Почему дети успокаиваются, когда их носят?

Родители знают, что плачущие дети обычно успокаиваются, когда их берут на руки и носят, но почему так происходит? Исследователи из японского Института изучения мозга RIKEN сделали вывод, что человеческие дети и потомство млекопитающих автоматически и глубоко расслабляются, когда их носят.

Исследование, опубликованное в журнале «Современная биология», впервые демонстрирует, что успокоение младенца, которого берет на руки мама, связано с взаимосогласующимся набором нервных, моторных и кардиологических реакций. Куми Курода и его коллеги Жанлюка Еспосито и Сачин Йошида, которые проводили исследование, предполагают, что это явление могло возникнуть в процессе эволюционного развития и является важным компонентом взаимодействия по линии мать-ребенок.

Эта реакция уменьшает нагрузку на мать от ношения ребенка и приносит пользу обоим» - объясняет Курода.

В серии экспериментов, включавших снятие показаний ЭКГ, исследователи установили, что частота сердцебиения младенцев значительно уменьшается сразу после того, как их берут на руки и несут. Но этого не происходит, если их просто держат на руках. Используя миниатюрную систему ЭКГ, установленную на мышатах, они могли наблюдать у них такое же явление.

Для основного эксперимента были привлечены 12 здоровых младенцев возрастом от 1 до 6 месяцев (средний возраст 3.08 ± 0.51 месяца, 6 девочек и 6 мальчиков). Через 10 минут после подключения электрода для холтеровского мониторирования их матерей просили последовательно выполнить одно из трех действий (положить ребенка в кроватку, взять ребенка на руки, носить ребенка на руках) длительностью по 30 сек в произвольном порядке, определенном экспериментатором. После этого данные находящихся в состоянии бодрствования младенцев во время держания и ношения собирались и анализировались. Младенцы плакали приблизительно в половине случаев в начале периода держания (диаграмма D). Когда мама вставала и начинала ходить младенцы в значительной степени прекращали произвольные движения и плач (диаграммы C и D). Более того, было обнаружено, что интервал между сердечными сокращениями у младенцев немедленно повышался после начала ношения (диаграмма Е).

 


Реакции успокоения младенцев, вызываемые ношением на руках

Реакции успокоения младенцев, вызываемые ношением на руках

(A) Поведенческий тип держания на руках (синий цвет на иллюстрации) и ношения на руках (красный цвет на желтом фоне), демонстрируемый парой мама-младенец.

(B) Пример поведения, состоящего из чередования держания и ношения. Каждое состояние длилось приблизительно 20 сек. Продемонстрированы количество произвольных движений, наличие плача и интервал сердечных сокращений (ИСС).

(C–E) Временной период произвольных движений (C), плача (D) и нормализованный интервал сердечных сокращений (нИСС) (E) при переходе от держания к ношению у 12 младенцев возрастом до 6 месяцев. Усредненное влияние перехода от держания к ношению на поведение и ИСС определялось с момента фиксации наименьшего количества сердечных сокращений во время держания (x = 0) в течение временного периода от −50 до +50 сердечных сокращений. Движения, плач и ИСИ определялись при каждом сердцебиении у каждого участника и затем усреднялись для всех участников. Временные показатели в этой иллюстрации вычислялись на основе среднего значения ИСС. Количество сделанных мамой шагов в минуту в среднем составляло 79.4 (стандартное отклонение - 14.6) при общем диапазоне 60–120 шагов в минуту. Перед анализом данных был проверен эффект влияния возможных независимых переменных (пол ребенка, возраст матери, темп ходьбы) на зависимые переменные (ИСС, плач, произвольные движения), при этом существенной взаимозависимости выявлено не было; следовательно, они не принимались во внимание при анализе.

(F–H) Динамика нИСС при переходе от держания к ношению с показателем наличия плача во время держания более 50% и отсутствием плача приношении (н = 13; F), при отсутствии плача (н = 25; G) и при показателе наличия плача более 50% во время держания и ношения (н = 6; H).

(I) Основная частота (F0) плача у младенцев (H).

(J) Динамика нИСС во время сна младенцев (н = 7) во время держания-ношения.

(K) Индекс вариабельности ритма сердца парасимпатической активности во время держания-ношения.

Детеныши
В конечном итоге было установлено, что как человеческие младенцы, так и мышата успокаиваются и прекращают двигаться сразу же после того, как их начинают носить, а мышата прекращают издавать ультразвуковые писки. Мышата также принимают характерную компактную позу с подобранными конечностями, что также наблюдается у других млекопитающих, таких как коты и львы.
Исследователи установили, что у мышат эта успокоительная реакция зависит от тактильного воздействия и проприорецепции - способности ощущать и понимать движения тела. Они также отмечают, что этот процесс регулируется парасимпатической нервной системой и отделом мозга, называемым мозжечок. 
Результаты исследования имеют большое значение и могут помочь предотвратить насилие над детьми.
“Надлежащее понимание потребностей младенцев уменьшило бы растерянность родителей и принесло бы пользу, поскольку плач ребенка, остающийся без ответа, является главным фактором, ведущим к насилию над детьми” – говорит Курода.
“Хотя объектами нашего исследования были именно мамы, мы думаем, что это касается не только их, но и любых других лиц, ухаживающих за младенцами» - добавляют авторы.
Полный текст исследования:
Gianluca Esposito, Sachine Yoshida, Ryuko Ohnishi, Yousuke Tsuneoka, Maria del Carmen Rostagno, Susumu Yokota, Shota Okabe, Kazusaku Kamiya, Mikio Hoshino, Masaki Shimizu, Paola Venuti, Takefumi Kikusui, Tadafumi Kato and Kumi O. Kuroda. "Infant calming responses during maternal carrying in humans and mice". Current Biology, 2013.doi?10.1016/j.cub.2013.03.041

http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0960982213003436

Перевод выполнен экспертом Проекта ПроГВ Хоменко Ю., 

специально для СППМ 

15 апреля 2015
Источник:  СППМ
(0 голосов, средний: 0 из 5 оценок)
Уважаемые посетители, здесь Вы можете написать комментарий к статье. Редакция "Детской" не дает профессиональных консультаций.
Другие статьи
Речь и мышление младенца
Хотя развитие речи и мышления начинается в младенческом возрасте, тем не менее в течение первого года жизни формирование этих двух функций идет относительно независимыми путями, по своим...
Развитие и воспитание
25 сентября 2007
Слух и слушание
В четыре-пять месяцев ребенок, с которым много разговаривают, обучается все более и более сложным звуковым сочетаниям. Когда вы говорите с ним, младенец внимательно вглядывается в ваше лицо.
Развитие и воспитание
24 сентября 2007
Купание новорожденного ребенка
Новорожденного ребенка начинают купать после заживления пупочной ранки, обязательно в кипяченой воде температуры 37 градусов, лучше в том помещении, в котором он постоянно находится, при...
Здоровье
22 сентября 2011