Малыш в кризисе
Да, вы имеете дело с самым настоящим кризисом, неизбежным в любом развитии. И это абсолютно закономерно: ведь, по сути, любое развитие состоит, во-первых, из накопления мелких, незаметных изменений, а во-вторых, из резких перемен, происходящих скачками. Человек - не исключение: его жизненный путь проходит через несколько этапов развития. Каждый этап отличается своеобразным сочетанием психологических качеств, которые на этот момент являются главными. Становится главным что-то другое - и наступает кризис. То есть кризис - это норма, явление необходимое. Если он не наступает, значит, на каких-то предыдущих этапах не было освоено что-то важное, не были достаточно развиты нужные психические качества.
Сроки наступления кризисов, их длительность и глубина у всех разные, однако они подчинены общим закономерностям. Психологи выделяют четыре критические точки в развитии ребенка. По возрасту они соответствуют: первому году жизни; трем годам; шести-семи годам и тринадцати - шестнадцати годам. Поговорим об особенностях этих важных моментов.
Кризис первого года жизни наступает тогда, происходят следующие три процесса:
- долгожданные первые шаги, начало ходьбы, которая теперь становится основной формой передвижения в пространстве;
- становление речи, начало сознательного общения;
- возникновение протеста: именно в этом возрасте ребенок осознает себя как отдельную личность и потому начинает противопоставлять себя другим.
Кризис трехлетнего возраста проявляется совершенно иначе. Его называют "возрастом строптивости" ? и не зря: основная его черта - упрямство. Причем малыш настаивает на чем-либо не потому, что ему так уж сильно этого хочется, а потому, что этого потребовал именно он сам. Мало того, ? он отказывается что-либо делать только потому, что это исходит от взрослых. Стремление к самостоятельности выходит на первый план - ребенок все хочет делать сам. Казалось бы, только недавно он был ласковым и послушным, и вдруг стал строптивым, постоянно всем недоволен, сопротивляется любым попыткам вмешательства в его жизнь. Теперь он совершенно не похож на прежнее милое создание, которое вы водили за ручку…
В шесть - семь лет наступает новый кризис. Ребенок вдруг начинает как-то искусственно "ломаться", манерничать, меняются движения, походка, в поведении появляется что-то нарочитое, нелепое, какая-то вертлявость и паясничанье. Исчезают наивность и непосредственность, ребенок осознает и фиксирует свое состояние: "я радуюсь", "я сержусь", "я добрый", "я сердит". Его переживания становятся осознанными, мало того - уже может происходить внутренняя борьба с противоречиями в этих переживаниях: "хочу, но боюсь", "надо, но не хочу" и т. п. Продолжается активное осмысление окружающего мира и постепенно определяется место собственного "я" в нем.
Новый сдвиг в развитии начинается примерно с тринадцати лет. Впрочем, в последнее время наступление подросткового перелома "помолодело": теперь специалисты отмечают его нередко уже в девять - одиннадцать лет. В это время происходят глубокие изменения и в физиологии, и в интеллекте, и в качестве отношений со взрослыми и сверстниками.
Это самый трудный и сложный из всех кризисов, ? переход от детства к взрослости. Главное его содержание можно выразить тремя важнейшими понятиями: самопознание, самовыражение и самоутверждение. Именно в это время у подростка усиливается стремление быть взрослым. Но родители по-прежнему считают его ребенком, и именно это, как правило, приводит к семейным конфликтам. Подросток реагирует на опеку окружающих почти всегда агрессивно, ? это знакомо многим родителям. А причина одна: он утверждает себя в новой роли, и это неизбежно, этого требуют законы развития личности. Причем сам он, как правило, не осознает этой причины, и потому обращаться к его рассудку бесполезно: никакие аргументы, никакие призывы к здравому смыслу не могут изменить его линию поведения.
Общая картина подросткового кризиса знакома многим, не зря этот возраст называют трудным.
Итак, кризисы - это необходимые этапы в развитии ребенка. Через них проходили когда-то и мы с вами. Но вот то, как минует человек эти важные моменты своего становления, во многом зависит от реакции окружающих, в первую очередь родителей. Неграмотное, неосознанное вмешательство ничего, кроме вреда, не принесет, оно лишь оставит болезненные рубцы в психике растущего человека. Да, кризисное поведение можно подавить насильственным путем, ? ребенок ведь в ваших руках. Но… Тогда следующий кризис будет "бурным" вдвойне: подавленное должно быть "отработано". Если же родители готовы встретить очередной кризисный возраст и спокойно на него отреагировать, то все, как говорится, постепенно образуется. Важно помнить: неадекватное, порой даже буйное поведение ребенка - это признак того, что все идет как надо, что линия поведения родителей выбрана правильно, с полным уважением к растущей личности. И наоборот: если кризисный возраст наступил, а ожидаемых отклонений в поведении ребенка что-то не наблюдается, то, значит, что-то в его развитии не так, в чем-то он отстает.
Кроме того, внимательным родителям особенности каждого кризиса помогут понять, в какой степени развито у их ребенка то или иное качество, не выходит ли оно за пределы нормы. А значит, можно будет определить, куда направить в дальнейшем родительское внимание.
Кризисы неизбежны, однако не стоит думать, что они непременно должны вызывать отрицательные эмоции, сопровождаться постоянным негативизмом. Следует иметь в виду, что сроки их наступления, длительность и глубина зависят не только от индивидуальных особенностей ребенка, но и от поведения взрослых. Попробуйте изменить свой стиль общения, предоставьте маленькой личности больше самостоятельности, и все постепенно наладится, и кризис пойдет только на пользу растущему человеку.
Источник: beautytime.ru; автор: Елена Щербакова, психолог