Подготовительные недели Великого поста

В продолжение подготовительных недель Церковь приуча­ет верующих к подвигу поста постепенным введением воздер­жания: после сплошной седмицы она восстанавливает пост в среду и пятницу, затем возводит христиан на высшую ступень подготовительного воздержания запрещением вкушать мясную пищу и дозволением употреблять лишь сырную.

 

Такое особое приготовление к посту Четыредесятницы яв­ляется древним установлением Церкви. Так, знаменитые пропо­ведники IV века: св. Василий Великий, св. Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский и другие - оставили нам беседы и сло­ва, сказанные ими относительно поста, еще не наступившего, а только ожидаемого. В частности, у них находим беседы, про­изнесенные в каждую из названных подготовительных недель.

 

Каноны и многие песнопения, в которых раскрывается зна­чение подготовительных недель, также относится к древнему пе­риоду: в VIII-IX веке Феодор и Иосий Студиты составили службы на Недели блудного сына, мясопустную и сыропустную, а в IX -веке Георгий, митрополит Никомидийский, - канон на Неделю мытаря и фарисея.

 

Приготовляя верующих к св. Четыредесятнице, Церковь в своих службах, по ее собственному выражению, поступает как вождь, ободряющий мудрым и благовременным словом своих вои­нов на брань. Поэтому в приготовительных службах она не забывает сказать все то, что может расположить верующих к посту, покаянию и духовному подвигу. В своих священных воспомина­ниях она восходит и к первым дням мира и человека, к блажен­ному состоянию прародителей и их падению, чтобы показать на­чало греха и пробудить сокрушение о грехах, и ко времени при­шествия на землю Сына Божия для спасение человека, чтобы об­ратить нас к Богу.

 

Для пробуждения чувства покаяния и сокру­шения о грехах Церковь уже в приготовительные недели начина­ет петь на утрени перед каноном умилительные тропари: Покая­ния отверзи ми двери… На спасение стези настави мя, Богоро­дице… Множество содеянных мною лютых….

С другой стороны, для той же цели, как бы сближая 70-дневный период великопостной Триоди с 70-летним пребыванием Израиля в плену Вавилонском, Церковь в некоторые приготови­тельные недели оплакивает духовный плен нового Израиля пени­ем 138 псалма: На реках Вавилонских….

 

Источник:  days.pravoslavie.ru

07 февраля 2010
(0 голосов, средний: 0 из 5 оценок)
Уважаемые посетители, здесь Вы можете написать комментарий к статье. Редакция "Детской" не дает профессиональных консультаций.
Другие статьи
«ДЕРЖАВНАЯ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (15 марта)
Явила себя русскому народу 2/15 марта 1917 года в день отречения Царя Николая II от престола.
Православие
15 марта 2008
Медовый Спас
В четверг у православных верующих начинается Успенский пост, который продлится две недели. Пост завершится 28 августа праздником Успения Пресвятой Богородицы, а первый постный день совпадает с...
Православие
14 августа 2008
Обрезание Господне. Свт. Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийской (379).
Празднование 14 января по новому стилю. Новый год. Святой Василий прославился своей святостью, глубоким знанием Священного Писания, великой ученостью, трудами на благо церковного мира и единства.
Православие
11 января 2016