Гнев

Причиной гнева чаще всего являются физические или психологические препятствия, мешающие удовлетворению потребности или достижению цели действий, замыслов человека. Этими препятствиями могут быть физические преграды, общественные правила и законы, собственные слабости. Но гнев могут вызывать и оскорбления личностного достоинства, повседневные страдания, прерывание "цикла" получения удовольствия, принуждения и наказания. Состояние человека в гневе можно описать словами поэта В. Высоцкого: "Я сейчас взорвусь как триста тонн тротила. Во мне заряд немыслимого зла..." - кровь "закипает", лицо "полыхает", мышцы напрягаются, появляется желание напасть на источник гнева. Переживание гнева характеризуется высоким уровнем напряжения и импульсивности. Чувство уверенности в себе при гневе значительно выше, чем при любой другой эмоции. Обычно гневу предшествуют ощущение полного провала и несостоятельности, чувства предательства, разочарованности, обиды, несправедливости и несовершенства окружающего мира. При этом часто появляются мысли разрушительного содержания, агрессивные и мстительные желания. Иногда именно поэтому ребенка выражающего свой гнев воспринимают как агрессивного. Действительно, в гневе он может разбить тарелку или ударить другого ребенка. На самом же деле очень часто агрессивное поведение - это не только проявление гнева, но и отражение реальной ситуации, в которой оказался ребенок. В. Оклендер отмечает, что ребенком, который обнаруживает деструктивное поведение, движет чувство гнева, отверженности, незащищенности, тревоги, обиды и часто неспособность к четкому восприятию своей личности. У него также часто отмечается низкая самооценка. Он неспособен или не хочет, или боится выразить то, что чувствует, потому что если он это сделает, он может утратить силу, лежащую в основе агрессивного поведения. Он чувствует, что должен сохранить ту же линию поведения, что это путь, способствующий выживанию. Это происходит примерно так. Психика ребенка с неудовлетворенной потребностью пытается использовать все средства необходимые для достижения равновесия. Ребенок может просто высвободить энергию гнева, выразив ее каким-либо образом. Ребенок может прибегнуть к так называемой "ретрофлексии" гнева, тогда он будет делать с собой то, что хотел бы сделать с другими. Он может биться головой об стену, выдергивать себе волосы, "душить" себя приступами астмы, "сжигать" свой желудок до тех пор пока не появится язва, напрягать мышцы до судорог, головной боли, резей в животе. Ребенок может прибегнуть к так называемой "дефлексии" гнева, т.е. ни при каких обстоятельствах не выражать подлинного чувства. Механизм таков: возникающий гнев спустя некоторое время забывается, но его энергия остается и должна быть выражена. Ребенок выталкивает ее и проявляет агрессивность. Его состояние немного улучшается, но ненадолго. Поскольку момент хорошего самочувствия быстро проходит, он снова и снова пытается вернуть его, постоянно повторяя агрессивные действия. Некоторые дети проецируют свой гнев на других, представляя себе, что все остальные гневаются на них или, что это другие, а не они сами, злые. Ребенок может также выразить гнев телесно через ночное недержание мочи или через сдерживание работы кишечника. Взрослые часто считают, что нарушения поведения у ребенка связано с его внутренними побуждениями, с каким-то внутренним стремлением к агрессии. Однако именно проблемы, связанные с его окружением, а не внутренние трудности, провоцируют ребенка. У него часто просто не достает способности справиться с окружением, которое возбуждает в нем чувства страха и гнева. Он не знает, как справиться и что нужно сделать с чувствами, которые порождает в нем это враждебное окружение. Когда ребенок пристает к кому-нибудь, он делает это потому, что не знает, что еще он может сделать. В первую очередь стоит разобраться с эмоциями, на основе которых возникает агрессия. Как правило, в какой-то степени придется признать, что именно присутствие гнева в его эмоциональном состоянии, побудило ребенка к таким действиям. Это может быть желание доставить такую же боль, какую он переживает сам. Может быть, ребенком руководит потребность испытать приятное чувство своего превосходства над взрослыми или сверстниками. Иногда дети ведут себя агрессивно из-за того, что в гневе не знают более мягкого способа для выражения своих чувств. Источник: deti.by; автор: И.А. Фурманов
28 августа 2007
(0 голосов, средний: 0 из 5 оценок)
Уважаемые посетители, здесь Вы можете написать комментарий к статье. Редакция "Детской" не дает профессиональных консультаций.
Другие статьи
Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или...
Семья и отношения
10 сентября 2007
Кормление грудью
Кормление грудью - это не только питание ребенка, которое обеспечивает ему начало жизни без болезней, хорошее развитие его сил и ума, но и воспитание любовного, доверительного отношения к родной...
Здоровье
09 октября 2007
Аномалии отношений
Что же будет с ребенком, лишенным родительской любви? Последствия могут быть самыми различными, с разными проявлениями, отсроченными по времени. От сложностей в характере до летального исхода....
Семья и отношения
25 января 2008