Телевидение и дети

Существует ли реальная угроза психическому и физическому здоровью ребенка, с раннего возраста привыкшего часами просиживать перед экраном телевизора? Какое влияние оказывает телевидение на психику подростков и взрослых? И можно ли говорить о «золотой середине»? Давайте попробуем в этом разобраться.
 
Безусловно, стремиться к упразднению телевидения, компьютерных игр или интернета – абсурд! Новые технические достижения дают человеку новые возможности, и отказаться от чего-то уже открытого, освоенного, а, значит, востребованного жизнью, просто невозможно. Но, осознав весь спектр последствий, как положительных, так и отрицательных, наверное, можно и должно попытаться снизить влияние негативных факторов этих замечательных открытий.
 
Геронтологи, специалисты изучающие проблемы старения, выяснили, что люди пожилого возраста, проводящие возле экранов телевизоров больше 1,5 часов в день, вдвое чаще страдают нарушениями психики, чем их ровесники, которые в силу обстоятельств или по собственному выбору, лишены такого «удовольствия». Печально, но факт. Но все-таки взрослые люди сами отвечают за свой выбор и его последствия.
 
А дети? Кто и до какого возраста отвечает за их выбор?

Сейчас многие родители жалуются, что дети не хотят читать. Такая ситуация наблюдается даже в тех семьях, где книги были всегда в почете, и семейная библиотека собиралась не одним поколением родственников. Ослабление привычки читать, снижает способность мыслить, поскольку именно чтение является комплексной ключевой способностью, обеспечивающей психическое, социальное и интеллектуальное развитие человека. И здесь речь идет не только о знаниях, но и воображении, памяти, интуиции, фантазии. Связана ли эта проблема с телевидением? Безусловно.
 
Термин «TV –kids» у американских психологов стал ассоциироваться с детьми, ставшими жертвами опустошительного воздействия телевидения на структуры мозга. Они полностью лишены творческого начала, воображения, неспособны нарисовать по памяти даже простейшие бытовые предметы, круг их интересов и интеллектуальные способности весьма ограничены.
 
Американский военный психолог Дейв Гроссмен считает, что показ насилия в масс-медиа и, пропитанные насилием, интерактивные видеоигры запускают у детей и подростков те механизмы, с помощью которых профессиональных солдат учат убивать. Ведь в насилии и убийстве нет ничего естественного, этому нужно учить, целенаправленно формировать условный рефлекс, опирающийся на выработку бесчувствия и жестокости. Это и происходит, в конечном счете, с нашими детьми перед экранами телевизоров при многократном просмотре подобных сцен. И даже если мы никогда об этом не думали, стоит прислушаться к мнению специалиста и задуматься.
 
Размышляя о том, как тот или иной видеосюжет может повлиять на ребенка, очень важно помнить, что ребенок это - не взрослый в миниатюре. Все импульсы внешнего мира, весь поток информации ребенок воспринимает не умом, не головным мозгом, а всем своим существом. И все, что ребенок воспринимает в первые годы своей жизни, накладывает печать на его организм вплоть до структуры отдельных органов.
 
Малыш целиком и полностью представляет собой орган восприятия, все его существо как бы влито в окружающий мир и отождествлено с ним. При этом чувственное восприятие обладает телесно - формирующей силой. Ребенок познает мир через соприкосновение с ним, все жизненно важные функции мозга развиваются через движение. Лишение ребенка двигательной активности, вполне можно расценивать как насилие, обкрадывание, которое психологи называют депривацией. Ограничение доступа ребенка к разнообразным видам деятельности может привести к тому, что, его объем мозга будет на 25 – 30% меньшим из-за несформированных нервных связей.
 
Жилище родителей – это конкретное трехмерное пространство, доступное телесному опыту трехлетнего ребенка, а вот в пространство телеэкрана он войти не может. Образуется прямо-таки патологическое для малыша расщепление процесса восприятия на сферу, где активность возможна, и сферу, где ее нет. А, значит, восприятие в той сфере, где активности нет, не участвует в формировании структур мозга. И попытка усадить малыша перед телевизором, «чтобы не мешал», тем самым блокируя его двигательную активность, на самом деле оборачивается серьезной блокадой развития. Программы могут быть сколь угодно добрыми и занимательными, но им все равно не компенсировать вреда, наносимого ребенку неподвижностью. Оцепенение тела приводит к торможению мыслительных процессов и консервации души.
 
Физиологическое воздействие телевизионного изображения на зрителя выражается в изменении обменных процессов. Несколько лет назад в США достоянием общественности стал факт, что распространяющееся подобно эпидемии, ожирение среди детей и подростков, проявление крайних форм которого возросло за последние 20 лет более чем 100%, напрямую зависит от количества проведенных у телеэкрана часов. Исследования показали, что расход энергии, и без того естественно сниженный при неподвижности, снижался при включении ТВ, по сравнению с состоянием покоя, еще, как минимум, на 14%. Пульс становился реже примерно на 7 ударов в минуту. Аналогичные изменения происходили и в обменных процессах мозговых структур. И такого глубинного вторжения ТВ в физиологию тела не предполагали даже сами экспериментаторы.
 
Постоянно увеличивающееся количество детей с расстройствами речи, заставило западных специалистов серьезно заняться этим вопросом. Развитие речи – это еще одна проблема, которая тоже не только не может быть решена за счет «теле-няни», но и наоборот, этим только усугубляется.

В результате многочисленных исследований и экспериментов специалисты пришли к выводу, что речь это не просто транспортное средство для передачи информации от «отправителя» к «получателю» это, если так можно выразится, их общий танец. Каждый звук речи порождает определенную только ему присущую воздушную форму и, одновременно с этим, все тело говорящего производит определенные, практически неуловимые для глаза движения. Способностью улавливать эти вибрации ребенок обладает от рождения (а по некоторым данным и до него), и этот процесс восприятия речи оказывает решающее значение для подготовки артикуляционного аппарата и формирования соответствующих структур мозга. Звук динамиков не обладает адресностью речи, он аутичен и не несет того эмоционального заряда, который всегда присутствует в живом общении, и, следовательно, не обладает необходимой формирующей энергией. Английский логопед Салли Уорд установила, что 20% обследованных детей в возрасте 9 месяцев уже обнаруживали запаздывание в развитии, если родители пользовались телевизором как няней, а к трем годам дети отставали в речевом развитии практически на 1 год.
 
Еще один массовый феномен, с которым столкнулось современное западное общество высокоразвитых индустриальных стран, это – функциональная неграмотность, предполагающая не отсутствие навыка чтения, а его утрату и, как результат, неспособность воспринимать и осмысленно использовать письменную информацию. Численность, так называемых «алитератов», то есть людей, умеющих читать, но делающих это только под давлением обстоятельств, постоянно растет. В Америке по некоторым данным к ним относят приблизительно 44% населения, такую же печальную статистику имеет Германия. Возможно, именно эти отчасти объясняется востребованность наших специалистов за рубежом.
 
Но сегодняшние малыши, растущие перед экранами телевизоров и компьютеров, таких преимуществ могут уже не получить. Подумать об этом тем, чьи дети только учатся ходить, сейчас самое время.
 
 
Татьяна ОРЛОВА
Детский психолог Центра "Мир Гармонии"
16 апреля 2008
(0 голосов, средний: 0 из 5 оценок)
Уважаемые посетители, здесь Вы можете написать комментарий к статье. Редакция "Детской" не дает профессиональных консультаций.
Другие статьи
Орган-защитник. Печень.
Что делать, если у ребенка увеличена печень?
Здоровье
06 ноября 2008
''Железные'' правила старины
Никак не уйдут в прошлое некоторые правила, которые на поверку оказываются бессмысленными или совершенно бесполезными. Некоторые "мудрые" советы стоит позабыть навсегда.
Здоровье
08 сентября 2007
Стресс у грудничка?
Все мы знаем о том, что рождаясь, крошечный малыш испытывает колоссальный стресс, он совершенно привык к бытию в «теплом доме», а теперь его привычная жизнь начинает...
Здоровье
22 апреля 2011