Г. ДОМАН
Глен Доман, основатель The Institutes for the Achievement of Human Potential (IAHP, Институт развития человеческого потенциала),
разработал методику, основанную на следующих принципах:
- самые лучшие преподаватели для малыша - его родители;
- обучение - это игра, которую следует прекращать раньше, чем ребенок устанет;
- не надо проверять своего ребенка;
- любознательность поддерживается быстротой и новизной.
Началось все в конце сороковых годов, когда несколько ученых решают заняться совершенствованием методов лечения детей, страдающих нарушениями мозговой деятельности. Ученые приходят к выводу, что активное стимулирование одного из органов чувств позволяет восстановить нарушенные функции. В частности, для ребенка, который не может ходить и даже ползать, весьма эффективным оказывается стимулирование зрения. Можно часто зажигать и гасить свет, показывать разноцветные предметы или предметы различной формы, а затем для возбуждения более сложной мозговой деятельности демонстрировать картинки с написанными на них словами. Так в начале 60-х годов они смогли доказать, что их методика действует! Позже методика стали применяться и к здоровым детям, что привело к поразительным результатам. Суть методики состоит в том, что на большие карточки пишут большими красными буквами слова (для обучения чтению), красные точки, количество которых соответствует какой-либо цифре (для обучения счету) или приклеивают картинку с каким-нибудь "битом знания", (для получения энциклопедических знаний).
Все человеческие знания подразделяются на 10 отраслей:
- биология история
- география
- музыка
- искусство
- математика
- физиология человека
- прикладные науки
- языки
- литература.
Эти отрасли, в свою очередь, делятся на категории. Например, для биологии категориями могут быть птицы, рыбы, деревья. Каждая категория включает в себя множество элементов. На карточках даются изображения этих предметов. Это и есть "биты интеллекта" показывают ребенку точно так же, как карточки "уроков" чтения. После того, как ребенку продемонстрировали таким образом около тысячи элементов, начинают повторный показ, но теперь сопровождающийся характеристикой, именуемой "программой развития интеллекта". Эти карточки показывают определенными порциями по несколько раз в день, начиная с 3 по 5 раз, постепенно вводят больше карточек и удаляют старые, увеличивая количество показов по мере развития ребенка.
Считается, что оптимальный возраст для начала обучения малыша - 3-6 месяцев. Начать в год - тоже неплохо. После двух лет ребенка учить будет с каждым годом сложнее. К шести годам полностью заканчивается развитие мозга, поэтому важно успеть до этих пор.