Малыш в кризисе

Да, вы имеете дело с самым настоящим кризисом, неизбежным в любом развитии. И это абсолютно закономерно: ведь, по сути, любое развитие состоит, во-первых, из накопления мелких, незаметных изменений, а во-вторых, из резких перемен, происходящих скачками. Человек - не исключение: его жизненный путь проходит через несколько этапов развития. Каждый этап отличается своеобразным сочетанием психологических качеств, которые на этот момент являются главными. Становится главным что-то другое - и наступает кризис. То есть кризис - это норма, явление необходимое. Если он не наступает, значит, на каких-то предыдущих этапах не было освоено что-то важное, не были достаточно развиты нужные психические качества.
Сроки наступления кризисов, их длительность и глубина у всех разные, однако они подчинены общим закономерностям. Психологи выделяют четыре критические точки в развитии ребенка. По возрасту они соответствуют: первому году жизни; трем годам; шести-семи годам и тринадцати - шестнадцати годам. Поговорим об особенностях этих важных моментов.
Кризис первого года жизни наступает тогда, происходят следующие три процесса:
- долгожданные первые шаги, начало ходьбы, которая теперь становится основной формой передвижения в пространстве;
- становление речи, начало сознательного общения;
- возникновение протеста: именно в этом возрасте ребенок осознает себя как отдельную личность и потому начинает противопоставлять себя другим.
Кризис трехлетнего возраста проявляется совершенно иначе. Его называют "возрастом строптивости" ? и не зря: основная его черта - упрямство. Причем малыш настаивает на чем-либо не потому, что ему так уж сильно этого хочется, а потому, что этого потребовал именно он сам. Мало того, ? он отказывается что-либо делать только потому, что это исходит от взрослых. Стремление к самостоятельности выходит на первый план - ребенок все хочет делать сам. Казалось бы, только недавно он был ласковым и послушным, и вдруг стал строптивым, постоянно всем недоволен, сопротивляется любым попыткам вмешательства в его жизнь. Теперь он совершенно не похож на прежнее милое создание, которое вы водили за ручку…
В шесть - семь лет наступает новый кризис. Ребенок вдруг начинает как-то искусственно "ломаться", манерничать, меняются движения, походка, в поведении появляется что-то нарочитое, нелепое, какая-то вертлявость и паясничанье. Исчезают наивность и непосредственность, ребенок осознает и фиксирует свое состояние: "я радуюсь", "я сержусь", "я добрый", "я сердит". Его переживания становятся осознанными, мало того - уже может происходить внутренняя борьба с противоречиями в этих переживаниях: "хочу, но боюсь", "надо, но не хочу" и т. п. Продолжается активное осмысление окружающего мира и постепенно определяется место собственного "я" в нем.
Новый сдвиг в развитии начинается примерно с тринадцати лет. Впрочем, в последнее время наступление подросткового перелома "помолодело": теперь специалисты отмечают его нередко уже в девять - одиннадцать лет. В это время происходят глубокие изменения и в физиологии, и в интеллекте, и в качестве отношений со взрослыми и сверстниками.
Это самый трудный и сложный из всех кризисов, ? переход от детства к взрослости. Главное его содержание можно выразить тремя важнейшими понятиями: самопознание, самовыражение и самоутверждение. Именно в это время у подростка усиливается стремление быть взрослым. Но родители по-прежнему считают его ребенком, и именно это, как правило, приводит к семейным конфликтам. Подросток реагирует на опеку окружающих почти всегда агрессивно, ? это знакомо многим родителям. А причина одна: он утверждает себя в новой роли, и это неизбежно, этого требуют законы развития личности. Причем сам он, как правило, не осознает этой причины, и потому обращаться к его рассудку бесполезно: никакие аргументы, никакие призывы к здравому смыслу не могут изменить его линию поведения.
Общая картина подросткового кризиса знакома многим, не зря этот возраст называют трудным.
Итак, кризисы - это необходимые этапы в развитии ребенка. Через них проходили когда-то и мы с вами. Но вот то, как минует человек эти важные моменты своего становления, во многом зависит от реакции окружающих, в первую очередь родителей. Неграмотное, неосознанное вмешательство ничего, кроме вреда, не принесет, оно лишь оставит болезненные рубцы в психике растущего человека. Да, кризисное поведение можно подавить насильственным путем, ? ребенок ведь в ваших руках. Но… Тогда следующий кризис будет "бурным" вдвойне: подавленное должно быть "отработано". Если же родители готовы встретить очередной кризисный возраст и спокойно на него отреагировать, то все, как говорится, постепенно образуется. Важно помнить: неадекватное, порой даже буйное поведение ребенка - это признак того, что все идет как надо, что линия поведения родителей выбрана правильно, с полным уважением к растущей личности. И наоборот: если кризисный возраст наступил, а ожидаемых отклонений в поведении ребенка что-то не наблюдается, то, значит, что-то в его развитии не так, в чем-то он отстает.
Кроме того, внимательным родителям особенности каждого кризиса помогут понять, в какой степени развито у их ребенка то или иное качество, не выходит ли оно за пределы нормы. А значит, можно будет определить, куда направить в дальнейшем родительское внимание.
Кризисы неизбежны, однако не стоит думать, что они непременно должны вызывать отрицательные эмоции, сопровождаться постоянным негативизмом. Следует иметь в виду, что сроки их наступления, длительность и глубина зависят не только от индивидуальных особенностей ребенка, но и от поведения взрослых. Попробуйте изменить свой стиль общения, предоставьте маленькой личности больше самостоятельности, и все постепенно наладится, и кризис пойдет только на пользу растущему человеку.

Источник: beautytime.ru; автор: Елена Щербакова, психолог

18 сентября 2007
(0 голосов, средний: 0 из 5 оценок)
Уважаемые посетители, здесь Вы можете написать комментарий к статье. Редакция "Детской" не дает профессиональных консультаций.
Другие статьи
12-й месяц жизни
Пожалуй, самое памятное событие первого года жизни малыша – это первые самостоятельные шажки по комнате без падений и поддержки. Сначала он ходит, широко расставляя ножки, спотыкаясь и балансируя...
Здоровье
02 ноября 2007
Как избежать невроза у детей
А.И.Захаров видит причины детских неврозов в несовершенстве семейных отношений. Но, таким образом, проблема становится похожа на замкнутый круг: родители несут из своего детства свои страхи...
Здоровье
10 августа 2007
Гнев
Причиной гнева чаще всего являются физические или психологические препятствия, мешающие удовлетворению потребности или достижению цели действий, замыслов человека.
Здоровье
28 августа 2007