Плачет малыш, почему?
А молодая мама нередко оказывается в растерянности от новых забот и новых чувств - и это вполне естественно. Да еще противоречивые советы окружающих: «Поменьше бери его на руки, а то потом привыкнет и будет все время проситься» - «Главное - почаще держи на руках, обнимай, целуй - это же твой ребенок»; «Если плачет - дай ему грудь, сразу успокоится» - «Смотри, не избалуй, на каждый писк не беги, один раз проплачется, зато потом капризов не будет». Как же выбрать наиболее удачный путь общения с малышом, как вырастить спокойного и счастливого ребенка? Наверное, каждая мама задумывается над этими вопросами.
Итак, что же надо знать, чтобы научиться успокаивать плачущего младенца...
1. Ребенок никогда не плачет просто так. Идея о бессмысленных капризах к этому возрасту неприменима. Раз плачет - значит, что-то не так.
2. Сначала обратимся к обыденным причинам - хочет есть, пить, жарко, холодно, надо менять подгузник, что-то болит или просто неудобно лежит. Здесь важное примечание - если плачущему ребенку предложить поесть, он, скорее всего, успокоится - хотя бы на время. Но если причина плача очевидно не в этом (например, час-два назад поел как надо), обращаться к такому успокоению не стоит. Ведь игнорируя настоящую причину плача, мы приучаем ребенка игнорировать свои чувства и потребности.
3. Если бытовых причин нет - значит, плачет от волнения, тревоги или от страха. Подумаем, что могло его встревожить. Новая обстановка, шум, незнакомые люди. Вчерашняя семейная ссора или просто звук автосигнализации за окном. В этой ситуации ребенку необходимо ощутить материнское тепло - ведь если мама рядом, значит, все в порядке. Возьмите малыша на руки, погладьте, скажите что-нибудь успокаивающее. Не понимая смысла слов, дети очень чувствительны к интонациям. Именно в это время, когда вы общаетесь на языке интонаций и прикосновений, и зарождается то самое взаимопонимание без слов, которое мы так ценим в любых отношениях.
4. Помните - дети, которых успокаивают, вырастают значительно более спокойными, чем те, кому приходится успокаиваться самим - в том возрасте, когда они не умеют это делать. Нельзя оставлять ребенка плакать, пока не затихнет сам, до изнеможения. Ребенок должен знать, что если ему плохо, он может рассчитывать на помощь родителей. Не правда ли, в его дальнейшей жизни ему это пригодится?...
5. Избегайте любых крайностей. Сидеть часами у детской кроватки не стоит. Ведь ребенок, привыкнув, что мама всегда, на 100% удовлетворяет все его (нехитрые пока) потребности, будет ожидать от нее этого и дальше - и тогда трудностей будет немало и у него, и у вас. Впрочем, вам просто физически не удастся являться по каждому зову вашего малыша, и в этом нет ничего страшного. Ребенок должен знать, что маме тоже надо есть, спать, готовить ему же ванночку или гладить белье - что у нее есть свои дела. Он получает важный опыт - мама всегда старается мне помочь, когда может, но с некоторыми проблемами надо мириться и справляться самому.
6. Чтобы ребенок увереннее чувствовал себя в окружающем мире, старайтесь следовать режиму дня. Поначалу он будет строиться в основном вокруг режима питания. Отклонение от назначенного времени на полчаса-час несущественно, но соблюдение режима в целом делает нервную систему ребенка более устойчивой. Существует заблуждение, что ребенок сам знает, когда ему есть и когда спать, а режим - лишь ненужное ограничение. На самом деле психика ребенка еще не сформирована (это произойдет только к семи годам), и самостоятельно наладить режим он не в состоянии.
7. Больше разговаривайте с малышом, рассказывайте ему, что вы делаете, как вы его любите - всё, что вам хочется. Берите его на руки, целуйте и ласкайте - всегда, когда вам хочется. Помните - этот человечек любит вас, вы - центр его Вселенной. И ему нужна ваша любовь.
Татьяна Быкова
Итак, что же надо знать, чтобы научиться успокаивать плачущего младенца...
1. Ребенок никогда не плачет просто так. Идея о бессмысленных капризах к этому возрасту неприменима. Раз плачет - значит, что-то не так.
2. Сначала обратимся к обыденным причинам - хочет есть, пить, жарко, холодно, надо менять подгузник, что-то болит или просто неудобно лежит. Здесь важное примечание - если плачущему ребенку предложить поесть, он, скорее всего, успокоится - хотя бы на время. Но если причина плача очевидно не в этом (например, час-два назад поел как надо), обращаться к такому успокоению не стоит. Ведь игнорируя настоящую причину плача, мы приучаем ребенка игнорировать свои чувства и потребности.
3. Если бытовых причин нет - значит, плачет от волнения, тревоги или от страха. Подумаем, что могло его встревожить. Новая обстановка, шум, незнакомые люди. Вчерашняя семейная ссора или просто звук автосигнализации за окном. В этой ситуации ребенку необходимо ощутить материнское тепло - ведь если мама рядом, значит, все в порядке. Возьмите малыша на руки, погладьте, скажите что-нибудь успокаивающее. Не понимая смысла слов, дети очень чувствительны к интонациям. Именно в это время, когда вы общаетесь на языке интонаций и прикосновений, и зарождается то самое взаимопонимание без слов, которое мы так ценим в любых отношениях.
4. Помните - дети, которых успокаивают, вырастают значительно более спокойными, чем те, кому приходится успокаиваться самим - в том возрасте, когда они не умеют это делать. Нельзя оставлять ребенка плакать, пока не затихнет сам, до изнеможения. Ребенок должен знать, что если ему плохо, он может рассчитывать на помощь родителей. Не правда ли, в его дальнейшей жизни ему это пригодится?...
5. Избегайте любых крайностей. Сидеть часами у детской кроватки не стоит. Ведь ребенок, привыкнув, что мама всегда, на 100% удовлетворяет все его (нехитрые пока) потребности, будет ожидать от нее этого и дальше - и тогда трудностей будет немало и у него, и у вас. Впрочем, вам просто физически не удастся являться по каждому зову вашего малыша, и в этом нет ничего страшного. Ребенок должен знать, что маме тоже надо есть, спать, готовить ему же ванночку или гладить белье - что у нее есть свои дела. Он получает важный опыт - мама всегда старается мне помочь, когда может, но с некоторыми проблемами надо мириться и справляться самому.
6. Чтобы ребенок увереннее чувствовал себя в окружающем мире, старайтесь следовать режиму дня. Поначалу он будет строиться в основном вокруг режима питания. Отклонение от назначенного времени на полчаса-час несущественно, но соблюдение режима в целом делает нервную систему ребенка более устойчивой. Существует заблуждение, что ребенок сам знает, когда ему есть и когда спать, а режим - лишь ненужное ограничение. На самом деле психика ребенка еще не сформирована (это произойдет только к семи годам), и самостоятельно наладить режим он не в состоянии.
7. Больше разговаривайте с малышом, рассказывайте ему, что вы делаете, как вы его любите - всё, что вам хочется. Берите его на руки, целуйте и ласкайте - всегда, когда вам хочется. Помните - этот человечек любит вас, вы - центр его Вселенной. И ему нужна ваша любовь.
Татьяна Быкова