КЛЮЧИ ПОНИМАНИЯ

Уважительность - основа нравственности

Одно из самых размытых понятий современной педагогики - «нравственность». Педагоги и родители ратуют за «нравственное воспитание», ругают молодое поколение за «безнравственность». Прежде чем говорить о нравствен¬ности, определим, что это такое.
Нравственность - это совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг ко другу. Основа нравственности - это уважение: к себе, к другим, к ок¬ружающему миру и обстоятельствам.
Уважать человека - значит считать его важным, значимым, достойным чести.
Уважение к себе требует отношения к своей жизни, к телу и душе как к чему-то, имеющему ценность. Уважать себя - значит не допускать разрушительных действий в отношении самих себя. Бичи современной жизни - нарко¬мания, алкоголизм, проституция - следствие неуважения человека к самому себе.
Уважение к другим означает, что мы признаем за другими людьми такую же ценность, достоинство и права, как и за собой.
Нравственность базируется на уважении, хотя и не исчерпывается им. Уважение - основа общения, отноше¬ний и взаимопонимания между людьми.
Чувство уважения не появляется внезапно, но начинает проявляться в зависимости от того, насколько родители внешне проявляют уважение к своим детям. Уважение родителями детей - сеяние. Ответное уважение детьми ро¬дителей - это жатва.
Способность быть уважительным и благодарным характеризует нравственную зрелость человека.
Активное стремление изменять, исправлять людей, неспособность выслушать чужое мнение, критический настрой по отношению к окружающим, агрессивное непри¬ятие всего, что «не мое», говорит о низком уровне нравст¬венности человека,
Уважать ребенка означает видеть в нем личность. Одна мама, осознавшая свои родительские неправды, ска¬зала однажды: «Я должна напоминать себе, что мои дети - это прежде всего Божьи дети, а не мои собственные ма¬рионетки, ждущие, чтобы я дергала их за ниточки».
Родители вправе обучить детей тому, что они должны воздавать им ответное уважение, однако требовать ответ¬ного уважения необходимо с учетом развития нравствен¬ного мышления ребенка.
Нравственное воспитание вовсе не означает полное попустительство, разрешение детям не считаться с родите¬лями. Родители не должны позволять ребенку безнаказан¬но говорить с ними неуважительным, оскорбительным тоном; ни с ними, ни с кем-то другим.
Мы должны настаивать на том, чтобы вежливость была взаимной, напоминая о том уважении, которое мы проявляем к ним, и спрашивать, что им больше нравится: взаимное уважение или взаимные оскорбления.
Уважая детей и требуя уважения в ответ, мы препода¬ем им урок, лежащий в самой сердцевине нравственного развития: поступай с другими так, как хотел бы, чтобы по¬ступали с тобой.
 

29 октября 2009
(0 голосов, средний: 0 из 5 оценок)
Уважаемые посетители, здесь Вы можете написать комментарий к статье. Редакция "Детской" не дает профессиональных консультаций.
Другие статьи
ДВЕРИ АДА ЗАПЕРТЫ ИЗНУТРИ
Для чего Христос приходил на землю? Символ веры отвечает предельно четко: «Нас ради человек и нашего ради спасения». Так в чем же состоит это спасение? Оно уже состоялось или мы его еще...
Православие
06 ноября 2009
Православный словарь для маленьких (продолжение)
разъяснение православных слов для малышей
Православие
20 ноября 2008
Чудо Богородицы
Автор: Ксения
Интересно
19 февраля 2008