Отцы и Дети

Проблемы отцовства

 

            Прежде чем рассказать о том, что должен делать мужчина, чтобы быть хорошим отцом, мы попробуем кратко охарактеризовать те проблемы, с которыми столкнулась среднестатистическая советская семья в посткоммунистическом обществе. Ведь плоды именно этого кризиса мы пожинаем до сих пор, перенося из поколения в поколение ошибки и психологические конфликты наших предков.

Огромную роль в том, что большинству мужчин неведомо подлинно мужское поведение и назначение отца, сыграли демографический и политический факторы, то есть последствия политики СССР и Великой Отечественной войны, когда преждевременная гибель настигла огромное число мужчин и отцов.

Страшный удар нанесен патриархальной семье в конце 20-х, 30-е и 40-е годы. Для ускоренной индустриализации потребовались женщины; мать была оторвана от детей и брошена на производство. Сиротство при живых родителях стало (а по сути, остается до сих пор) массовым явлением. Государство не только взломало крепость семьи, не дав ничего взамен, - оно еще и узурпировало ее функции. Отец народов занял место родного отца, мгновенно уничтожив вековые семейные традиции. Этот разрушительный процесс получил свое идеальное воплощение в знаменитом образе Павлика Морозова.

В результате множество мужчин оказались лишены духовных традиций отцовства, тех знаний, которые юноша в семье получает не на вербальном уровне, не из книг, а из живой повседневной жизни. В итоге к ХХI веку, по мнению американского социолога П.Ларссон, сложилась ситуация жесткого авторитарного доминирования властной жены и матери, которая редко встречается в других культурах. Особенно часто такие отношения можно видеть в неблагополучных семьях. При этом доминирование матери часто носит жесткий характер, проявляясь в физических наказаниях детей, в мелочном контроле, в гиперопеке.

Практически в каждой второй семье мужчине мешает стать отцом отношение к нему жены, молодой матери. Молодой отец, как правило, просто боится прикоснуться к младенцу, невольно причинить вред. Он чувствует себя слоном в посудной лавке. А молодая мать вместо того, чтобы сказать «бери и держи», говорит: «Какой ты неуклюжий, дай, я сама!». Она почти всегда ищет помощи в воспитании ребенка не у мужа, а у своей матери, демонстрируя глубинную инфантильность и нежелание расстаться со своим детством и повзрослеть, взяв ответственность за нового человека на себя и своего супруга. А к трем годам, когда малыша отдают в детский сад, отношения с отцом у него просто не успевают возникнуть.

В результате мужчина, воспринимаемый женщиной как банкомат или тягловая сила, чувствует свое присутствие дома необязательным. Отсюда искреннее непонимание мужчинами того, чего хотят от них женщины, навязывая им культпоходы с детьми.

В проблеме отцовства во многом виновно и школьное воспитание. С детства на мальчиков оказывается давление, препятствующее развитию их мужского, отцовского начала. Общество в целом и школа как его боевой авангард поощряют пассивную дисциплину, бездумное послушание и нетерпимо относятся к таким традиционно мужским качествам, как инициатива, выдумка, активность. В школах девочек меньше наказывают и больше хвалят, чем мальчиков. Девочки пользуются большим авторитетом и чаще становятся формальными лидерами. Так уже в школьном возрасте закладываются основы будущего доминирования женщины в семье.

Как же выйти современному мужчине из этого тупика?

 

 

Служение отца

 

            Служение отца в семье заключается в том, что собой и своей жизнью он должен явить ребенку мир, ввести его в общество, показать, каким человеком ему надо стать и к чему стремиться.

            Достоинство и самоуважение мужчины можно сравнить с рыцарским кодексом чести – своеобразным «идеальным поведением мужчины», - который возвысил образ рыцаря и оставил после себя множество подражаний во взрослой жизни и детской игре.

            Дерзнем сказать, что хороший отец своей жизнью, полной самоумаления, своим служением семье уподобляется Богу, и в этом состоит призвание каждого мужчины, вступающего в брак. Путь отцовства не менее героический, чем подвиг монашества, а подвиги, совершаемые отцом ежедневно ради своих детей, может быть, не так потрясают воображение, как поступки какого-нибудь киногероя, зато именно они творят мир, так как направлены они на сотворение и воспитание нового человека.

             Мужчина как глава семьи всегда чувствует свою ответственность не только за материальное положение своих детей, но и за тот жизненный путь, который они выбирают.

            Тому, что сейчас в мире наблюдается кризис мужественности, есть простое объяснение. Испугавшись создания семьи и отцовства, мужчина не может стать собой, так как в самое определение мужчины заложены его главные функции – мужа и отца. Успешность в бизнесе, карьера, развлечения – все это не приносит человеку настоящего удовлетворения собой, порождая депрессии и извращения. Мужчина, потерпевший фиаско в роли отца, никогда не сможет заместить этот провал успехами в другой деятельности.

 

Отец как царь и правитель

           

            Как известно, главная обязанность царя – управлять и защищать. К тому же призван и мужчина в семье. Отличие царя от, например, президента в том, что царь является помазанником Божьим, то есть в Таинстве Миропомазания ему преподаются Божественная благодать и благословление на управление людьми и государством. Мужчине такая благодать сообщается в Таинстве Венчания, когда на головы мужа и жены надеваются брачные венцы – символы новой жизни, подвига и мученичества, символ царского достоинства человека.

            От мужчины как мужа и отца зависит благосостояние его маленького государства – семьи. И то, как он ей будет управлять, насколько он способен, подобно государю, пожертвовать собой и своими эгоистическими интересами ради своей жены и детей, будет зависеть судьба и его, и его близких. «Государство – это я», - сказал Людовик XIV. Эта фраза означала, что отныне его судьба и судьба государства неразрывно связаны. Государь не может развестись со своим государством, никогда в истории человечества государь добровольно не оставил трона, а казнь царя символизировала гибель царства, смену эпохи, «конец времени». Святой государь Николай II, которого вынудили к отречению его ближайшие соратники, дал столь требуемую свободу своему народу, убоясь кровопролития и гибели страны. Чем это обернулось? «Разведенная» нация чуть было не уничтожила самое себя. Вспомним другой хрестоматийный пример. Так нелюбимый свободомыслящей интеллигенцией муж Анны Карениной, символизирующий тиранию государства и Церкви над личностью, не дает Анне развода. Как вы думаете, почему? Неужели только из непонятной жалости к себе и мелкой мстительности? А может быть, от того, что до последнего он хочет сохранить для нее возможность к отступлению, к возвращению, к покаянию? Хочет спасти ее от пропасти разврата? Ведь не отсутствие развода погубило Анну, а муки совести и страсть, у которой не было будущего. В подобной ситуации другая героиня, Татьяна Ларина, сумела дать достойный ответ Евгению Онегину.

            Есть некоторые ситуации, в которых человек имеет право нечто приказать своей семье. Он обязан, часто вопреки мнению окружающих, совершить то, что ему подсказывает совесть, несмотря на то, что его решение может показаться «непопулярным». Отец вправе защитить семью от растления и агрессии, которые сегодня считаются нормой. Отец имеет право определить некоторые основополагающие правила для своей семьи. Например, в какое время семья будет собираться вместе; до какого часа можно детям отсутствовать; какие развлечения допустимы, а какие необходимо исключить; сколько ребенок может смотреть телевизор, какие это будут программы; в какую школу устроить ребенка и т.д. К сожалению, в нашей стране эти вопросы принято возлагать на женщин. Может быть, и поэтому мужчины испытывают кризис? Отец имеет не только привилегию, но обязанность указывать своей семье, что она имеет право делать и чего нет. Конечно, жена может иметь свое мнение, и мы вовсе не призываем к тому, чтобы женщина потеряла право участвовать в судьбе своих детей. Есть одна древняя мудрость, которая очень точно передает отношение мужа к своей жене: «Если твоя жена маленького роста – наклонись, чтобы слышать ее шепот».

            Отец должен осознать и сформулировать цель воспитания своего ребенка, ответив на вопросы:

·          Кого я воспитываю?

·          Какие душевные свойства я хочу привить своему ребенку?

·          Как я могу помочь ребенку максимально раскрыть и развить свои таланты (а не мои амбиции)?

Ответы на эти вопросы и послужат той путеводной нитью, держась за которую отец будет выбираться из лабиринта многочисленных испытаний, посылаемых жизнью.

Старец Паисий Святогорец писал: «Родители должны духовно помогать детям, когда те еще маленькие, потому что, когда они маленькие, их недостатки тоже малы, и их легко отсечь. Они похожи на молодую картошку, кожица которой легко сходит, стоит только потереть. Однако если картошка полежит, то потом, чтобы ее почистить, требуется нож. А если она еще и подпорчена, то надо врезаться этим ножом глубже…»

Не следует также забывать об опасности, когда отец, проецируя на ребенка свое мировосприятие, способен внушить ему страх перед жизнью, неуверенность в своих силах, породить уныние чересчур авторитарным воспитанием или, наоборот, своей слабостью перед жизнью. Чрезмерные требования, желание реализовать посредством ребенка свои мечты, разочарование в том, что ребенок «не такой, как хотелось бы» рикошетом ударят по беззащитной детской душе.

            Итак, отец – этот тот, кто воспитывает. Но воспитывает не только бесконечными замечаниями, бытовыми придирками или, наоборот, вседозволенностью, сколько тем, что выделяет ребенку место рядом с собой, в своей жизни, как еще слабому, но уже человеку.

            Сложно представить, чтобы идеолог, «лучше всех» знающий, как должен выглядеть мир, был бы хорошим отцом. Ведь такой «идеолог» «заранее знает», как должен выглядеть его ребенок. И каждый родитель, не глубоко копнув, обнаружит в себе такого «наставника», у которого есть готовый рецепт исправления «нехорошего ребенка», который доставляет так много хлопот в повседневной жизни, рецепт как сделать его «хорошим», закрыв глаза на то, кем ребенок является в действительности. Дело в том, что родители бессознательно стремятся упростить сложный мир ребенка, подогнать его под удобную для себя модель. Так создаются «роли» в семье, когда и взрослые, и дети играют по заданной поведенческой схеме, сведя реальное общение к набору стандартных реакций. Подробно такие «игры» описаны в литературе по психологии, и каждый желающий может с ними ознакомиться, определив, к какому типу относится он сам.

            И здесь мы приходим к мысли о важности уважения к своему ребенку. Уважения его реальности, его действительности, просто того факта, что он есть.

            Ребенок – это всегда гость, которого мы должны принять, помочь, обучить навыкам жизни в своем мире. И мы всегда должны помнить, что настанет момент, когда он перешагнет через порог нашего дома и пойдет по своему собственному пути.

            Еще одна характерная черта отца – это немногословность, молчаливость. Служение отца не требует большого количества слов. Здесь каждое дело, каждый жест говорят сами за себя. Вот отец подкидывает хохочущего малыша к потолку. Вот, сосредоточенно сопя, он выстругивает меч их палочки. Вот отец чинит велосипед и учит ребенка правильно держать инструмент. Вот они вместе разжигают костер или забрасывают удочки. А вот он ведет всю семью в кафе, разрешая выбрать любую сладость. Отец всегда рядом, пусть он на втором плане жизненной картины, или в ней присутствуют только вещи, сделанные его руками. У нас не существует праздника «День мужчины и отца», вся ответственность за воспитание в нашем обществе видимым образом ложится на мать. Но истинная слава отца – это будущее его ребенка. И для ребенка этот молчаливый покой отца – покой, в котором тот, не стремясь к выигрышной роли, спокойно живет и работает, по-мужски заботясь о своей семье, является всегда фактором огромной значимости. Особенно в те моменты, когда рушатся устоявшиеся стереотипы, когда гибнут ценности. Потому что слава мира сего исчезает быстро, покой же отца всегда остается источником спокойствия для сына.

 

(Продолжение следует)

30 ноября 2007
(0 голосов, средний: 0 из 5 оценок)
Уважаемые посетители, здесь Вы можете написать комментарий к статье. Редакция "Детской" не дает профессиональных консультаций.
Другие статьи
Оскуднение любви
Одиночество влечет за собой невозможность полноценных межличностных отношений, невозможность любви к другому, понимания другого. А это состояние гибельно.
Здоровье
25 ноября 2007
Оскуднение любви
Одиночество влечет за собой невозможность полноценных межличностных отношений, невозможность любви к другому, понимания другого. А это состояние гибельно.
Здоровье
25 ноября 2007
Оскуднение любви
Одиночество влечет за собой невозможность полноценных межличностных отношений, невозможность любви к другому, понимания другого. А это состояние гибельно.
Здоровье
25 ноября 2007