятие обладает телесно - формирующей силой. Ребенок познает мир через соприкосновение с ним, все жизненно важные функции мозга развиваются через движение. Лишение ребенка двигательной активности, вполне можно расценивать как насилие, обкрадывание, которое психологи называют депривацией. Ограничение доступа ребенка к разнообразным видам деятельности может привести к тому, что, его объем мозга будет на 25 – 30% меньшим из-за несформированных нервных связей.
Жилище родителей – это конкретное трехмерное пространство, доступное телесному опыту трехлетнего ребенка, а вот в пространство телеэкрана он войти не может. Образуется прямо-таки патологическое для малыша расщепление процесса восприятия на сферу, где активность возможна, и сферу, где ее нет. А, значит, восприятие в той сфере, где активности нет, не участвует в формировании структур мозга. И попытка усадить малыша перед телевизором, «чтобы не мешал», тем самым блокируя его двигательную активность, на самом деле оборачивается серьезной блокадой развития. Программы могут быть сколь угодно добрыми и занимательными, но им все равно не компенсировать вреда, наносимого ребенку неподвижностью. Оцепенение тела приводит к торможению мыслительных процессов и консервации души.
Физиологическое воздействие телевизионного изображения на зрителя выражается в изменении обменных процессов. Несколько лет назад в США достоянием общественности стал факт, что распространяющееся подобно эпидемии, ожирение среди детей и подростков, проявление крайних форм которого возросло за последние 20 лет более чем 100%, напрямую зависит от количества проведенных у телеэкрана часов. Исследования показали, что расход энергии, и без того естественно сниженный при неподвижности, снижался при включении ТВ, по сравнению с состоянием покоя, еще, как минимум, на 14%. Пульс становился реже примерно на 7 ударов в минуту. Аналогичные изменения происходили и в обменных процессах мозговых структур. И такого глубинного вторжения ТВ в физиологию тела не предполагали даже сами экспериментаторы.
Постоянно увеличивающееся количество детей с расстройствами речи, заставило западных специалистов серьезно заняться этим вопросом. Развитие речи – это еще одна проблема, которая тоже не только не может быть решена за счет «теле-няни», но и наоборот, этим только усугубляется.
В результате многочисленных исследований и экспериментов специалисты пришли к выводу, что речь это не просто транспортное средство для передачи информации от «отправителя» к «получателю» это, если так можно выразится, их общий танец. Каждый звук речи порождает определенную только ему присущую воздушную форму и, одновременно с этим, все тело говорящего производит определенные, практически неуловимые для глаза движения. Способностью улавливать эти вибрации ребенок обладает от рождения (а по некоторым данным и до него), и этот процесс восприятия речи оказывает решающее значение для подготовки артикуляционного аппарата и формирования соответствующих структур мозга. Звук динамиков не обладает адресностью речи, он аутичен и не несет того эмоционального заряда, который всегда присутствует в живом общении, и, следовательно, не обладает необходимой формирующей энергией. Английский логопед Салли Уорд установила, что 20% обследованных детей в возрасте 9 месяцев уже обнаруживали запаздывание в развитии, если родители пользовались телевизором как няней, а к трем годам дети отставали в речевом развитии практически на 1 год.
Еще один массовый феномен, с которым столкнулось современное западное общество высокоразвитых индустриальных стран, это – функциональная неграмотность, предполагающая не отсутствие навыка чтения, а его утрату и, как результат, неспособность воспринимать и осмысленно использовать письменную информацию. Численность, так называемых «алитератов», то есть людей, умеющих читать, но делающих это только под давлением обстоятельств, постоянно растет. В Америке по некоторым данным к ним относят приблизительно 44% населения, такую же печальную статистику имеет Германия. Возможно, именно эти отчасти объясняется востребованность наших специалистов за рубежом.
Но сегодняшние малыши, растущие перед экранами телевизоров и компьютеров, таких преимуществ могут уже не получить. Подумать об этом тем, чьи дети только учатся ходить, сейчас самое время.
Татьяна ОРЛОВА
Детский психолог Центра "Мир Гармонии"
Детский психолог Центра "Мир Гармонии"