Игра - это жизнь!

ВВЕДЕНИЕ
В игре происходит контакт, он опосредован речью – у ребёнка развивается речь. Раннее развитие речи способствует накоплению словарного запаса – это ведёт к раннему психическому развитию детей. Складывается особый тип мышления – творческий. Так через игры можно из маленького человечка развить творческую личность.

ИГРА
Главным в игре детей-дошкольников является роль, которую берет на себя ребенок. В ходе осуществления роли преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности. Так родилась гипотеза, что мнимая ситуация, в которой ребенок берет на себя роли других людей и реализует типичные для них действия и отношения в особых игровых условиях, есть основная единица игры. Существенным моментом создания такой игровой ситуации является перенос значений с одного предмета на другой. Эта мысль не нова. Уже Дж. Сели писал: «Сущность детской игры заключается в исполнении какой-нибудь роли» и «здесь мы встречаемся с тем, что составляет, может быть, самую интересную черту детской игры, - с превращением самых ничтожных и малообещающих вещей в настоящие живые существа».

Игра – роль в развитии – то, чем она обращена к будущему – что из нее вырастает; правила – школа воли (труд у школьника), мнимая ситуация – путь к абстракции. Единство мнимой ситуации и правила – снова проблема Спинозы (речь идет о занимавшей Л.С. Выготского проблеме единства интеллекта и воли). По-видимому, ступени мышления суть и ступени воли (с системной точки зрения на сознание – это понятно и ожиданно); воображение возникает в игре – это у тебя и абсолютно верно, и убедительно, и центрально по значению: до того нет воображения. Но прибавить еще правило + подражание (которое кажется, столь же центрально и столь же связано с мнимой ситуацией) – и получим главные моменты игры; разрешив их, создадим новое учение об игре.

При общении с детьми взрослые должны постоянно следить за своей речью, говорить не торопясь, четко произносить слова, соблюдать нормы литературного произношения.

Исследования последних лет показали, что речевая работа с дошкольниками должна организовываться на более высоком уровне, чем это было принято раньше, с учетом возросших потенциальных, интеллектуальных и речевых возможностей детей. Еще Н.К. Крупская предупреждала о том, как важно приучить ребят с детских лет думать, будить их самостоятельную мысль, развивать у них творческую поисковую жилку, создавая обстановку требующую от детей проявления повышенных умственных усилий.

Игра позволяет совершать чудеса в самом великом человеческом таинстве – педагогическом искусстве.

Игровая форма позволяет педагогу, с одной стороны, совместно с воспитанниками участвовать в деятельности, организовывать ее, а с другой активно и целенаправленно воздействовать на воспитанников. Для того, чтобы игра пошла, необходимо всем ее участникам, независимо от возраста, выполнять правила и требования ролей, которые они на себя берут во врем игры.

В игре любой участник может войти в азарт: начнет доказывать что-то, оспаривать, гневаться. Но все эти эмоции, если они проявляются в рамках игровых требований, лишь укрепляют игровое взаимодействие. В игре взрослый в чем-то становится ребенком, а точнее, принимает позицию ребенка. И эта позиция дает ему возможность мгновенно войти в мир детских переживаний, духовных ценностей, в структуру коллектива. Кроме того, игра настолько обнажает характеры детей, что наблюдательному педагогу сразу становятся понятными их истинные отношения друг к другу.

Место и роль мыслительных процессов, интеллекта в целом, формирование определенного склада мышления (системного, психологического) в процессе обучения, проблемы переноса знаний из области теоретического знания в область решения практических задач – еще один круг проблем, обсуждаемых в литературе в связи с преподаванием психологических дисциплин. Успешно обучается тот, кто причину своих неудач видит в собственных процессах, а не во внешних обстоятельствах и событиях.

Значение мыслительных процессов в жизни человека вообще и в процессе обучения в частности невозможно переоценить. Идеи и образы в умах людей, являются теми невидимыми силами, которые постоянно ими управляют и которым все и всюду оказывают полное подчинение.

Мир, в котором живет человек, становится все более сложным и противоречивым. Чтобы выработать разумную стратегию собственной жизни в этом мире, человеку необходим достаточно высокий интеллектуальный потенциал. Интеллект – это специфическая форма организации индивидуального ментального опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия, понимания и интерпретации происходящего. Чем выше уровень интеллектуального развития, тем сложнее по-своему составу и строению индивидуальный ментальный опыт и соответственно тем более субъективно богатой и в то е время объективированной является индивидуальная умозрительная картина мира.

Вместе с формированием новых более высоких форм мышления происходят существенные сдвиги в развитии всех других психических процессов. Происходит перестройка восприятия и памяти. Память становится смысловой, восприятие из анализирующегося, опирающегося на очевидные признаки, превращается в синтезирующееся, устанавливающее связи.

Мышление в процессе обучения не всегда функционирует достаточно интенсивно, чтобы обеспечивалось гарантированно высокое усвоение учебного материала. Как раз из-за того, что многое приходится обучаемым запоминать, «работать» только памятью, общий уровень усвоения знаний оставляет желать лучшего.

Чтобы поднять качество усвоения, необходимо стимулировать работу мышления специальными педагогическими (методическими) средствами. Таким средством, по мнению Б.Ц. Бадмаева, является мыслительная задача, составленная на содержании изучаемого предмета и создающая проблемную ситуацию (что я и использую в своих играх).

Следующим этапом в разработке проблемы соотношения интеллектуального развития и обучения явились 60-е годы нашего столетия, когда в отечественной психологии возникает понятие «развивающегося обучения» и достаточно активно обсуждаются пути его реализации в отечественной школе. В этом направлении активно работали такие известные психологи, как П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.

Развивающее обучение – это устоявшееся понятие в психологии, под которым понимается движение от общего к частному в соответствии с принципом дифференциации. Именно такое построение учебного материала дает ученику возможность ориентироваться в научном знании, расширяя свои представления об изучаемом явлении.

Источник: detki-74.ru; автор: Наталья Калашникова
28 августа 2007
(0 голосов, средний: 0 из 5 оценок)
Уважаемые посетители, здесь Вы можете написать комментарий к статье. Редакция "Детской" не дает профессиональных консультаций.
Другие статьи
Тайна братьев Монгольфье
Вкратце все выглядит так: родитель-ведущий объявляет о начале игры. Он намекает, что воздушные шары часто хранят в себе тайны. Дети ищут и находят шар, в котором спрятано письмо братьев Монгольфье.
Развитие и воспитание
30 сентября 2007
Разноцветный мир игры
А что, если запастись терпением и начать заниматься с малышом развивающими играми, позволяющими не просто выучить названия цветов, но и развить память, мышление, воображение?
Развитие и воспитание
14 октября 2007