Семейные проблемы
Размолвки говорят о том, что близкий проявляет немощь. И надо стараться не подавать ему повода.
- Почему говорят: «Милые ругаются - только тешатся»? Значит - это неопасно?
- Не ругаются, а бранятся, то есть ворчат. Могли бы поругаться, но смирили себя до того, что только ворчат. Сумели внутри себя погасить огонь раздражительности, ссоры, когда мог бы конфликт возникнуть. Но когда ругаются - уже не тешатся. А со света друг друга сживают. Когда человек гасит в себе огонь, это дает утешение и радость, что удалось не довести дело до конфликта. Тогда тешатся, конечно.
Старец Паисий Афонский об обычных разногласиях между супругами сказал: «Супруги должны иметь одного и того же духовника. Чтобы две деревяшки идеально подходили друг к другу, их нужно остругать одним рубанком». И в другой раз он сказал: «Супруги должны иметь духовника, потому что без арбитра не бывает состязаний». (Из книги священника Дионисия Тациса «Архондарик под открытым небом», М., 1998.)
Святые отцы говорят, что про внутренние семейные проблемы никому ни слова не следует рассказывать. Не то что насмехаться друг над другом, но даже делиться не надо ни с кем. Если открываешь тайны семейной жизни перед другими людьми - власть над своей семейной жизнью даешь. А люди не все ведь порядочные. Ни в коем случае не следует ни хвалиться, ни радоваться, ни огорчениями своими делиться. Это внутренняя, очень таинственная жизнь, ее надо беречь. Человек может в семье и слабость проявить, но он именно в семье ее проявил, он-то надеялся, что близкие его поймут. Он, возможно, в другой ситуации не проявил бы ее, а здесь не сдержался, немощь свою показал, но не потому, что отыгрывается на близких, а оттого, что верит им. Муж жене открывает душу свою, потому что доверяет, как на исповеди доверяют священнику, и когда происходит нарушение тайны, это очень близко к разглашению исповеди. Печально, когда начинают друг над другом насмехаться, рассказывать тайны, уничижать. Это говорит о порочности того человека, который себе позволяет так поступать, об отсутствии мудрости. Второму человеку надо в такой ситуации попытаться вразумить супруга и терпеть. И стараться повода не подавать ему для насмешек.
Когда одна из духовных чад схиигумена Саввы пожаловалась ему, что часто раздражается, он дал ей иконочку Божией Матери «Неопалимая Купина» и сказал: «Она помогает не только от пожара дома, но и от пожара души. Молись Ей».
Начала она молиться Божией Матери перед этой иконой. И ей сделалось легко, она перестала раздражаться.
В другой раз эта же женщина поссорилась со своей дочерью. А в это время у отца была одна из его чад. Отправляя ее домой, он передал для этой женщины духи «Роза» и сказал:
- Там у Н. с Г. вспышка. Ух, какая! - И руками показал, как. - Пусть они подушатся этими духами, а Г. скажи, чтобы она так больше не поступала.
После второй вспышки отец снова прислал им розовое масло. Женщина обратила серьезное внимание на свою вспыльчивость и стала сдерживаться, даже сердитого вида не показывала дочери, вспоминая батюшкины слова: «Смиряйся перед детьми, ведь ты господствуешь над ними».
Отец сказал ей, чтобы читала акафист Божией Матери, а какой - не сказал. По жребию она стала читать акафист Ахтырской Божией Матери, иконочку которой получила от него как первое благословение.
И дочь ее стала изменяться. Через некоторое время она ей призналась:
- Если бы ты, мама, поступала со мной грубо, ты потеряла бы меня навсегда.
Видя, как страдают от греха раздражительности, гнева, отец говорил: «У некоторых бывает такой гнев, такая раздражительность, как на море волны бьют, поднимаются, шумят. Но если нас ругают, это не так страшно, лишь бы мы так не поступали, не гневались сами. Представьте, как тяжело бывает разгневанному человеку, ведь у него ад в душе. Его надо пожалеть, помолиться за него».
Одна женщина жила с мужем вдвоем, но мира и тишины в доме не было. Она мужу не уступала, а он, в свою очередь, доказывал свою правоту, и так долго продолжалось. Наконец ей все это надоело, и она решила вести себя по-другому. Муж ей скажет обидное слово, чувствует, что начинает раздражаться, - берет Псалтирь и начинает читать. Муж немного пошумит, потом замолчит. И так мало-помалу у них в доме водворились тишина и спокойствие.
Пришла она в храм, мимо проходит отец, остановился около нее и говорит: «Вот давно бы так!»
Отец Савва советовал: «Если имеете к кому-нибудь неприязнь, старайтесь переломить, победить себя. Молитесь так: «Спаси, Господи, раба Твоего (имя), и святыми его молитвами помилуй меня, грешного, и умири сердце мое». Принудите себя оказывать нелюбимому человеку знаки внимания, старайтесь услужить ему. И Господь, видя ваше доброе намерение, вырвет из сердца неприязнь и наполнит его святою любовью. Напрасны молитвы и подвиги человека, если он питает в сердце злобу на ближнего своего. Господь не отпускает таким грехов на исповеди»
Мы в жизни встречаемся с обидчиками: кто-то на нас гневается, кричит. Здесь главное - направить всю свою волю, все силы души своей не на то, чтобы, выражаясь современным языком, «адекватно ответить обидчику», например, «вот, он меня так обругал, а я его еще похлеще...». Наоборот, мы должны направить всю волю на то, чтобы пригасить поднимающееся в нашей душе раздражение и справиться с закипающим внутри нас гневом. Отвечать обидчику следует по-христиански, только в спокойном состоянии души, так как «что начинается в гневе, то кончается в стыде». При этом надо иметь в виду, что мы, как правило, не являемся уж такими ненавистными для обидчика. Обычно бывает, что у этого обидчика много проблем, и мы попадаем «под горячую руку» и являемся своеобразным громоотводом. В таких случаях надо сказать: Слава Тебе, Господи, что я послужил таким громоотводом, что именно на мне излилась душа этого человека!» И когда нас ругают заслуженно - это хорошо. Тогда снимается хотя бы степень вины и тогда нам даже обижаться не на что. А если нас ругают незаслуженно - нам опять-таки радоваться надо: я либо громоотводом послужил для этого человека, либо Господь таким образом из меня грешного и окаянного, горделивого, самолюбивого и тщеславного всю эту грязь пометает.
Старец Иосиф Афонский говорит: «Так вот, это я говорю тебе и всем: никогда не стремитесь исправлять друг друга гневом, ибо искушение искушения не устраняет, но смирением и искренней любовью. Если видишь, что впереди идет гнев, отложи на время исправление. И когда увидишь, что гнев прошел, и пришел мир, и бесстрастно работает рассуждение, тогда говори полезное».