Святитель Феофан Затворник (1894) (день памяти 23 января) О вере слепой и неслепой

Слепой вере противоположна вера видящая. Какая же это? Вера видящая есть та, которая ясно видит, во что верует, и почему верует. Ясное видение обнимает все содержание веры: что Бог есть Един по существу и троичен в Лицах, что он весь мир сотворил словом Своим и о нем промышляет, и в целом и в частностях, что мы сотворены для лучшей жизни, но пали в прародителях и все томимся в изгнании, что беду сию мы сами на себя навели, но высвободиться из нее сами не имели возможности, поэтому воплотился Сын Божий и избавил нас от всего, чему подверглись мы вследствие падения. Своими страданиями, смертью, воскресением, вознесением на небеса и сидением одесную Бога и Отца избавил нас, - для того, чтоб каждый из нас соделался причастным благ спасения, совершенного Господом. Дух Святый сошел на апостолов и чрез них Церковь Святую основал на земле, в коей Церкви и пребывает, всех верующих чрез Святые Таинства возрождая к новой жизни, укрепляя на всякое добро, очищая от всякого зла и освящая, и чрез все сие к вечной жизни приготовляя и Царства Небесного наследниками соделывая; и что все, верными сынами и дщерями Церкви Божией до конца себя сохраняющие, несомненно Царство Божией наследят, а неверными ей оказывающиеся – в ад попадут на вечные мучения. Все сие ясно зрит и определенно ведает видящая вера.
 
В полном смысле настоящая вера и есть та, когда кто верует потому только, что так Бог повелел, и когда для того, чтоб уверовать, ничего больше не ищет как узнать, как Бог повелел, и как только узнает, что Бог повелел так веровать, так и успокаивается на том полным успокоением, не допускающим никаких колебаний; сия и есть детская вера, беспрекословно верящая Богу, Отцу своему! Ее-то и требовал Господь, когда сказал: «Если… не будете как дети, не внидете в Царство Небесное» (Мф.18;3). Из сего можете вы сами заключить, что кто иным каким-либо образом верует, о том нельзя не усомниться, войдет ли он в Царство Небесное.
 
Такая детская вера не есть слепая, а видящая, и видящая все глазами чистыми, ничем не запорошенными. Она только в умственные исследования не пускается, а как узнает, что Бог так сказал, так и успокаивается. Это у нее самая верная, самая прочная и самая разумная основа на все верования.
 
Слепая вера, напротив, есть та, которая не знает, во что должно веровать, или если знает, то неполно, кое-как, и не заботится этого узнать. Такова, большей частью, вера простого нашего народа, но не исключительно, ибо и между лицами высшего и образованного круга очень много таких, если не наибольшая часть. И в простом народе не редкость сильная детская вера видящая, за которой куда гнаться нашей ученой вере!
 
У нас вошло в обычай слепой вере противополагать веру разумную, а под разумной верой разуметь веру ученую, которая не довольствуется одним тем основанием, что «Бог так повелел, и верую», - но ко всему примешивает и соображения своего ума. У иных это доходит до того, что они и совсем верить не хотят ничему такому, что не сумеют подвести под начала своего разума и согласовать с суммой добытых им понятий. На сие скажу: никакого нет греха доискиваться некоторых умовых соображений в уяснение и полнейшее уразумение предметов веры. Это делали нередко и святые отца. Но надо заметить, что к существу веры это ничего не прибавляет, и есть совсем побочное или придаточное дело.
 
Когда строятся в уме соображения о предметах веры, тогда приходят и недоумения, колеблющие веру. Правда, что они прокрадываются и в душу, детски верующую. Но тут им обычно никакого хода не дают, сразу прогоняя их, в той уверенности, что это, наверное, какой-либо кривотолк. Но также надобно поступать и тем, которые не довольствуются и не умеют довольствоваться простой верой. Недоумения против веры тоже суть в области веры, что дурные помыслы и позывы, противные добронравию и заповедям в сфере жизни. Последние как мы встречаем? Отталкиваем, - и конец. То же следует делать и с первыми. Пришли недоумения, - отгони их мечом веры, и конец. И это будет самое разумное действование. Когда ясно ведомо, как Бог повелел веровать, разумно ли против того допускать возражения? Когда Бог говорит, тварь должна слушать и слушаться.
 
(По материалам православных календарей)
 
 
«Спрашивали меня миряне: «Как мы, живя с женами и сплетаясь мирскими попечениями, можем коснуться совершеннейшей жизни?» Я ответил им: «Все доброе, что только можете делать, делайте: никого не осуждайте, не окрадывайте, никому не лгите, ни перед кем не возноситесь, ни к кому не имейте ненависти, не оставляйте церковных собраний, к нуждающимся будьте милосердны, никого не соблазняйте, не касайтесь чужой чести и сохраняйте верность женам вашим. Если так будете поступать, то недалеко будете от Царствия Небесного».
Преподобный Иоанн Лествичник
 
23 января 2008
(0 голосов, средний: 0 из 5 оценок)
Уважаемые посетители, здесь Вы можете написать комментарий к статье. Редакция "Детской" не дает профессиональных консультаций.
Другие статьи
«ДЕРЖАВНАЯ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (15 марта)
Явила себя русскому народу 2/15 марта 1917 года в день отречения Царя Николая II от престола.
Православие
15 марта 2008
Именины на сентябрь
Именины каждый день!
Православие
09 сентября 2008