Семейные проблемы

Размолвки говорят о том, что близкий проявляет немощь. И надо стараться не подавать ему повода.

-  Почему говорят: «Милые ругаются - только те­шатся»? Значит - это неопасно?

- Не ругаются, а бранятся, то есть ворчат. Могли бы поругаться, но смирили себя до того, что только ворчат. Сумели внутри себя погасить огонь раздражительности, ссоры, когда мог бы конфликт возникнуть. Но когда ругаются - уже не тешатся. А со света друг друга сживают. Когда человек гасит в себе огонь, это дает утешение и радость, что удалось не довести дело до конфликта. Тогда тешатся, конечно.

Старец Паисий Афонский об обычных разногласиях между супругами сказал: «Супруги должны иметь одного и того же ду­ховника. Чтобы две деревяшки идеально подходи­ли друг к другу, их нужно остругать одним рубан­ком». И в другой раз он сказал: «Супруги должны иметь духовника, потому что без арбитра не бывает состязаний». (Из книги священника Дионисия Тациса «Архондарик под открытым небом», М., 1998.)

Святые отцы говорят, что про внутренние семей­ные проблемы никому ни слова не следует рассказы­вать. Не то что насмехаться друг над другом, но даже делиться не надо ни с кем. Если открываешь тайны се­мейной жизни перед другими людьми - власть над сво­ей семейной жизнью даешь. А люди не все ведь поря­дочные. Ни в коем случае не следует ни хвалиться, ни радоваться, ни огорчениями своими делиться. Это внут­ренняя, очень таинственная жизнь, ее надо беречь. Че­ловек может в семье и слабость проявить, но он имен­но в семье ее проявил, он-то надеялся, что близкие его поймут. Он, возможно, в другой ситуации не проявил бы ее, а здесь не сдержался, немощь свою показал, но не потому, что отыгрывается на близких, а оттого, что верит им. Муж жене открывает душу свою, потому что доверяет, как на исповеди доверяют священнику, и когда происходит нарушение тайны, это очень близко к раз­глашению исповеди. Печально, когда начинают друг над другом насмехаться, рассказывать тайны, уничижать. Это говорит о порочности того человека, который себе позволяет так поступать, об отсутствии мудрости. Вто­рому человеку надо в такой ситуации попытаться вра­зумить супруга и терпеть. И стараться повода не пода­вать ему для насмешек.

Когда одна из духовных чад схиигумена Саввы по­жаловалась ему, что часто раздражается, он дал ей иконочку Божией Матери «Неопалимая Купина» и сказал: «Она помогает не только от пожара дома, но и от пожара души. Молись Ей».

Начала она молиться Божией Матери перед этой ико­ной. И ей сделалось легко, она перестала раздражаться.

В другой раз эта же женщина поссорилась со своей дочерью. А в это время у отца была одна из его чад. От­правляя ее домой, он передал для этой женщины духи «Роза» и сказал:

- Там у Н. с Г. вспышка. Ух, какая! - И руками пока­зал, как. - Пусть они подушатся этими духами, а Г. ска­жи, чтобы она так больше не поступала.

После второй вспышки отец снова прислал им розо­вое масло. Женщина обратила серьезное внимание на свою вспыльчивость и стала сдерживаться, даже серди­того вида не показывала дочери, вспоминая батюшкины слова: «Смиряйся перед детьми, ведь ты господствуешь над ними».

Отец сказал ей, чтобы читала акафист Божией Мате­ри, а какой - не сказал. По жребию она стала читать ака­фист Ахтырской Божией Матери, иконочку которой по­лучила от него как первое благословение.

И дочь ее стала изменяться. Через некоторое вре­мя она ей призналась:

- Если бы ты, мама, поступала со мной грубо, ты потеряла бы меня навсегда.

Видя, как страдают от греха раздражительности, гне­ва, отец говорил: «У некоторых бывает такой гнев, такая раздражительность, как на море волны бьют, поднимают­ся, шумят. Но если нас ругают, это не так страшно, лишь бы мы так не поступали, не гневались сами. Представьте, как тяжело бывает разгневанному человеку, ведь у него ад в душе. Его надо пожалеть, помолиться за него».

Одна женщина жила с мужем вдвоем, но мира и ти­шины в доме не было. Она мужу не уступала, а он, в свою очередь, доказывал свою правоту, и так долго продолжа­лось. Наконец ей все это надоело, и она решила вести себя по-другому. Муж ей скажет обидное слово, чувствует, что начинает раздражаться, - берет Псалтирь и начинает чи­тать. Муж немного пошумит, потом замолчит. И так мало-помалу у них в доме водворились тишина и спокойствие.

Пришла она в храм, мимо проходит отец, остановил­ся около нее и говорит: «Вот давно бы так!»

Отец Савва советовал: «Если имеете к кому-ни­будь неприязнь, старайтесь переломить, победить себя. Молитесь так: «Спаси, Господи, раба Твоего (имя), и святыми его молитвами помилуй меня, грешного, и умири сердце мое». Принудите себя ока­зывать нелюбимому человеку знаки внимания, старай­тесь услужить ему. И Господь, видя ваше доброе намерение, вырвет из сердца неприязнь и наполнит его святою любовью. Напрасны молитвы и подвиги человека, если он питает в сердце злобу на ближнего своего. Гос­подь не отпускает таким грехов на исповеди»

Мы в жизни встречаемся с обидчиками: кто-то на нас гневается, кричит. Здесь главное - направить всю свою волю, все силы души своей не на то, чтобы, выражаясь современным языком, «адекватно ответить обидчику», на­пример, «вот, он меня так обругал, а я его еще похлеще...». Наоборот, мы должны направить всю волю на то, чтобы пригасить поднимающееся в нашей душе раздражение и справиться с закипающим внутри нас гневом. Отвечать обидчику следует по-христиански, только в спокойном со­стоянии души, так как «что начинается в гневе, то конча­ется в стыде». При этом надо иметь в виду, что мы, как правило, не являемся уж такими ненавистными для обид­чика. Обычно бывает, что у этого обидчика много про­блем, и мы попадаем «под горячую руку» и являемся сво­еобразным громоотводом. В таких случаях надо сказать: Слава Тебе, Господи, что я послужил таким громо­отводом, что именно на мне излилась душа этого человека!» И когда нас ругают заслуженно - это хоро­шо. Тогда снимается хотя бы степень вины и тогда нам даже обижаться не на что. А если нас ругают незаслужен­но - нам опять-таки радоваться надо: я либо громоотво­дом послужил для этого человека, либо Господь таким образом из меня грешного и окаянного, горделивого, са­молюбивого и тщеславного всю эту грязь пометает.

Старец Иосиф Афонский говорит: «Так вот, это я говорю тебе и всем: никогда не стремитесь исправ­лять друг друга гневом, ибо искушение искушения не устраняет, но смирением и искренней любовью. Если видишь, что впереди идет гнев, отложи на вре­мя исправление. И когда увидишь, что гнев прошел, и пришел мир, и бесстрастно работает рассуждение, тогда говори полезное».

 

10 января 2008
(0 голосов, средний: 0 из 5 оценок)
Уважаемые посетители, здесь Вы можете написать комментарий к статье. Редакция "Детской" не дает профессиональных консультаций.
Другие статьи
Духовное сердце дома
Семья - это сердце дома. Если сердце будет больно, не бу­дет здоров и ваш дом, чтобы вы не делали. Следует приложить все усилия для того, чтобы ваша семья была духовно здоровой. Семью часто...
Православие
10 января 2008
7-Я НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА
постное меню на всю неделю
Интересно
21 апреля 2008
Духовная жизнь семьи
Серьезная болезнь ребенка всегда говорит о том, что для семьи настало время покаяния. Она побуждает усилить наши духовные труды.
Здоровье
18 февраля 2008