Играем в математику. Первый счет

В 5-летнем возрасте ребенок не только считает от 1 до 10, но и “наоборот” – от 10 до 1.Он с удовольствием примет участие в игре “Считай дальше” (взрослый бросает мяч и говорит “один”, малыш, поймав мяч, отправляет его обратно и продолжает счет).
Очень полезной будет игра “Найди соседей” (у числа 2 “соседи” – 1 и 3. Как ты думаешь, какие “соседи” у числа 3?)

Обычно в этом возрасте дети уже знакомы с цифрами.


Вырежьте небольшие квадратики из картона и напишите на каждом число от 1 до 10. Предложите ребенку “правильно” выложить карточки (по порядку). 


Малышу понравится игра “Какое число потерялось?” (попросите его закрыть глаза и уберите одну карточку. Открыв глаза, ребенок должен определить, какого же числа не хватает).


Кроме карточек, можно использовать кубики с цифрами. Из них малыш с удовольствием построит “числовые ступеньки”, по которым пройдет любимый медвежонок, считая от 1 до 10 и в обратном порядке от 10 до 1. (такой счет в результате тренировочных упражнений должен быть доведен до автоматизма.)

Итак, в ходе ваших занятий ребенок должен усвоить, как каждое число обозначается печатной цифрой, какое место занимает оно в ряде от 1 до 10, после какого и перед каким числом его называют при счете.


Малыш должен понять, что каждое последующее число образуется из предыдущего и еще одной единицы (разумеется, эта формулировка – для родителей, а не для запоминания детьми).


Предложите игру “Сколько стало?” Пусть малыш посадит на коврик три игрушки, а вы – еще одну. Спросите, сколько их стало. Обратите внимание ребенка на то, как получилось четыре игрушки (к трем прибавили один).


Очень полезными будут игры, в ходе которых дети учатся получать большее число из двух меньших (как мы можем перевезти на грузовичке 5 кубиков, если все не помещаются в кузове? Можно взять сперва 4 кубика, а затем перевезти еще 1. Или сначала – 3, а потом 2 и т.д.) Решая подобные задачи, ребенок усваивает состав чисел первого десятка.
Раскладывайте на тарелки яблоки, расставляйте в вазы цветы (Как мы можем разложить 9 яблок на 2 тарелки? Как 10 цветов можно расставить в две вазы?) Создавайте всевозможные игровые ситуации – и через некоторое время ваш малыш, не задумываясь, расскажет, что число 6 можно получить, если к 5 прибавить 1, к 4 прибавить 2 или к 3 прибавить 3.


При изучении состава каждого числа можно использовать такие игры:
“Найди пару” (назови любое число до 10. Ты выбрал 8? Теперь я возьму одну карточку с цифрой, а ты подбери другую так, чтобы наши числа при сложении образовали число 8.) Можно использовать также устный вариант этой игры.


“Дополни число до...” (число, которое я назову, нужно дополнить до 8. Я называю 6. Сколько единиц не хватает, чтобы стало 8?) Поначалу ребенку легче будет справиться с заданием, если вы используете счетный материал (палочки, кружочки и т.д.) Тогда малыш увидит, что нужно взять 2 единицы, чтобы число 6 дополнить до 8. Постепенно нужно перейти к выполнению подобных заданий без опоры на наглядность.


Сложение и вычитание в пределах десяти. Задачи

Конечно же, ваш малыш уже знаком с простейшими примерами на сложение и вычитание, с задачами на нахождение суммы и разности.
К кормушке прилетели 3 синички и 2 воробья. Сколько всего птичек собрались пообедать? (Задача на нахождение суммы.)
У зайчика было 4 морковки. Он съел 1 морковку. Сколько осталось? (Задача на нахождение разности.)


Пришла пора ознакомить ребенка с самим понятием “задача”, ее структурой.
Расскажите, что в задаче есть условие, вопрос, решение и ответ. Пусть малыш сам научится составлять задачи, предлагая решить их вам и другим детям. Обращайтесь к нему с просьбой придумать задачу, скажем, с числами 3 и 2.
Поиграйте в игру “Найди задачу”. (В предложенном вами рассказе должна содержаться задача, а ребенок ее “находит”, отличая от загадок и просто вопросов.)


Для решения можно ввести новые виды задач, например:
У Алеши было 5 красных кубиков, а синих – на 1 меньше. Сколько синих кубиков у Алеши?
На арене цирка выступают 4 тигра и 3 льва. На сколько больше тигров, чем львов?

Производя вычисления в ходе решения задач, дети могут пользоваться фишками (они заменяют предметы, о которых говориться в задаче). Фишками послужат вырезанные из картона квадратики, кружочки и т.п.

Теперь поговорим о сложении и вычитании в пределах 10-ти. 


Малыш получает достаточное количество устных упражнений в ходе изучения состава чисел и решения задач. Кроме этого, нужно познакомить ребенка с понятиями “сумма”, “разность”, знаками “плюс”, “минус”, “равняется” и научить “записывать” примеры. Малыш еще не умеет писать, но он может “выложить” их при помощи изготовленных вами или купленных карточек (цифры и знаки).
Занимаясь с ребенком, играйте в “школу”, причем вы должны выступать как учителем, так и учеником. Не забудьте записать в ученики любимого медвежонка, куклу Барби и всех желающих членов семьи. Бабушка вашего малыша наверняка обрадуется, если строгий “учитель” поставит ей “пятерку” за правильно выполненное задание.


Готовя ребенка к школе, родители должны помнить, что добиться усвоения необходимого учебного материала – не первостепенная задача. Главное – вызвать у малыша интерес к учебе, желание пойти в школу.


Избегайте перегрузок при обучении, не ждите, когда ребенок устанет или ему станет скучно. “Урок” лучше закончить до того, как познавательная активность малыша начнет падать. Определить это очень просто: если в конце занятия ваш ребенок просит “еще немножко посчитать” – вы на верном пути.



Бубнова Ксения Александровна

г. Киев, СШ №164

учитель начальных классов 1 категории

Источник: http://uaua.info/



26 июня 2008
(1 голосов, средний: 3.0 из 5 оценок)
Комментарии (3)
Уважаемые посетители, здесь Вы можете написать комментарий к статье. Редакция "Детской" не дает профессиональных консультаций.
SYSLIK
28 ноября 2011
20:52
мда
Другие статьи
Лепим, рисуем, делаем аппликации, а также многое другое
Рисовать можно не только красками, но и свекольным соком, и зеленкой -особенно, если вы знаете, что ваш малыш будет пробовать на вкус все краски. Для гуаши лучше взять жесткие щетинистые кисти, а...
Развитие и воспитание
27 августа 2007
ДЕТСКИЙ САД: ГОТОВНОСТЬ № 1
Встреча с детским садом – еще один шаг к самостоятельности. Вы решили, что малышу пора отправляться в свободное плавание? Подготовку начните заранее, тогда матрос справится с бурями и со штилем.
Развитие и воспитание
03 марта 2008
Г. ДОМАН
Книги Домана "Как воспитать гения" (В серию входят книги "Как научить ребенка читать", "Как научить ребенка математике", "Как дать ребенку энциклопедические знания", "Как физически развить...
Развитие и воспитание
06 октября 2007